АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ (ААЦ) (Армянская святая апостольская православная церковь)

0 комментариев

Национальная Церковь армянского народа.

Центр — монастырь Св. Эчмиадзин в городе Вагаршапате Республики Армения. Главой ААЦ является верховный духовный руководитель — католикос (верховный патриарх и католикос всех армян). Католикосство всех армян является верховной духовной и иерархиче­ской властью Церкви. Согласно традиции, уже при жизни Христа к его учению проявил интерес армянский царь Абгар V и апостол Фаддей вел проповедь христианства в Великой Армении. В ряду со многими крещенными была дочь армянского царя Санатрука I Сандухт. К Фаддею присоединился апостол Варфоломей. Апостольской проповедью св. Фаддеем и св. Варфоломеем в Армении была основана ААЦ (I в.). Св. Фаддей принял мученическую смерть в Шаваршане, в гаваре Артаз, а св. Варфоломей в Аребаносе. В Малой Армении также были распространены христианские общины. Первым армянским католикосом стал св. Григор Лусаворич (302—326). В 301 св. Григор у подножия горы Нпат, вблизи Багавана, в водах Арацани совершил обряд крещения царя Трдата, его окружения, армянского войска, всего народа армян­ского. Христианство впервые в мире было провозглашено государственной религией в Армении. На месте языческих святынь начали подниматься христианские храмы, ставшие шедеврами армянского средневекового зодчества. Под фундаментом церкви Cв. Эчмиадзин, основанной св. Григором в 303, при археологических раскопках были обнаружены следы армянского языческого храма. Многие бывшие жрецы армянских храмов и их сыновья принимали сан христианских церковнослужителей. Древнеязыческие праздники преобразились в христианские. Cв. Эчмиадзин стал духовным центром армян и местопребыванием верховного патриарха и католикоса всех армян. Престол католикоса неоднократно перемещался: с 484 — в Двин, с 992 — в Ани, с 1057 — в Малую Армению, с 1147 — в Ромклу (Киликия), с 1282 — в Сис (Киликия), а с 1441 был вновь возвращен в Вагаршапат (Эчмиадзин) и по нынешний день остается резиденцией главы ААЦ. Под покровительством армянского царя Врамшапуха и католикоса Саака Партева Месроп Маштоц создал армянские письмена, и первым переводом на древнеармянский язык стала Библия, которая считается «царицей переводов». Наряду с переводной литературой армянские историки и философы создали ценные произведения оригинальной армянской научной, историографической, философской, церковной литературы. V в. считается золотым веком армянской культуры и литературы. В вероисповедании и христианском учении ААЦ основывается на постановлениях трех первых Вселенских соборов и исходящих из них канонах, утвержденных армянскими церковными соборами и Отцами Церкви. ААЦ в IV Вселенском соборе (Халкидонском) не участвовала, а затем не приняла его постановлений, исходящих из церковной политики Византийской империи, ставшей частью ее завоевательной политики. На Двинском соборе 554 ААЦ окончательно отмежевалась от догматики Византийской церкви, развиваясь самостоятельным путем. В 608 Грузинская церковь отделилась от ААЦ. На Двинском соборе 720 была принята «Книга армянских канонов» в качестве свода церковно-правовых норм. В 961 с провозглашением Ани столицей царства армянских Багратидов (885—1045) престол католикоса всех армян был перенесен в Ани. С конца XI в. с переносом центра тяжести политической жизни в армянскую Киликию здесь также развивается церковная жизнь. В этот тяжелый период, когда Великая Армения подвергалась нашествиям кочевых племен сельджуков, а затем татаро-монголов, а Киликийское армянское государство (с 1080 княжество, а в 1198—1375 царство) противостояло агрессии Византийской империи, Иконийского султаната, египетских мамлюков и др., ААЦ смогла сохранить чистоту вероисповедания и способствовать развитию армянской культуры. На протяжении веков ААЦ была покровительницей и защитницей армянского народа, способствовавшей сохранению и дальнейшему развитию армянской культуры. Были построены тысячи церквей и монастырских комплексов, ставших центрами культуры и образования. Из них многие являются выдающимися шедеврами армянской и мировой архитектуры (церкви Рипсиме, Звартноц, Св. Креста на о. Ахтамар, Кафедральный собор в Ани, монастыри и церкви Татева, Нораванка, Гандзасара и многие другие). В лоне ААЦ развивались искусство миниатюры, создания хачкаров (камней-крестов), а также образование (монастырские и церковные школы, Гладзорский и Татевский университеты). ААЦ играла важную роль в армянской освободительной борьбе XVII—XVIII вв., ее католикосы участвовали вместе с армянскими общественными деятелями в составлении освободительных программ и в переговорах с европейскими государственными и церковными деятелями по освобождению Армении от турецких и персидских завоевателей. С включением Вост. Армении в состав Российской империи (1828) царское правительство приняло специальное Положение (1836), регулируя свои отношения с ААЦ и вместе с тем создавая механизмы влияния на католикоса всех армян. В тяжелейшем положении оказались армян­ские епархии в Зап. Армении и других частях Османской империи, которые находились под руководством Константинопольского патриархата ААЦ и Киликйского католикосата в лоне ААЦ. Католикосы (Мкртич Хримян, Георг V, а также архиепископ Хорен Мурадбекян) наряду с армянскими общественными деятелями предприняли огромные усилия по спасению западных армян, однако вследствие геноцида, совершенного в Османской империи, все епархии ААЦ были уничтожены, тысячи церквей (вместе с рукописями и церковными принадлежностями) разрушены. Сейчас сохранились лишь Иерусалимский и Константинопольский патриархаты ААЦ и католикосат Великого дома Киликийского с центром (с 1930) в Антелиасе (Ливан). С провозглашением Республики Армения (1918—1920) ААЦ всеми средствами (до этого принимала активное участие в создании добровольческих отрядов, организации помощи чудом спасшимся от геноцида армянам) поддерживала ее правительство, содействуя становлению армянской государственности. После установления советской власти в Вост. Армении (29 ноября 1920) с провозглашением атеизма как идеологического оружия против Церкви многие церковнослужители подверглись преследованиям и репрессиям. Самым тяжелым временем для ААЦ был период патриаршества католикоса всех армян Хорена I Мурадбекяна (1932—1938), когда ААЦ в Советской Армении была ограничена пределами Эчмиадзинского монастыря, а сам католикос был убит. В 1937 более 70 церковнослужителей были репрессированы, расстреляны, многие сосланы. Лишь в годы Второй мировой войны отношение властей к Церкви претерпело некоторые изменения. Начало частичного восстановления прав ААЦ происходит с 1944. Издается журнал «Эчмиадзин» во вновь открытой типографии, новоизбранный католикос Геворг VI предпринимает решительные шаги по восстановлению церковных прав (была вновь открыта духовная семинария), однако они встречали препятствия, чинимые властями. При католикосе Вазгене I (1955—1994) ААЦ переживает период восстановления как внутри страны, так и вне ее пределов. 1989 был ознаменован восстановлением Арцахской епархии во главе с епископом Паргевом Мартиросяном. С провозглашением Третьей Республики Армения продолжилось и успешно завершилось восстановление прав ААЦ. Католикос Великого дома Киликийского Гарегин II в 1995 был избран католикосом всех армян как Гарегин I. В 1999 католикосом стал Гарегин II. В Республике Армения действуют 8 епархий ААЦ (Айрарата, Ширака, Армавира, Гегаркуника, Сюника, Арагацотна, Гугарка, Котайка), и одна в Нагорно-Карабахской Республике (Арцахская епархия), чем было обусловлено оживление церковной жизни. Есть также множество епархий по всему миру (Эчмиадзинскому католикосату подчиняются в духовном отношении Киликийский католикосат (Антилиас), Иерусалимское и Константинопольское патриархат­­ства и епархиальные управления: в России, Грузии, США, Южн. Америке, Зап. Европе, на Ближнем и Среднем Востоке, на Балканах и др).

Автор статьи: Даниелян Э.Л.

© Российская Историческая Энциклопедия

Литература
  • Архиеп. Магакия Орманян. Армянская Церковь. Ереван, 2006

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты