БАУЭР Бруно
0 комментариев
Немецкий философ, протестантский теолог, историк.
Из семьи ремесленника. Теологическое образование получил в Берлинском университете, находился под большим влиянием философии Г. В. Ф. Гегеля и его учеников Ф. К. Мархейнеке и А. Фатке. В 1834 защитил докторскую диссертацию. В 1834—1839 — приват-доцент Берлинского, в 1839—1842 — Боннского университетов. В этот период написал несколько работ, посвященных критике Ветхого и Нового Заветов, а также христианского государства, брака, семьи и т. д. с позиций крайне левого гегельянства. За распространение ереси в 1842 был лишен доцентуры.
В начале 1840-х Б. становится, наряду с Л. Фейербахом, одним из лидеров неогегельянства. После запрета цензурой и уничтожения тиража его атеистической книги «Das entdeckte Christenthum» (1843) начал заниматься историей Просвещения и Французской революции XVIII в. Отвергая гегелевскую «абсолютную идею», объявил абсолютным самосознание. Считал движущей силой истории умственную деятельность «критических личностей» и борьбу понятий в головах «критических критиков».
В 1850-х Б. вновь обратился к критике Нового Завета, доказывая, что не иудаизм сыграл основную роль в возникновении христианства, но что оно было продуктом греко-римского мира и возникло не в Палестине, а в Риме и в Александрии — двух основных культурных центрах того времени.
Антисемитизм Б. (Die Judenfrage, Braunschweig 1843) вызвал резкий ответ К. Маркса (Die Judenfrage, 1844), который критиковал философские взгляды Б. также в сочинениях «Святое семейство» и «Немецкая идеология».
После неудачи революции 1848—1849 в Германии Б. разочаровался в немецком либерализме. Он стал активным сторонником прусского консерватизма и предложенных О. Бисмарком путей объединения и развития Германии.
Сочинения:
Disraelis romantischer und Bismarcks socialistischer Imperialismus. Chemnitz, 1881;
Kritik der Geschichte der Offenbarung: Die Religion d. alten Testaments in der geschichtlichen Entwicklung ihrer Prinzipien dargestellt. 2 Bde. Berlin, 1838;
Kritik der evangelischen Geschichte des Johannes. Bremen, 1840;
Kritik der evangelischen Geschichte der Synoptiker. 2 v. Leipzig, 1841;
Kritik der evangelischen Geschichte der Synoptiker und des Johannes, Dritter und letzter Band. Braunschweig, 1842.
Автор статьи: А. Г. Матвеева.
© Российская Историческая Энциклопедия
- Moggach D. Philosophie und Politik bei Bruno Bauer. Frаnkfurt am Main, 2009
- Rosen Z. Bruno Bauer and Karl Marx. Hague, 1978
- Tomba M. Krise und Kritik bei Bruno Bauer. Kategorien des Politischen im nachhegelschen Denken. Frаnkfurt am Main, 2005
- Waser R. Autonomie des Selbstbewußtseins. Eine Untersuchung zum Verhältnis von Bruno Bauer und Karl Marx (1835—1843). Tübingen, 1994