АРП ЖАН

0 комментариев

Ханс Арп. / Ориг.: Фр. Jean Arp / нем. Hans Arp

Франко-немецкий поэт, художник, скульптор и график.

Ранние годы

Сын немецкого торговца из Киля Юргена Петера Вильгельма Арпа и Марии Жозефины Коберле. Ханс обучался в Страсбургской школе искусств и ремесел, которую окончил в 1904 г. В том же году он отправился в Париж, где впервые опубликовал поэтические произведения. В 1905 г. Арп поступил в веймарское художественное училище, которое окончил в 1907 г. В 1908 г. Жан вновь отправился в Париж, где стал студентом Академии Жюлиана. В 1909 г. переехал в Швейцарию. В том же году он познакомился с Паулем Клее, что стало важным событием в его творческой карьере. В эти годы молодой художник решил отказаться от традиционных методов обучения, построенных на необходимости отобразить объективную реальность. Арп стремился к более вольному обращению с формой и цветом, которую видел у французских фовистов и немецких экспрессионистов.

В 1911 г. Арп основал Дер-Модерне-Бунд («Современный Альянс»), ставший первым объединением швейцарских художников-авангардистов. В 1911-1913 гг. Жан организовал несколько выставок группы. В 1912 г. Арп посетил Мюнхен, где познакомился с В. Кандинским и принял участие в выставке «Синего всадника». В 1913 г. работы Жана вместе с полотнами В. Кандинского, Р. Делоне и А. Матисса были представлены на масштабной экспозиции, организованной художниками-экспрессионистами в Цюрихе. В том же году Арп стал сотрудничать с одним из самых влиятельных пропагандистов авангардного искусства, художественным критиком и арт-дилером Гервартом Вальденом, который стал выставлять работы художника в галерее журнала «Der Sturm» в Берлине. В последние годы перед Первой мировой войной Арп проживал преимущественно в Германии. Отвергая немецкую военную политику, художник переехал в нейтральную Швейцарию. Чтобы не быть призванным на немецкую службу, Арп симулировал ментальное расстройство.

Становление и творчество

В 1916 г. вместе с художниками Х. Баллем, Р. Хюльзенбеком и Т. Тцара Арп основал группу «Дада». Открытое поэтом Х. Баллом кабаре-кафе «Вольтер» стало центром зарождения одного из самых ярких авангардистских течений. В период появления дадаизма Арп избрал «художественным средством выражения дерзостную, иногда шутливую иронию, провокативность». Она выражалась в разных формах, но одной из излюбленных техник этого времени стал коллаж. Композиция коллажа составлялась из высыпанных в случайном порядке на картон вырезанных из цветной бумаги геометрических фигур. Впуская хаос в творчество, Арп, как и все дадаисты, стремился ликвидировать в себе личностные тенденции, т.е. отойти от индивидуалистического искусства.  С 1917 г. Арп начал активно заниматься скульптурой. В 1920 г. вместе Максом Эрнстом  он образовал группу дадаистов в Кельне. Около этого времени два художника стали впервые создавать коллажи из текста, вырезанных фигур и разнообразных изображений.

В 1920-е Арп стал работать в сюрреалистическом направлении. В 1925 г. он представил свою работу на первой выставке сюрреалистов в Париже. В 1926 г. поселился в пригороде Парижа. В начале 1930-х Арп впервые создал скульптуры из мрамора и гипса. Он также создавал рельефы, вырезанные из дерева, а также использовал смешанную технику. Его работы стали уникальным явлением художественной жизни того времени. Арп играл с формами и смыслами: его неодушевлённые объекты приобретали антропоморфные черты и, наоборот, людские фигуры напоминают вещи.

1931 г. ознаменовался отходом Арпа от сюрреализма, тогда он вошел в образованную в Париже группу «Абстракция-Творчество». В 1930-х скульптор создал разнообразные по форме и материалам произведения, обыгрывающие ту или иную идею через ее абстрактное выражение. Например, в этот период он придумал «космическую форму» - овал с неровными контурами, вдохновленными скоплениями звезд, облаков и других природных явлений. В целом, для Арпа природа – источник вдохновения, но «земные формы» он преображал, создавая их как будто в «свернутом варианте». Параллельно Арп продолжал писать стихи и разнообразные эссе, публиковавшиеся в передовых художественных журналах. В 1940-е гг. художник стал работать с текстом как с объектом, где первично само звуковое слово, тем самым Арп хотел уйти от инструментализации языка. С началом Второй мировой войны Арп переехал в Цюрих, где оставался до капитуляции Германии. Впоследствии работал в Кламаре и в своей мастерской под Локарно.

Всемирное признание к Арпу пришло в 1950-х. В 1954 г. он получил главный приз за свою скульптуру на Венецианском биеннале. В 1949 г. состоялась первая персональная выставка Арпа в Нью-Йорке. Там же в 1958 г. прошла первая ретроспективная выставка художественных и графических работ Ханса. В 1960-х скульптурные работы Арпа были отмечены на выставках в Питсбурге, Гамбурге и др.

обложка для дада.jpg
Ж. Арп. Обложка для журнала "Дада". 1919 г. Источник: wikimedia.org
движущееся.jpg
Ж. Арп. "Движущееся танцующее украшение". 1960-1970 гг. Источник: wikimedia.org
Литература
  • Астен А. "Искусство и есть Арп" // Третьяковская галерея. Специальный выпуск: (Швейцария - Россия: на перекрестках культур). М., 2013.
  • Фридман Б.М. Сюрреализм и livre d`artiste: Арп, Бай, Беллмер, Браунер, Дали...: из собраний Георгия Генса и Бориса Фридмана. М., 2014.
  • Ханс Арп. Скульптура. Графика. М., 1990.
  • Last R.W. Hans Arp: the poet of Dadaism. London, 1969.
  • Rossi P.L. Hans Arp. Paris, 2006.

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты