АРИСТОКРАТИЯ

0 комментариев

Правление лучших.

Греч. άριστεύς — «знатнейший», «благороднейшего происхождения» и греч. κράτος — «власть», «государство», «могущество». Термин, введенный в употребление античными философами Платоном и Аристотелем, подразумевал под А. именно правящую знать. Тогда как просто знатных людей эллины называли евпатридами, т. е. лицами благородного происхождения. Позднее аристократическую форму правления выделяли Полибий, Спиноза, Гоббс, Кант и другие философы, обосновывая ее политической неполноценностью большинства людей, которыми призвана править элита. Несмотря на исторически обусловленные изменения в понимании термина, основным признаком А. продолжает считаться знатное происхождение. Категория «А.» употребляется в трех значениях: 1. Форма правления, при которой государственная власть находится у привилегированного знатного меньшинства. Прообразом А. является так называемая племенная А., реализующаяся в форме совета старейшин или собрания предводителей родов. В основании аристократического правления лежит идея сакральности власти, которая передается из поколения в поколение либо проявляется в таких качествах, как воинская доблесть, умственное, религиозное или нравственное превосходство, земельное имущество. Для аристократического правления характерны консерватизм и сопротивление крайнему рассеиванию или крайнему сосредоточению власти. Классический пример такой административной элиты — китайское чиновничество (мандарины), служилое дворянство в царской России, наделенные дворянскими титулами гражданские служащие «старого режима» во Франции (так называемое дворянство мантии) и административный аппарат средневековой Византии. Аристократическое правление, как правило, является монархическим, но может быть и республиканским. Первыми аристократическими республиками древности были Спарта, Рим VI–I вв. до н.э. и Карфаген. Правление А. восстановилось на Западе после захвата западных провинций Рима германскими племенами. В период Средневековья знать обладала определенными правами и обязанностями по отношению к королю. Королевская власть предпринимала не прекращавшиеся столетиями попытки обеспечить монополию на правосудие, но А. сохранила доминирование в системе власти. Тем более, что и король был первым аристократом. По мере укрепления системы абсолютизма правосудие и другие функции верховной власти постепенно переходили к королю, а военное значение знати сокращалось путем запрета частных армий, внедрения огнестрельного оружия и разрушения укрепленных замков. Во Франции этот процесс в основном завершился ко времени кардинала Ришелье, а в Англии — после Алой и Белой роз войны. Аристократическое правление преобладало и в крупнейших средневековых республиках. Так, в Новгороде и Пскове городским патрициатом формировался Совет господ. В Галицко-Волынском княжестве также существовало аристократическое правление, так как Боярская дума при князе приобрела ключевую роль в принятии государственных решений. В тех государствах древности и Средневековья, которые не относились к аристократическому правлению, также сохранялись некоторые аристократические институты. Например, в демократических Афинах первый архонт, именем которого назывался год, был всегда евпатридом, а в Фивах только аристократы становились стратегами (главнокомандующими) и беотархами (представителями городов Беотийского союза). В Великобритании существует палата лордов, и до недавнего времени бóльшая часть офицеров Королевского флота принадлежала к знатным фамилиям, а министерство иностранных дет и сегодня комплектуется в основном из аристократической среды. 2. Знать, пользующаяся особыми правами и преимуществами (патриции в Риме, евпатриды в Афинах, бояре на Руси и т. п.). Устойчивая А. была уже в Ассирии. В Китае аристократические традиции существовали в эпохе Чжоу и оставили ощутимый след в конфуцианстве. Знать возникает при разложении родовых отношений путем выделения части родов во властную и имущественную элиту. Главную роль в формировании различий в богатстве и культуре, на которые опирается А., сыграло военное мастерство. Таково, например, происхождение греческой и римской А. Тогда как для египетской, вавилонской и минойской цивилизаций высший статус отдельных семей определили священнические, административные и коммерческие функции. Круг лиц, причисляемых к А., определяется конкретными историческими условиями и цивилизационными особенностями той или иной страны. Например, в древней Спарте, управлявшейся потомками завоевателей-дорийцев, аристократическая природа государства определялась необходимостью сохранять собственное превосходство над многочисленным и мятежным местным населением. Если знатная кровь была значима в ранние периоды истории и в средние века, то в Новое время ее сменили более рациональные оправдания привилегированного статуса знати, прежде всего, согласно мнению защитников А. — культурное превосходство ее представителей. Сохранилась и вера в биологическое и этическое превосходство знати. Следует признать, что в различные исторические периоды аристократы действительно внедряли высокие личностные стандарты. Об этом свидетельствует, например, средневековый рыцарский кодекс, чей центральный принцип «положение обязывает», воплотил идеал рыцарства: знатное происхождение обязывает служить из христианского смирения и ставить нужды других выше собственных. Впрочем, дух служения надличностным ценностям характерен для А. от класса воинов древней Спарты до японских самураев. Аристократическое воспитание всегда считалось особым достоинством знати. Например, на Руси XVII в. молодого человека знатной фамилии с младенчества готовили к тому, что к 15 годам он станет рындой (почетным телохранителем при особе государя), а, следовательно, будет присутствовать при важных государственных церемониях, посольских переговорах и т. д. К 17 годам он станет младшим офицером в войске или младшим членом посольства, а потом получит пост городского вое­воды. Венцом его карьеры должно стать заседание в государевой Думе. В русской истории выделяются боярская и дворянская А. Впрочем, в истории России роль А. была существенно ограничена: сначала  властью самодержавия (XVI в.), затем быстрым развитием бюрократического слоя и государства, служилым значением дворянства, доступ в которое был достаточно открытым для выходцев из низших слоев. Ненаследуемое наделение дворян поместьями началось с середины XV в. Затем эту практику продолжили и расширили русские цари, особенно Петр I. Кроме того, если Иван IV уничтожал А. физически, то Петр I уничтожал ее социально, предельно бюрократизируя государственную систему. Своей Табелью о рангах он низвел боярскую А. до положения низового служилого дворянства. Все это вело к историческому ослаблению русской А. Тем не менее, вплоть до Февральской революции 1917 российская государственность ориентировалась в основном на дворянство, хотя после 1861 оно не могло быть реальной социальной опорой верховной власти. Российское дворянство добилось наследственного владения поместьями, могло уклоняться от бремени государственных обязанностей или облегчать его, чрезвычайно расширило свои привилегии, главным образом за счет крестьянства. Появление придворной А. (кугэ) в Японии связано с возникновением в VI в. императорского двора. Первая система придворных рангов была введена в 603, а в VIII в. кодексом «Тайхоре» был установлен порядок получения рангов, действовавший до конца XIX столетия. Золотой век кугэ пришелся на период IХ–ХII вв., когда для членов императорской фамилии существовали 4 градации в зависимости от степени родства с императорским родом. Для придворных существовало 8 рангов с добавлением начального ранга и множеством подразделений на ступени и степени, в сочетаниях дававшие 30 градаций. За небольшим исключением, все обладатели первых трех рангов («благородные») и многие обладатели 4-го и 5-го рангов составляли придворную элиту. 5 рангов даровались непосредственно императором, а 6–8-й ранги распределялись правительством и утверждались императором. Начальные ранги находились в полном распоряжении правительства. В начале каждого года имена получивших ранги оглашались в присутствии императора на церемонии пожалования придворных рангов. Раз в два года проводилась церемония пожалования рангов женщинам. За редким исключением, обладатели трех первых рангов занимали все высшие должности при дворе. Именно эта группа составляла верхушку придворной А. Период ХII–ХIХ вв. стал временем господства самурайского сословия, когда императорский двор жил в Киото изолированно. К нему относились семья императора и небольшое число знатных аристократических домов, которые имели право служить при императорском дворе, а также офицеры охраны императора. Государственными делами в этот период двор обременен не был, выполняя функции хранителя и носителя традиционной культуры, что было зафиксировано в кодексе для придворной А. «Кугэ сехатто». В свою очередь, браки между знатными придворными и членами императорской фамилии привели к тому, что почти все семьи придворной А. находились в прямом или косвенном родстве с императором. С 1869 (реставрация Мэйдзи) по 1887 число придворных рангов было сокращено с 30 до 16. Императорским указом от 1872 отменялись все феодальные титулы и звания и учреждались три сословия: А. (кадзоку), дворянство (сидзоку) и простонародье (хэймин). В 1884 правительство ввело пять аристократических титулов по европейскому образцу (князь, маркиз, граф, виконт и барон), которые были дарованы кугэ, дайме и некоторым самураям. В 1946 решением Кабинета министров присуждение придворных рангов было отменено. В Зап. Европе к А. относились титулованные роды в зависимости от должности предка: герцоги, графы, бароны, виконты и др. До модернизации статус представителя А. существенно влиял и на его положение в обществе. А. составляла элиту военной организации общества. Во Франции и Великобритании, где многие крупные феодалы погибли во время междоусобных войн, революций или были истреблены в результате политики абсолютизма, господство А. было подорвано и в ХХ в. ее влияние существенно упало. Но в ряде стран Зап. Европы А. сохранила свое могущество, в частности, земельные владения. На отдельных территориях (например, в Англии, Нидерландах и Сев. Италии) А. обратилась к коммерческому сельскому хозяйству или вкладывала средства в капиталистические предприятия. Она вступала в  браки с городской знатью или новым дворянством, состоявшим из высших государственных и судебных служащих. При поддержке монархии европейская А. сохраняла фактическую монополию на военную службу и сопротивлялась проникновению простолюдинов на государственные посты или блокировала их продвижение выше определенного чина. В Германии и других странах господство А. было подорвано Ноябрьской революцией 1918, в России А. была разгромлена и частично уничтожена в ходе революции и гражданской войны. Такая же судьба ждала А. в странах, где к власти пришли коммунистические режимы. Иной тип А. или правящей олигархии вырос в других частях света в Новое время. Так, для владельцев плантаций, сформировавших господствующее меньшинство на американском Юге в XVIII–XIX в., европейские колонисты на покоренных территориях с преобладающим африканским или азиатским населением, приобрели привилегии благодаря «расовому» превосходству и плантационной или другой системе крупномасштабного коммерческого с. х. 3. Слово «А.» используется и в переносном смысле: «финансовая А.», «рабочая А.», «А. ума и таланта» или «А. духа» — для определения людей, исповедующих высокие моральные принципы.

Автор статьи: Орлов И.Б.

© Российская Историческая Энциклопедия

Литература
  • Блок М. Знать // Блок М. Феодальное общество. М., 2003. С. 277–329
  • Ливен Д. Аристократия в Европе 1815–1914. М., 2000
  • Суриков И. Е. Из истории греческой аристократии позднеархаической и раннеклассической эпох: Род Алкмеонидов в политической жизни Афин VII–V вв. до н. э. М., 2000
  • Тернбулл С. Самураи: История японской военной аристократии / Пер. с англ. В. Г. Яковлева. М., 2005
  • Тихомиров Л. Монархическая государственность. В 4 ч. Ч. 3. Русское государство. М., 1896
  • Федоров С. Е. Раннестюартовская аристократия. М.:, 2005
  • Чекалов А. А. у истоков византийской государственности: Сенат и сенаторская аристократия Константинополя в IV — первой половине VII в. М., 2007
  • Шокарев С. Ю. Тайны российской аристократии. М., 2008

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты