АРТАНИЯ (Артанийа, ал-Арсания, ал-Арсаниййя, Артаба, Аусани)

0 комментариев

Одна из трех групп (синф или джинс-горух) русов, упоминаемых восточными (арабоязычными) авторами X—XII вв., принадлежащими к так называемой географической школе.

Источником сведений об А. послужило, видимо, известие Джайхани (начало X в.) или ал-Балхи (849/50—934), развитое впоследствии в трудах ал-Истахри (ум. после 951), Ибн Хаукала (988), ал-Идриси (1100—1165), ал-Надживани (ал-Саведжи) и в анонимном сочинении «Худуд ал-Алам» («Пределы мира», 982/83). Центр А., в котором сидел царь, — Арса (Арта, Артаб) — был якобы расположен на укрепленной горе, посередине (в четырех днях пути) между двумя другими центрами (группами) Руси: Куйабой (Кукийана) и Славией (Салав) (ал-Идриси). Сведения об А. отрывочны, так как никто из чужеземцев туда не допускался. Всех иностранцев, попадавших в А., местное население якобы убивало. Сами же жители А. «спускаются по воде и торгуют, но не сообщают никому ничего о делах своих и своих товарах и не позволяют никому сопровождать их и входить в их страну» (ал-Истахри). Из А. торговцы из Куйабы вывозили черных соболей (у ал-Идриси — «черных леопардов») и черных лисиц, а также олово (свинец?) и рабов. Кроме того, из столицы А. получали «очень ценные клинки для мечей и мечи, которые можно согнуть вдвое, но как только отводится рука, они принимают прежнюю форму» («Худуд ал-‘Алам»). Этническая принадлежность жителей А. спорна. Большинство исследователей считают их славянами. Однако высказывались и иные гипотезы, опиравшиеся в основном на этимологический анализ названия А.: угорская, ирано-осетинкая и т. п. Местонахождение А. до настоящнго времени неизвестно. Предлагались локализации А. в Скандинавии, Пермском крае, Верхнем Поволжье, Ростово-Белозерской земле, Среднем По­днепровье, Галицко-Волынской зем­ле, междуречье Сев. Донца и Дона, Приазовье и Причерноморье, в Крыму. Столицу А. пытались отождествлять с Рязанью на Оке (Л. Нидерле), Родней в устье р. Рось (Б. А. Рыбаков), Тмутараканью (Б. Д. Греков, Г. В. Вернадский), Ладогой, Арзамасом, Сарским городищем под Ростовом Великим (А. П. Новосельцев, В. В. Дубов) и др. Высказывалась также гипотеза, что А. — литературный «собирательный образ», в котором сплелись сведения о разных странах. Ни одну из гипотез о местонахождении А. и этнической принадлежности ее населения доказать не удалось.

Автор статьи: Данилевский И.Н.

© Российская Историческая Энциклопедия

Литература
  • Коновалова И. Г. Ал-Идриси о странах и народах Восточной Европы: Текст, перевод, комментарий. М., 2006
  • Ее же. Рассказ о трех группах русов в сочинениях арабских авторов XII—XIV вв. // Древнейшие государства Восточной Европы. 1992—1993. М., 1995
  • Новосельцев А. П. Восточные источники о восточных славянах и Руси VI—IX вв. // Древнейшие государ­ства Восточной Европы. 1998. М., 2000
  • Петрухин В. Я. Три «центра» Руси. Фольклорные истоки и историческая традиция // Художественный язык средневековья. М., 1982
  • Hrbek I. Der dritte Stamm der Rus nach arabischen Quellen // Archiv orientální. 1957. T. 25. № 4
  • Pritsak O. The Name of the Third Kind of Rus and their City // Journal of the Royal Asiatic Society. 1967. № 2
  • Thulin A. «The third tribe» of the Rus // Slavia antiqua. 1978. T. 25

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты