АСПЕЛИН Иоганн Рейнгольд (фин. Johan Reinhold Aspelin)

0 комментариев

Финский историк, археолог, общественный деятель, по праву считается основателем финно-угорской археологии.

Происходил из семьи приходского священника, отец — Генрих Рейнгольд Аспелин, мать — Густава Снельман (Snellman). А. изучал историю в Александровском (Хельсинкском) университете (1862), тогда же заинтересовался древностями; стажировался в Швеции у Оскара Монтелиуса, однако последователем его «типологической археологии» не стал; продолжил образование в Московском университете (1872—1874); магистр (1869) и доктор (1877) философии. Сотрудник Госархива (1866—1878), историко-этнографического музея Александровского университета (1875—1878); секретарь (1871, 1874—1885) и председатель (1885—1915) Финской ассоциации древностей, основанной по инициативе А. в 1870 г. По инициативе А. и по представлению Финской ассоциации древностей в 1884 создана Археологическая комиссия (ныне Музейное ведомство) и как ее часть — Национальный музей. Член правления (1887—1892) и председатель (1892—1907) Финского туристического общества; член общества «Друзей финского танца» (1900); изучал генеалогию дворян­ских родов Финляндии (1878—1882); экстраординарный профессор северной археологии Александровского университета (1878—1885); государственный археолог (1885—1915). А. являлся почетным доктором ряда университетов Европы и членом-корр. многих научных обществ, в том числе Императорского археологического в Санкт-Петербурге (1896). В музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Дерпта А. собрал материалы для докторской диссертации и своей первой монографии «Элементы финно-угорской археологии» (1875). В 1977—1984 опубликовал основной труд своей жизни «Древности северных финно-угров» в 5 томах. В 1876 А. наметил четырехлетний план систематических археологических исследований в Сибири для обоснования гипотезы М. А. Кастрена о саяно-алтайской прародине финнов. Экспедиция под руководством А. (1887—1889) на Верхнем и Среднем Енисее собрала большой и ценный материал о памятниках енисейской письменности, наскальных рисунках, древних изваяниях, раскопала ряд археологических памятников (Орак), однако подтвердить гипотезу Кастрена не удалось. В 1890 датский лингвист В. Томсон расшифровал орхонское письмо и установил его языковую принадлежность и время — то была древнетюркская письменность VI в. н. э. А. является ярким представителем финляндского романтизма второй половины XIX в. (фенноманского движения). Это общественное движение решение национальных проблем видело в развитии финского языка, достижении его равноправия во всех сферах жизни и превращении его в язык национальной культуры. В дальнейшем, когда фенноманское движение, превращаясь постепенно из культурно-просветительского в социально-политическое, распалось на несколько течений, А. стал сторонником младофинской партии (см. Младофинны), действовавшей под лозунгом борьбы за национальную государственность.

Автор статьи: Кузьминых С.В.

© Российская Историческая Энциклопедия

Литература
  • Salminen. T. National and International Influences in the Finnish Archaeological Research in Russia and Siberia // Fennoscandia archchaeologica XX. Helsinki, 2003
  • Suomen kansallisbiografia I. Helsinki, 2003

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты