АРХИТЕКТОН

0 комментариев

от греч. architekton - строительное искусство.

Супрематическая архитектурная модель, объект пространственного супрематизма К.С. Малевича.

Первые попытки вывести супрематизм в объемное пространство датируются 1915-1916 годами, когда наряду с плоскостными изображениями в работах Малевича начали появляться трехмерные геометрические фигуры. Сам термин появился около 1923 года, когда была создана серия гипсовых моделей, названных архитектон "Альфа", архитектон "Бета", архитектон "Гота". В 1924 году Малевич создал новую серию объектов  - "Планиты", "Супроформа "аФ". Всего за период с 1923-го по 1927 год Малевич разработал около десятка различных архитектонов. Они представляли собой бруски в форме кубов и параллелепипедов, под прямыми углами примыкающие друг к другу. Эти абстрактные фигуры имели пространственную устойчивость и неподвижность, были центрированы по вертикали или горизонтали (некоторые работы так и называются, "вертикальные архитектоны" или "горизонтальные архитектоны"), с подчеркнутыми площадями и плоскостями.

Характерной особенностью этих проектов Малевича был их подчеркнуто беспредметный и самодостаточный характер. Архитектоны не были "замутнены" никакой конкретикой и были так же беспредметны, как его супрематические полотна. Сам автор характеризовал их следующим образом: "вид чистый вне всяких практических целей... Архитектура как таковая". Архитектоны стали кульминацией его изысканий в области "архитектуры как проблемы", абстрактными проектами, лишенными всякой утилитарности. Проблему "архитектуры в жизни" Малевич считал менее важной и своей архитектоникой стремился поставить под начало идей любой архитектурный проект. В этом отношении архитектоны стояли как бы уровнем выше просто архитектурного стиля - они были более универсальны и представляли собой формообразующие объекты, в которых содержались неисчерпаемые пластические возможности.

Впервые архитектоны были представлены публике на отчетных выставках ГИНХУКа (Государственный институт художественной культуры) 1923-го и 1926-го годов. С осени 1925 года в ГИНХУКе функционировала лаборатория  супрематической архитектуры под руководством Николая Суетина, ученика Малевича. Стоит отметить, что собственные архитектоны создавали и другие его последователи - Илья Чашник, Лазарь Хидекель. В 1926 году около 25 архитектонов было представлено на Отчетной выставке Гинхука, кроме того, в этом же году работы Малевича демонстрировались на международной архитектурной выставке в Варшаве. В 1928 году некоторые из работ этой серии экспонировались на выставке прикладного естествознания в ленинградском Государственном институте истории искусств, а в 1932 году - на юбилейной выставке "Художники РСФСР за 15 лет" в Ленинграде и Москве. Последние архитектоны были созданы Малевичем в экспериментальной мастерской Русского музея в начале 1930-х годов.

На примере архитектонов Малевич рассматривал возможность создания так называемого супрематического ордера, основой которого стали простые, суровые геометрические формы, незамутненные плоскости, сдвиги объемов и их небывалые сочетания в пространстве. Можно сказать, что первый супрематист выполнил свою задачу - все эти особенности его стиля прочно вошли в сознание архитекторов и дизайнеров ХХ и XXI веков. С подачи Малевича и его учеников архитектура окончательно перестала бояться асимметрии и неуравновешенности объемов. Благодаря архитектонам здание как композиционное целое, как объем, смогло восприниматься из любой точки пространства.

Наработки объемного супрематизма Малевича помогли архитекторам по-новому оценить простые геометрические формы, лишенные декора. Архитектоны продемонстрировали, что возможности сочетания этих форм и создания из них сложных объемно-пространственных композиций практически неисчерпаемы.  Малевич обогатил архитектуру новыми приемами в области пространственного сочетания объемов, которые практически не использовались в прошлом: горизонтальные и вертикальные сдвиги объемов, нависание одного объема над другими, размещение большой крупной формы над более мелкими, парение крупного объема в пространстве. Отрицание симметрии, новое отношение к тяжести (зрительно "тяжелое" над "легким"), богатые возможности светотени, контрастные масштабные сопоставления, непрерывное изменение общей объемно-пространственной композиции в процессе обхода сооружения - все это давало архитекторам новые средства художественного воздействия, существенно отличавшиеся от приемов традиционной архитектуры с ее симметрией, четко выявленным фасадом, облегчением композиции кверху, "тектоническим" декором и т. п. Архитекторы больше не зацикливались на том, что в доме непременно должен присутствовать фасад, а тяжелое обязательно должно располагаться над лёгким. Появилась возможность выгодно подчеркнуть сопоставление масштабов, учесть то, как падает свет и ложатся тени, сделать здание неодинаковым с разных сторон.

Глядя на горизонтальные и вертикальные архитектоны Малевича, нельзя не провести параллель с современными небоскребами. Его идеи во многом опередили свое время. Их влияние сказалось на творческих поисках голландской группы "Де Стиль", на художественных принципах немецкого Баухауза и на работах таких советских архитекторов как Н. Ладовский, И. Леонидов, К. Мельников, Л. Лисицкий, М. Гинзбург, А. Никольский, И. Голосов, Л. Руднев, Л. Хидекель, И. Фомин и др.

 

арх альфа.jpeg
К.С. Малевич. Архитектон "Альфа". 1923 г.
Смежные статьи
Литература
  • Букша К. С. Малевич. М., 2013. (Жизнь замечательных людей. Малая серия).
  • Ракитин В.И. Архитектон // Энциклопедия русского авангарда: в 3 т. М., 2014.
  • Топоркова Б. Из опыта реставрации архитектонов Малевича // Казимир Малевич в Русском музее. Каталог выставки. СПб., 2000.
  • Хан-Магомедов С. О. Архитектура советского авангарда: в 2 кн. Кн. 1. М., 1996.
  • Шатских А.С. Философский архитектон Малевича // De Visu. 1993. № 11.

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты