АТЕИЗМ

0 комментариев

Отрицание существования и/или отказ верить в какие-либо сверхъестественные силы.

Греч. άθεος — «безбожный». Термин «атеист» возник как уничижительный эпитет «нечестивый», применявшийся к человеку или учению, находившемуся в конфликте с установившейся религией. Только в V в. до н. э. понятие «А.» стало отождествляться с активным безбожием. Однако в начале новой эры термин в своем первоначальном значении широко использовался в спорах между язычниками и христианами (см. Христианство), которых первые называли атеистами за неверие в языческих богов. В Европе XVI—XVII вв. слово «А.» также употреблялось исключительно в полемике и было оскорбительным. В европей­ской традиции термин возродился в XVI в. во Франции, откуда примерно в 1571 попал в Англию. Но для характеристики практического безбожия слово «атеист» впервые было использовано в 1577, а для описания собственных убеждений понятие «А.» стало применяться в XVIII в. и означало неверие в христианского Бога. Только в XIX столетии термин распространился широко и стал означать неверие в Бога вообще. Впрочем, некоторые атеисты определяют понятие более широко, относя к А. также отсутствие веры в существование высших сил, хотя чаще такое отсутствие веры относят к агностицизму. Кроме того, отдельные атеисты характеризуют ряд религий (например, буддизм или джайнизм) как атеистические из-за отсутствия в них веры в персонифицированного Бога. В конкретных формах А. может конституироваться в оппозиции определенному вероучению или конфессии. Например, в античную эпоху А. понимали довольно широко, что предполагало не только неверие в богов вообще, но и отказ от веры в общепринятых богов, как это было у Анаксагора и Сократа. Последний обвинялся в А. за то, что внушал жителям неуверенность в почитаемых городом богах. Хотя философ оспаривал обвинение в А., он был приговорен к смерти. Сегодня в зависимости от широты определения под А. понимается неприятие различных концепций, начиная от существования Бога, заканчивая существованием чего-либо сверхъестественного. Концепции джайнизма и буддизма, например, отрицают Бога как единого творца. Основателю буддизма Сиддхартхе Гаутаме (см. Будда) приписывается мысль, что всезнающий, всемогущий и всеблагой Бог несовместим с миром, в котором существуют зло и страдание. Но при этом сами буддисты не признают свою религию А. Определения А. зависят от степени осмысления человеком понятия Бога. Например, различают невыраженный (отсутствие верования без осознанного его отрицания) и выраженный А. (осознанное неверие). Кроме того, выделяют сильный, или позитивный (отстаивание утверждения, что богов не существует), и слабый, или негативный (остальные формы отсутствия теизма), А. В современном обществоведении также различаются: психологический (сомнение в существовании Бога в диапазоне от простой неуверенности до полного отрицания), догматический (принципиальная уверенность в отсутствии Бога) и практический А., отвергающий абсолютность нравственных ценностей и тем самым — бытие Бога. И наконец, А. подразделяют на теоретический (с использованием логических обоснований или философских доводов) и практический (апатеизм), не требующий аргументации и включающий и безразличие к богам, и незнакомство с представлениями о сверхъестественном. Зарождение атеистических представлений Уже в Египте Древнем появились первые произведения, критиковавшие религиозные взгляды. Древнейшим из них считается созданная в эпоху Среднего царства «Песнь Арфиста». Еще один пример — материалистическая и антирелигиозная философская школа Чарвака, основанная в Индии в VI в. до н. э. Часто к атеистическим учениям причисляют индийскую философскую систему санкхья. Примеры настоящего А. есть и в Античности: сомнение в наличии богов (Протагор) или отрицание их существования (Диагор), объявление богов выдумкой правителей (Критий) или признание ничтожности их вмешательства в жизнь людей (Демокрит и Эпикур). Римский поэт Лукреций Кар также утверждал, что богам безразлично человечество. От раннего Средневековья к Новому времени Атеистические взгляды в Европе на протяжении Средних веков были скорее исключением в силу доминировавшего интереса к религии и теологии. Впрочем, отдельные идеи были направлены против теизма. Например, Николай Кузанский утверждал, что Бог находится за гранью человеческого понимания, в силу чего наше знание о нем ограничено догадками. Возрождение расширило границы свободомыслия и скептицизма в отношении религии. Так, Леонардо да Винчи прибегал к экспериментам как к методу исследования и спорил с аргументами религиозного авторитаризма. Межконфессиональное соперничество еще больше стимулировало скептическое по отношению к религии мировоззрение. Критика христианства особенно участилась в XVII—XVIII вв., прежде всего во Франции и Англии, где наблюдался кризис религии. Некоторые протестантские мыслители (см. Протестантизм), такие как Т. Гоббс, поддерживали философию материализма и скептицизма в отношении сверхъестественных сил. В конце XVII столетия деизм стал открыто поддерживаться такими интеллектуалами, как Джон Толанд, а в XVIII в. фактически все французские и английские философы придерживались деизма. Впрочем, высмеивая христианство, многие деисты в то же время критиковали А. Первые открыто атеистические мыслители (Гольбах) появились в конце XVIII в., когда неверие в Бога стало не столь опасным. Французские воинствующие А. попытались насильственно дехристианизировать Францию, заменив религию культом разума, а в эпоху Наполеона I Бонапарта секуляризация французского общества была узаконена. Материалист Л. Фейербах в своем «Эссе о христианстве» (1814) рассматривал Бога как человеческое изобретение, а религиозную деятельность — как удовлетворение потребностей. Под воздействием философов-рационалистов во второй половине XIX в. А. получил широкую известность во многом потому, что многие немецкие философы того времени (например, А. Шопенгауэр, К. Маркс и Ф. Ницше) не только отрицали существование божеств, но и были активными критиками религии. Так, К. Маркс и Ф. Энгельс считали, что вера в Бога и религия — это социальные средства, используемые властью, чтобы угнетать рабочий класс. Марксизм включил А. в систему своей концепции научного коммунизма и также считал, что его А. является «научным» в отличие от более раннего. Кроме того, Маркс, Ницше и Фрейд (а позднее и Сартр) заявляли, что человеческая природа является абсолютным источником этики и нравственных ценностей, в силу чего Бог не требуется для решения нрав­ственных вопросов. В России А. зародился в конце XVIII — начале XIX в., стал одним из доминирующих умонастроений в середине XIX столетия вместе с развитием естественнонаучных знаний и нигилизма. Примечательно, что М. Бакунин «перевернул» знаменитый афоризм Вольтера о том, что «если бы Бога не было, его следовало бы изобрести», провозгласив, что «если бы Бог действительно существовал, следовало бы уничтожить его». Атеизм в Новейшее время В XX столетии А., особенно в его практической форме, распространился во многих регионах мира. Атеистические мысли нашли признание во многих философских системах: экзистенциализме и объективизме, светском гуманизме и неопозитивизме, марксизме и сциентизме, структурализме и натурализме. В частности, сторонник аналитической философии Б. Рассел считал, что христианский Бог не более вероятен, чем боги-олимпийцы. Альфред Айер заявлял о невозможности проверки религиозных утверждений, а Джон Финдлей и Джон Смарт утверждали, что существование Бога не является логически необходимым. А. достиг и политических успехов, став в ряде стран частью официальной идеологии. СССР и другие социалистические страны провозгласили государственный А. и противостояли религии, зачастую насильственными методами. А в 1967 албанское правительство объявило о закрытии всех религиозных организаций в стране, провозгласив Албанию первой атеистической страной. В 1966 журнал «Time» привел статистику, согласно которой примерно каждый второй человек в мире жил в антирелигиозных странах. Правда, после перестройки и «бархатных революций» число антирелигиозных режимов существенно уменьшилось. Однако для современной западной цивилизации характерно падение интереса к религии среди широких слоев населения. В России и странах СНГ крах господствующей коммунистической идеологии качнул маятник общественного сознания в сторону неприятия А. При этом не только возросло влияние Русской православной церкви и других традиционных для России конфессий, но и очевиден всплеск мистических настроений и увлечений различными лженауками. Данные исследований ВЦИОМ, проведенных в 2007 в 46 областях России, показали, что убежденными атеистами себя считают 6% опрошенных, а безразлично относятся к религии не более 8%.

Автор статьи: Орлов И.Б.

© Российская Историческая Энциклопедия

Литература
  • Атеистический словарь / под общ. ред. М. П. Новикова. 2-е изд., испр. и доп. М., 1986. С. 32—40
  • Фурс В. Н. Атеизм // История философии: энциклопедия. Минск, 2002. С. 1334—1335

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты