АВВАКУМ ПЕТРОВ

0 комментариев

Протопоп, духовный лидер раннего старообрядчества, писатель и публицист.

В 1642 был рукоположен в дьяконы в с. Лопатищи (Нижегородский уезд), в 1644 стал священником. Позволил себе осуждать неблагочинные поступки «начальствующих» и влиятельных лиц клира. Не выдержав преследований «сильных людей», бежал в Москву. Подвижническая деятельность А. П. сделала его известным среди членов «Кружка ревнителей древнего благочестия», познакомивших А. П. с царем Алексеем Михайловичем, который оценил красноречие и цельность личности А. П. В 1652 А. П. выступает против обрядов реформы патриарха Никона, взявшего за основу греческий чин. Так было положено начало церковному расколу. Бунт «белого духовенства» был решительно пресечен Никоном. В августе 1653 А. П. был арестован и заключен в Спасо-Андрониковский монастырь. От расстрижения А. П. спасло заступничество царя. В сентябре 1653 последовал указ о ссылке А. П. в Сибирь. В Тобольске А. П. стал священником Вознесенской церкви. Но невоздержанность А. П. и его проповеди против «никоновской ереси» привели к высылке в 1655 протопопа в Якутский острог. Лишь в 1662 А. П. получил разрешение вернуться в Тобольск. Конфликт царя Алексея Михайловича с патриархом Никоном изменил положение А. П., и в мае 1664 он вернулся из ссылки. В марте 1666, в связи с подготовкой к церковному собору, на котором предполагалось рассмотреть дело патриарха Никона и расколоучителей, протопоп был переведен «под начал» в Пафнутьев Боровской монастырь. Поскольку А. П. не покаялся, в мае 1666 по решению собора он был лишен сана и предан проклятию. Летом 1667 А. П. был приговорен к ссылке в Пустозерск. 6 января 1681 в день Богоявления в Москве состоялось выступление московских старообрядцев, во время которого были обесчещены царские усыпальницы. Было признано, что к выступлению раскольников подтолкнули «наущения» А. П. Наскоро проведенный в Пустозерске сыск признал А. П. и его сотоварищей виновными. 14 апреля 1682 они были сожжены в срубе «за великие на царский дом хулы». Перу А. П. принадлежит более 80 сочинений. Особое место среди них занимает жемчужина древнерусской литературы — автобиографическое «Житие протопопа Аввакума».

Сочинения: 

Житие протопопа Аввакума // Изборник. М., 1969;

Пустозерский сборник. Л., 1975;

Житие Аввакума и другие его сочинения. М., 1991;

Пустозерская проза. Протопоп Аввакум, инок Епифаний, поп Лазарь, дьякон Федор. М., 1989.

Автор статьи: И. Л. Андреев.

© Российская Историческая Энциклопедия

Литература
  • Бороздин А. К. Протопоп Аввакум. Очерк из истории умственной жизни русского общества в XVII в. СПб., 1900.
  • Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. Духовные движения XVII в. М., 1990.
  • Малышев В. И. Материалы к «Летописи жизни протопопа Аввакума» // Древнерусская книжность. Л., 1985.
  • Робинсон А. Н. Борьба идей в русской литературе в XVII веке. М., 1978.
  • Робинсон А. Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания: Исследования и тексты. М., 1963.

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты