АСЫ СОВЕТСКИЕ

0 комментариев

Ас (фр. as — «туз») — мастер воздушного боя. Понятие впервые было применено в Первую мировую войну к военным лётчикам, в совершенстве владеющим искусством пилотирования и воздушного боя.

Так стали называть летчиков-истребителей, сбивших 5 и более самолетов врага. Термин довольно быстро прижился и распространился по обе стороны фронта. В период с 1914 по 1918 гг. как в странах Антанты, так и Центральных держав сотни летчиков добились права именоваться «асами». Лучший из немецких асов барон Манфред фон Рихтгофен сбил 80 самолетов, француз Рене Фонк — 75, на счету канадца Уильяма Бишопа — 72 победы. На Восточном фронте деятельность авиации была менее масштабной, но и среди русских летчиков 18 стали асами, лучший из которых — штабс-капитан А. А. Казаков — сбил 32 неприятельских самолета. Первое поколение советских асов родилось в боях в небе Испании, и появились они из числа летчиков-добровольцев. Так, Иван Лакеев в воздушных боях лично уничтожил 12 самолетов мятежников, а еще 16 сбил вместе с товарищами. 16 личных побед было на счету у Анатолия Серова, у Павла Рычагова — 15, у Владимира Боброва — 13. Среди «испанских» асов можно назвать также Л. Л. Шестакова, С. П. Денисова, И. И. Копца, Г. Н. Захарова и др. В советских ВВС победы в воздушных боях строго разделялись на «личные», т. е. самолеты, сбитые в бою одним пилотом, и «групповые» — уничтоженные силами двух и более летчиков. Для сравнения: у немцев понятие «групповые» победы вообще отсутствовало, сбитый самолет записывался кому-то одному; у французов такая победа заносилась на счет всех участников боя (например, если в уничтожении самолета участвовали два или три летчика, то всем им записывалось по 1/2 или 1/3 победы с последующим сложением таких «дробей» в целую «победу»). За Испанией последовали бои в небе Китая и Монголии, в которых выросли новые советские асы — Г. П. Кравченко, С. П. Супрун, П. А. Козаченко и др. Пополнили свои счета и ряд «испанцев». Так, С. И. Грицевец к своим 6 победам в Испании добавил 9 японских самолетов, сбитых над Халхин-Голом. Но не всем из первых советских асов удалось схватиться с врагом в родном небе. С. И. Грицевец погиб в авиакатастрофе 16 сентября 1939 г. П. В. Рычагов, с августа 1940 г. по апрель 1941 г. возглавлявший ВВС Красной Армии, после катастрофического поражения наших ВВС в начале войны был арестован и расстрелян. И. И. Копец, командовавший перед войной авиацией Западного Особого военного округа, застрелился 23 июня 1941 г., узнав о понесенных накануне потерях во вверенных ему частях. Для советских ВВС, как и для всей армии, Великая Отечественная война началась с тяжелых поражений. На стороне противника были опыт и лучшая боевая техника, но уже в первые дни войны зародилось новое поколение советских асов, научившихся бить врага даже в таких тяжелых условиях. Одним из ярчайших представителей этого поколения стал летчик 72-го авиаполка ВВС Северного флота подполковник Борис Феоктистович Сафонов. Свою первую победу он одержал 24 июня 1941 г., а к 27 мая 1942 г. на его счету было уже 30 лично сбитых самолетов противника и 3 сбитых в группе, причем все это время он воевал в тяжелейших условиях Заполярья на самолетах, уступавших аналогичным машинам противника. Именно Сафонов стал инициатором замены вооружения английских истребителей «Харрикейн» на более мощное советское. Дважды Герой Советского Союза подполковник Б. Ф. Сафонов погиб в бою 30 мая 1942 г., прикрывая союзный конвой PQ-16. На другом краю огромного советско-германского фронта, под Одессой, гремело имя Льва Львовича Шестакова. Участник боев в Испании, блестящий летчик, талантливый организатор и командир, Лев Львович на собственном примере показывал, как нужно бить врага, разрабатывал новые тактические приемы ведения боя. Не случайно летчики возглавляемого им 69-го истребительного авиаполка, которые называли себя «шестаковцами», летом 1941 г. уничтожили 94 вражеских самолета. Такого внушительного боевого счета в то время не было ни у одного советского авиаполка. К 10 сентября 1941 г. на счету Шестакова были 3 личные победы и 8 групповых. Его с гордостью называли своим учителем такие прославленные советские асы, как дважды Герои Советского Союза Амет-Хан Султан (30 личных побед + 16 групповых), А. В. Алелюхин (40+17), В. Д. Лавриненков (35+11) и многие другие. К сожалению, легендарный Трижды Герой Советского Союза майор И. Н. Кожедуб и знатный колхозник, Герой Социалистического Труда Ф. П. Головатый у самолета И. Н. Кожедуба, на котором он сбил 62 фашистских самолета летчик не дожил до победы. 12 марта 1944 г. Герой Советского Союза полковник Л. Л. Шестаков погиб в бою, в котором сбил 2 вражеских бомбардировщика. Всего на счету прославленного аса было 29 личных и 45 групповых побед. Что же подразумевалось под «воздушной победой»? В советской авиации существовали весьма строгие правила учета одержанных побед. В отличие, например, от британских и американских ВВС, в которых существовало такое понятие, как «вероятная» или «предположительная» победа, советским пилотам засчитывали только доказанные успехи. Чтобы летчик мог официально записать на свой счет сбитый самолет, он должен был получить подтверждение от экипажей других самолетов (не менее двух) и от наземных частей, наблюдавших бой, указать место падения сбитого самолета и по возможности предоставить пленку фотопулемета. В начале войны некоторые штабы в качестве подтверждения требовали детали со сбитого самолета! В таких условиях победа, одержанная во вражеском тылу или, например, над морем, почти гарантированно не засчитывалась летчику. Только во 2-й пол. 1943 г. эти правила были несколько смягчены. В трудные месяцы 1941-1942 гг. сформировалась плеяда великолепных воздушных бойцов, среди которых (помимо вышеназванных) можно отметить таких выдающихся летчиков, как А. И. Покрышкин (59+6), Г. А. Речкалов (56+6), Ф. Ф. Архипенко (30+14), И. И. Клещев (17+18) и др. В кон. 1942 нач. 1943 г. под руководством опытных наставников в бой пошло новое поколение советских асов, уверенное в своих силах, вооруженное опытом предшественников и получившее современные боевые машины отечественного и иностранного производства. К этому поколению принадлежат И. Н. Кожедуб (62), Н. Д. Гулаев (57+3), К. А. Евстигнеев (53+3), Д. Б. Глинка (50). Настоящей «кузницей кадров» асов стали 69-й (позднее 9-й гвардейский), 55-й (16-й гвардейский), 240-й (178-й гвардейский) истребительные авиаполки. Как показала практика, чтобы стать асом, недостаточно было только в совершенстве овладеть своей боевой машиной и научиться точно стрелять. Многие асы буквально сроднились со своими самолетами, относились к ним, как к боевым товарищам, «чувствовали машину душой». Летчик-ас должен быть уверен в своем превосходстве над противником, уметь предвидеть каждый его маневр, упредить любое его действие. Не случайно некоторые известные советские асы говорили, что со временем у них появлялось чувство, что вражескому истребителю их уже не сбить. Косвенным тому подтверждением является тот факт, что из пятидесяти самых результативных советских асов в боях погибли лишь трое. Интересно, что такие выдающиеся летчики, как А. Покрышкин, Г. Костылев (20+34), Г. Онуфриенко (21+29) и ряд других, чтобы привить молодежи чувство превосходства и веру в собственные силы, «делились» с ними своими победами, позволяя, например, добивать поврежденные асом самолеты. В годы Великой Отечественной войны 627 советских летчиков одержали 15 и более воздушных побед. Из этого числа 16 летчиков уничтожили в боях 50 и более самолетов противника, 27 летчиков — от 40 до 50, а еще 81 человек от 30 до 40. Вероятно, еще несколько сотен пилотов сбили от 5 до 15 самолетов. Большинство пилотов, сбивших более 15 самолетов, стали Героями Советского Союза, 24 летчика — дважды Героями, а И. Н. Кожедуб и А. И. Покрышкин — трижды. Понятие «ас» вскоре стало нарицательным символом мастерства и профессионализма. «Асами» называли не только летчиков-истребителей, но также бомбардировщиков, разведчиков и штурмовиков, имевших высокие боевые показатели. Позже этот термин перекочевал в другие рода войск, а затем и в мирную жизнь. До сих пор в качестве высшей оценки трудовой деятельности человека говорят: «Он в своем деле — ас».

Исторические источники:

В небе фронтовом. М., 1962;

Драбкин А. Я дрался на истребителе. Принявшие первый удар. 1941–1942. М., 2006.

Автор статьи: Киселев О. Н.

©Великая Отечественная война. 1941-1945: Энциклопедия. 2-е изд., испр. и доп.// Отв. ред. А.О. Чубарьян; редактор, руководитель авторского коллектива М.Ю. Мягков. М.: Олма Медиа Групп, 2015

Литература
  • Быков М. Ю. Асы Великой Отечественной. Самые результативные летчики 1941-1945 гг. М., 2007
  • Быков М.Ю. Все асы Сталина 1936-1953 гг. М., 2013
  • Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь в двух томах. М., 1987-1988

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты