АРМЕНИЯ ДРЕВНЯЯ

0 комментариев

Страна в Передней Азии.

Греч. Ἀρμενία, арам., др.-перс. Армина, соответ­ствует современному арм. hАйастан. Первое армянское государство с первоначальным центром в Мелиде (совр. Арслан-тепе близ Малатьи), история которого была реконструирована прежде всего усилиями И. М. Дьяконова, возникло в результате этнополитических перемен конца II — середины I тысячелетия до н. э. В начале XII в. до н. э. волна миграции балканских племен с этнонимом «мюс», род­ственных фригийцам, захлестнула бассейн Галиса. Ок. 1165 до н. э. часть их продвинулась оттуда еще дальше на восток, достигла долины Верхнего Евфрата и расселилась здесь, создав, в частности, на коренной территории верхнетигрского хурритского царства Алзи собственное княжество под тем же названием (позднеее армянская обл. Агдзник). В науке эти «мюсы» бассейнов Галиса и Евфрата известны под именем восточных мушков (мушками их именовали ассирийцы). С археологической точки зрения они были носителями так называемой старофригийской культуры. Пригалисские восточные мушки стали в итоге предками каппадокийцев, приев­фратские и верхнетигрские — предками армян (так что в отечественной науке эта группа восточных мушков нередко именуется протоармянами). В частности, протоармянская область, именующаяся в ассирийских источниках «Обширной страной мушков», обнимала долину Верхнего Евфрата выше Мелида, область истоков Тигра и большую часть бывшего Алзи. В 1115 до н. э. мушки Алзи двинулись дальше, к северо-восточным истокам Хабура (где затем часть их обитала вплоть до VIII в. до н. э.), однако в 1115—1114 до н. э. были отражены и подчинены ассирийцами. Нашествие арамеев на Ассирию в середине XI в. до н. э. освободило мушкийское Алзи от ассирийского господства, но и само захлестнуло бассейн верхнего Тигра, где по соседству с протоармянами появилось несколько основанных арамеями княжеств, в том числе, видимо, Арме с центром в Нихрии-Нихириани (позднейший Неферкерт). В X в. до н. э. мушки из Алзи вторгаются на правобережье Верхнего Евфрата и доходят в своих набегах до Каркемиша. Очевидно, с этого времени, если не с самого XII в. до н. э., мушки-протоармяне составляют существенную часть населения позднехеттского верхнеевфратского царствава Хатти со столицей в Мелиде. На исходе X в. до н. э. ассирийцы возобновили северные походы; ок. 903 до н. э., ок. 885 и в 856 они снова и снова подчиняли мушкийское Алзи, однако оно смогло, по-видимому, восстановить независимость в 830-х до н. э.. Восходящие к этим событиям воспоминания об ожесточенной борьбе с ассирийцами, приуроченные к имени Шаммурамат-Семирамиды (ассирийская царица конца IX в. до н. э.), сохранились в древнеармянском эпосе. Однако ок. 795 до н. э. мушкийское Алзи было завоевано урартским царем Менуа, а ок. 735 до н. э. часть его была, по-видимому, отторгнута от Урарту и включена в состав ассирийских провинций Тиглатпаласаром III. Ассирийские походы IX в. и урартское завоевание должны были ускорить расселение протоармян-мушков из Алзи; к концу VIII в. они, по-видимому, заселяли в основном территорию Мелидского царства и междуречье Верхнего Тигра и Арацани, в том числе старую обл. Арме, по которой и получили у своих соседей — урартов и арамеев — наименование «армина» (откуда позднее греч. армении, армяне). Между тем позднехеттское Мелидское царство, аннексированное ассирийцами (712 до н. э.), ок. 680 до н. э. было восстановлено под своим старым названием Хатти и с тех пор лавировало между Ассирией, урартами и киммерийцами, пока в конце 630-х до н. э. не подверглось сокрушительному нашествию скифов, которые в ходе войны с ассирийцами разгромили значительную часть Передней Азии. Именно в это бурное время власть в Мелиде перешла к армянской династии, известной в Ветхом Завете (см. Библия) под именем Бет-Тогарма (Дом Тогармы; Тогарма — одно из названий обл. Мелида), а в современной традиции — как династия Ервандидов (греч. Оронтиды). Основателем ее, по армянскому преданию, был Паруйр, сын Скайорди (т. е. «потомка скифа»). Тем самым и было создано царство Армина (как оно именовалось у арамеев, а позднее и у персов, откуда греческое и современные названия А., «армяне»; официальным же наименованием этого древнейшего армянского государства оставалось, по-видимому, Хатти, откуда и самоназвание армян — «хайк»). Ок. 609 до н. э. Армина попыталась расшириться за счет Урарту, погибавшего под ударами Мидии и Вавилона, и вступила в войну с последними, но к исходу VII в., вероятно, принуждена была подчиниться мидянам. Примкнув сначала к Лидии в конце 590-х до н. э., позднее Армина окончательно признала мидийскую власть в ходе успешной для мидян мидо-лидийской войны 590—585 до н. э. В ходе этой войны мидяне окончательно уничтожили Урарту, и основную выгоду от этого получила та же А. Д. В результате по итогам своих конфликтов с Мидией Армина охватила практически все земли, населенные протоармянами, а равно и большую часть территории Урарту, так что цари А. Д. в первой половине — середине VI в. до н. э. Ерванд I и его преемник Тигран I пользовались в рамках Мидийской, а затем и сменившей ее с 550 до н. э. Персидской державы значительным могуществом. Греческий писатель Ксенофонт рассказывает об армянском царстве VI в. до н. э., подчиненном Мидии, но стремившемся к независимости. Согласно Ксенофонту, Кир, тогда еще мидийский полководец, привел А. Д. к повиновению мирным путем и даже урегулировал ее отношения с северо-западными соседями — халдами-халибами. В дальнейшем Кир опирался при захвате власти над Мидией также на армянские войска во главе с Тиграном I, унаследовавшим престол А. Д. В то же время, как показали недавние раскопки в Мелиде, сам этот город еще до середины VI в. до н. э. пришел в запустение и был заброшен; вся обл. Мелида оставалась с тех пор редкозаселенной и не имеющей городских центров вплоть до рубежа эр (однако находилась, вероятно, в составе А. Д.). Это запустение столицы и столичной области Армины надо связывать с одним из тех ожесточенных военных конфликтов, в который она была втянута в конце VII — начале VI в. до н. э.; в результате центр Армины был перенесен за Евфрат на восток, в области, доставшиеся ей тогда за счет погибшего Урарту. В этом виде А. Д. становится достаточно известна ионийским географам VI—V вв. до н. э., помещающим ее от Евфрата на восток (запустевшую Мелитену, входившую какое-то время в Армину, они при этом не учитывают). В рамках державы Ахеменидов А. Д. занимала сначала положение вассального царства высокого статуса (отсюда устойчивое представление о дружественных отношениях между Тиграном I и Киром). Однако в 522 до н. э. А. Д. восстала против персидского владычества и в 521 до н. э. была разгромлена, аннексирована и расчленена на две части: собственно армянскую Зап. А. Д. (входила в XIII сатрапию) и в значительной мере урартскую по населению Вост. А. Д. (входила в XVIII сатрапию). В последней и были посажены править Ервандиды, оторванные тем самым от опоры на соплеменников. В вавилон­ской номенклатуре ахеменидского времени эти две сатрапии именовались, соответственно, Мелидом и Урарту; таким образом, несмотря на запустение исходного центра А. Д. — Мелитены, в Передней Азии продолжали называть по ней Зап. А. Д. Аналогично и греки V в. до н. э. называли иногда армян мелитенянами, хотя гораздо чаще употребляли оформившийся под влиянием официальной ахеменидской номенклатуры термин «армении». Стратегическую важность А. Д. в системе ахеменидских владений обеспечивало то, что через ее территорию проходила «царская дорога» Ахеменидов (с территории А. Д. она вела в Киликию). В течение ахеменидского периода большая часть населения центральных районов Армянского нагорья была ассимилирована армянами. После битвы при Гавгамелах (331 до н. э.) обе армянские сатрапии покорились Александру Македонскому; тот слил их в одну, но одновременно отстранил Ервандидов от власти на востоке. По смерти Александра от Армянской сатрапии сначала отделилась ее северо-западная окраина (царство Малая Армения, ок. 322 до н. э.), затем Ерванд (Оронт) отторг от нее и северо-восточную часть, образовав там особое Айраратское (Араратское) царство (316 до н. э.) со столицей в Армавире, а основная часть сатрапии, оставшаяся под властью македонян, в 301 до н. э. отошла к Селевку I Никатору и оставалась в руках державы Селевкидов. В конце III в. до н. э. Араратское царство было аннексировано селевкидским царем Антиохом Великим, однако затем наместники Антиоха в А. Д., Арташес и Зарех (греч. Артаксий и Зариадр), пользуясь его поражениями, отложились от него и превратили свои владения в самостоятельные царствава (189 до н. э.). В результате во II в. до н. э. существовали три независимых армянских царства: Великая Армения (к востоку от Евфрата, во главе с Арташесом и его потомками — Арташесидами), Малая Азия (к западу от Евфрата, где правил Митридат, родственник Антиоха) и Софена (арм. Цопк у истоков Тигра, где правил Зарех). Малая Азия была аннексирована Понтийским царством в конце II в. до н. э, Софена — Великой Арменией в 94 до н. э. Столицей Великой Армении при династии Арташесидов (II—I вв. до н. э.) была Артаксата (арм. Арташат) на р. Аракс, недалеко от старого Армавира (и нынешнего Еревана). Самый известный царь этой династии — Тигран II Великий (95—56 до н. э.). Он разгромил парфян, захватил Атропатену и принял титул «царя царей»; затем занял Сирию и Палестину, ликвидировав царство Селевкидов, и построил новую столицу Тигранакерт, куда насильственно переселил жителей множества греческих городов. В конце концов Тигран столкнулся с римлянами и в 63 до н. э. потерял почти все ­завоевания. Его сын Артавазд был захвачен в плен Антонием, а затем стал номинальным царем А. Д. При императоре Августе А. Д. входила в зону римского влияния, но после его смерти на нее начала претендовать Парфия. В конце I в. н. э., с пресечением династии Арташесидов, начинается длительный период противоборства Рима (позднее — Византии) и Парфии (позднее — сасанидской Персии) за господство в А. Д. В 53 н. э. парфянский царь Вологез I сажает на армянский престол своего брата Трдата (см. Трдат I). Это вызывает войну между Парфией и Римом. В 58 римские войска во главе с Корбулоном вторгаются в А. Д. и после первоначальных успехов ставят своего наместника, но затем терпят унизительное поражение при Рандее (62). В результате Нерону пришлось признать Тиридата царем А. Д. С этого времени в А. Д. несколько веков правила династия армян Аршакидов (ветвь парфянской царской династии Аршакидов). До 72 А. Д. оставалась буферным государством между Римом и Парфией, однако после 72 надолго вошла в сферу влияния Рима. Отношения между аршакидской А. Д. и Ираном стали враждебными, когда в самом Иране парфянские Аршакиды были свергнуты и сменены персидской династией Сасанидов. Царь А. Д. Хосров I Аршакид долгое время воевал с Арташиром, основателем династии Сасанидов. В середине III в. Арташир подчиняет себе всю А. Д., которая становится одним из марзбанств (областей) в государстве Сасанидов. Однако по Нисибинскому договору 297 римское влияние в А. Д. усиливается. Вплоть до падения династии Сасанидов (VII в.) продолжается борьба армян за независимость. В 286 с помощью римлян на престол вступает Трдат III Великий, сын Хосрова, при котором в А. Д. утверждается христианство. Первостепенную роль в принятии христианства сыграл св. Григорий Просветитель, ставший первым католикосом (главой) Армянской церкви (302—326). Об этом повествует агиографический роман «Агафангел». Вначале христиане подвергались гонениям, но когда Трдат сам принял христианство (301 до н. э.), оно стало государственной религией и, не без кровавых распрей, изгнало традиционную национальную армянскую религию, связанную в основном с древнеиранскими верованиями. В 332—338 трон А. Д. занимал Хосров Котак. Ввиду изменения русла Аракса и ухудшившейся экологической обстановки царь построил новую столицу Двин, переселив туда жителей. В 339 армяне потерпели от персов новое поражение, однако на помощь им пришли римские войска, вытеснившие персов. Царем был провозглашен сын Хосрова II Тиран. С персами он старался поддерживать мирные отношения, однако в 345 персидский шах Шапур II пригласил Тирана к себе для переговоров, захватил в плен, увез в Иран и ослепил. Власть перешла к сыну Тирана Аршаку II, который, желая укрепить центральную власть и навсегда покончить с сепаратизмом феодальной знати (так называемых нахараров), основал у южного подножия горы Арарат город, названный Аршакаваном. В нем могли находить убежище бежавшие от своих хозяев крепостные и рабы, а также должники. Таким образом царь рассчитывал увеличить за счет подвластных нахарарам людей собственное податное население. Нахарары резко протестовали, но Аршак запретил применять этот закон в окрестностях нового города. Тогда нахарары во главе собственных отрядов двинулись к Аршакавану и взяли его штурмом. Все 20-тысячное население было поголовно истреблено. Аршак вступил с мятежниками в ожесточенную борьбу, отнял у вождей нахараров Камсараканов обл. Гирак и Аршаруник и истребил весь род Камсараканов. После этого многие нахарары отдались под покровительство Ирана. Угроза персидского завоевания возрастала с каждым годом, в то время как Римская империя слабела. Персы постепенно вытеснили римлян из Месопотамии, а в 361 император Иовиан подписал с шахом Шапуром II мир, согласно которому часть А. Д. переходила под власть персов, а Рим обязался не оказывать помощь армянам. В 360-х А. Д. вела ожесточенную борьбу против Персии. Но в решительном сражении на Араратской равнине, армянские войска, руководимые Васаком Мамиконяном, разбили персов. В войне наступил перелом, но распри между царем и нахарарами вспыхнули с новой силой. В 367 перс. шахиншах Шапур II пригласил армянского царя и Васака Мамиконяна в персидскую столицу Махозе (Ктесифон) якобы для заключения мирного договора. Здесь обоих схватили. Васак был казнен, а Аршак II заключен в темницу. Персы разрушили все крупные армянские города: Арташат, Вагаршапат, Ервандашат, Нахчаван, Заришат, Ван и Тигранакерт, перебили в них всех взрослых мужчин, а детей и женщин угнали в Иран. К 368 у армян оставалась крепость Артагерс, где укрывались царица Парандзем с малолетним царевичем Папом. Папу вскоре удалось бежать к римлянам, а царица с оставшимися верными ей нахарарами и 11-тысячным гарнизоном больше года выдерживала осаду персов. В 369 персы взяли Артагерс, захватили царские сокровища; Парандзем была угнана в Иран и замучена. В А. Д. начались разрушение церквей и гонения на христиан. Новый период возвышения А. связан и именами царя Папа и полководца Мушега Мамиконяна. В 371 Шапур II опять напал на А. Д. Решительное сражение произошло у подножия горы Нпат на Дзиравской равнине. Армянская армия, которую поддерживал многочисленный рим­ский отряд, присланный императором Валентом, сражалась с большим мужеством и одержала победу. Шапур II вынужден был признать Папа царем, но в результате политических игр в 374 римский полководец Теренций пригласил Папа к себе на пир, где армянский царь был зарублен римскими легионерами. В 387 Великая Армения подверглась разделу: меньшая часть отошла к Риму, основная — к Персии, северная (провинции Арцах, Утик и Шакашен) — к Кавказской Албании, которая также стала частью Персии. Для укрепления христианской религии, перевода Библии и богослужебных книг, основания армянской национальной школы выдающийся просветитель, ученый Месроп Маштоц в 405–406 создает современный армянский алфавит. В персидской части А. Д. некоторое время еще сохранялась власть Аршакидов, но в 428 персидский царь Варахран V обратил А. в провинцию сасанидского государства. Низвержение Арташеса положило конец Аршакидской династии и в А. В 438 персидским царем стал Йездигерд II, который, укрепив международное положение своей империи, задался целью создания внутреннего единства. Армянам было приказано перейти в зороастризм. Эти требования спровоцировали восстания в А. Д., началась война между войсками повстанцев и сасанидской армией. Решающим эпизодом войны стала Аварайрская битва, в ходе которой погиб вождь армян Вардан Мамиконян. А. Д. была разорена, приток налогов и воинов оттуда резко сократился. На страну стали нападать кочевники. Тогда шах разрешил армянам исповедовать христианство, а тем, кого силой вынудили перейти в зороастризм, разрешил вернуться в христианство. В 460-х новый царь Персии Пероз вновь начинает политические преследования христианства. Произошло новое восстание, и в 484 армяне и персы заключили Нварсакский договор, по которому А. вновь получила полунезависимый статус с полной религиозной свободой.

Автор статьи: Немировский А.А., Муравьев А.В..

© Российская Историческая Энциклопедия

Литература
  • История армянского народа. Ч. 1. Ереван, 1951
  • Дьяконов И. М. Предыстория армянского народа. Ереван, 1968
  • Он же. Малая Азия и Армения около 600 до н. э. // ВДИ, 2 (1981)
  • Муравьев А. В., Немиров­ский А. А. Мелитена, Армения и «цар­ская дорога» Ахеменидов // Studia Historica. VI. М., 2006

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты