АССАСИНЫ (Хашашины)

0 комментариев

Агрессивная секта низаритской ветви шиитского учения (см. Шиизм) ордена исмаилитов, политически влиятельная в средневековой Европе и исламском мире.

В Европе первые упоминания об А. относятся ко временам Крестовых походов. Эта организация состояла преимущественно из персов, отличалась строгой дисциплиной и жесткой иерархией, фанатичной преданностью своим лидерам и совершением многочисленных религиозно и политически мотивированных убийств. Братство А. было основано в Иране Хасаном ибн ас-Саббахом, фатимидским миссионером (1051—1124). Примкнув в зрелом возрасте к исмаилитам, ибн Саббах стал стремиться к созданию отдельного исмаилитского государ­ства. Глава братства в иерархической системе власти, которую создал ибн Саббах, назывался «Шейх аль-Джабаль». В самом низу находились фидаины — исполнители смертных приговоров. Фидаин мог стать рафиком — старшим рядовым. Следующим званием в иерархии А. было «даи», через которых передавалась воля Шейх аль-Джабаля. С 1081 он начал консолидировать силы, собирая сторонников, объединяя их под знаменем скрытого имама из новопровозглашенной династии Низаритов. По всему халифату Фатимидов создавались подпольные группы проповедников, которые, распространяя новое учение, собирали информацию и готовились по первому же приказу ибн Саббаха выступить как мобильные боевые террористические группы. В 1090 ибн Саббах, укрываясь от репрессий, бежит из Каира в горные р-ны Зап. Ирана. К этому моменту ибн Саббах уже приобрел известность и был готов приступить к созданию государства, оставалось только захватить какую-либо территорию для превращения ее в центр своего движения. Из выбранной для этих целей горной крепости Аламут (на северо-западе от иранского города Казвина), захваченной А. в 1091, в последующие два столетия секта распространила свое влияние на обширные территории мусульманского мира, захватив ряд крепостей в горах Курдистана, Фарса и Альбурса, в горных районах Ливана и Сирии. Создав цепь укрепленных фортов в Сев. Иране и Сирии, А. проводили политику тайных убийств своих оппонентов. Глава ордена А. установил в Аламуте для всех исключительно суровый образ жизни. За малейшее отступление грозила смерт­ная казнь. Ограничения касались любого проявления роскоши. Ибн Саббаху удалось на первых этапах существования своего государства создать нечто, напоминавшее средневековую утопию. Он фактически нивелировал разницу между низшими и высшими слоями общества. По всему миру его агенты скупали редкие книги и манускрипты, похищали специалистов различных областей науки. А. смогли создать систему фортификационных сооружений и концепцию обороны, на несколько веков опережавшие свою эпоху. В Аламуте ибн Саббах создал центр по подготовке разведчиков и диверсантов-террористов. Процесс вступления в орден был очень усложнен. Адепты ордена А. верили, что могут попасть в рай, только приняв смерть по приказу ибн Саббаха. А. объединили горные районы Персии, Сирии, Ливана и Ирака, фактически создав исмаилитское государство, просуществовавшее почти два столетия, с 1090 по 1256. Достигнув пика своего могущества, государство А. из средневековой коммуны превратилось в наслед­ственную монархию с узаконенной передачей власти. Из среды высших чинов ордена выделилась своя феодальная знать, которая все больше тяготела к суннитским вольностям, чем к шиитскому аскетизму. После смерти ибн Саббаха его преемники не смогли расширить владения. Государство А. начали раздирать внутренние усобицы. Глава секты в Сирии Рашид ад-Дин ас-Синан (ум. 1192), следующий Шейх аль-Джабаль, продолжал проводить политику террора в отношении прибывающих крестоносцев. К 1256 иранские оборонительные сооружения ордена были разрушены монгольскими войсками под предводительством Хулагу-хана. В 1273 сирийские крепости были уничтожены правителем мамлюков Бейбарсом I, после чего А. Сирии рассеялись по соседним странам. Официально секта А. прекратила свое существование в 1256, хотя существует мнение о том, что она существует и по сей день на территории ряда государств (США, Палестины, Молдовы, Сирии, Турции).

Автор статьи: Иванникова Е.М.

© Российская Историческая Энциклопедия

Литература
  • Бартольд В. В. Работы по истории ислама и Арабского халифата. М., 2002
  • Васильев Л. С. История религий Востока. М., 1988
  • Строева Л. В. Государство исмаилитов в Иране в XI—XIII вв. М., 1978
  • Burman E. The Assassins. Wellingborough: Crucible, 1987
  • Daftary F. The Isma’ilies, Their History and Doctrines. Cambridge, 1990
  • Hodgson M. G. S. The Secret Order of Assassins: The Struggle of the Early Nizârî Ismâîlîs Against the Islamic World. The Hague, 1955

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты