АРИСТОФАН (греч. Ἀριστοφάνης)

0 комментариев

Греческий комедиограф.

Его отец владел небольшим земельным наделом на Эгине. А. получил хорошее образование в Афинах (см. Афины Древние), в 17 лет начал сочинять стихи и музыку. Написал более 45 комедий; целиком сохранились только 11. В комедиях А. отражены политические, социальные и литературные проблемы его времени. А. выражал в своем творчестве интересы афин­ского зажиточного крестьянства с его почитанием традиций, нелюбовью к рискованным предприятиям и честолюбивым планам. Грубоватые шутки и хлесткая сатира скрывали гражданские чувства и глубокий ­патриотизм автора, боль за разрушение традиционных полисных ценностей, неприятие «новых людей», привнесших в гражданский коллектив настроения корыстолюбия и личной выгоды. Во время Пелопоннесской войны А. выступал за прекращение военных действий, наносивших ущерб кресть­янским хозяйствам Аттики, и заключение мира. В поздних пьесах А. гражданский пафос уменьшается, возрастает интерес автора к индивидуальному человеческому характеру, что было обусловлено распадом социального единства полиса. В 427 до н. э. была поставлена его первая комедия «Пирующие», посвященная вопросам воспитания и образования. Вторая комедия — «Вавилоняне» — острый политический памфлет, за который автор был привлечен к суду Клеоном. От «Пирующих» и «Вавилонян» сохранились лишь фрагменты. Первая дошедшая до нас целиком комедия, «Ахарняне» (425 до н. э.), написанная в разгар Пелопоннесской войны, посвящена борьбе за мир. Главный герой крестьянин Дикеополь заключает мир со Спартой для одного себя и наслаждается плодами мирной жизни. «Всадники» (424 до н. э.) — острейшая политическая пьеса, направленная против Клеона. Рабы Демоса (Народа) пытаются всеми способами завоевать его благосклонность. Лучше всего это получается у наглого и беспринципного Пафлагонца (Клеона), однако вскоре Пафлагонца превосходит еще более бесстыдный Колбасник, который и становится любимцем Демоса. Действие сопровождает хор всадников, афинских аристократов. «Облака» (423 до н. э.) — сатира на новомодное учение софистов, которых в комедии представляет Сократ, в действительности не имевший к софистам никакого отношения. В «Осах» (422 до н. э.) А. высмеивает любовь афинян к сутяжничеству. В «Мире» (421 до н. э.) комедиограф вновь обращается к проблемам войны и мира. Крестьянин Тригей на огромном навозном жуке поднимается на Олимп, освобождает богиню мира и перевозит ее на землю. Комедия «Мир» предваряет скорое заключение Никиева мира. «Птицы» (414 до н. э.) — самая фантастическая комедия А., лишенная политической направленности. Двое афинян основывают «птичий город» между мирами богов и людей, где и поселяются. «Лисистрата» (411 до н. э.) — женская комедия. Мудрая афинянка Лисистрата, борясь против войны, устраивает «забастовку» женщин всех воюющих сторон: отказывая своим мужьям в ласках, женщины тем самым добиваются заключения мира. «Женщины на празднике Фесмофорий» (411 до н. э.) — также женская комедия, хотя и не политическая, а литературная. На празднике Фесмофорий женщины решают отомстить Еврипиду за то, что тот очерняет их в своих трагедиях. «Лягушки» (405 до н. э.) — еще одна литературная комедия, направленная против Еврипида, который часто является объектом насмешек А. Дионис, переодетый Гераклом (см. Греции Древней мифология и религия ), спускается в подземный мир, чтобы вывести на землю умершего Еврипида. Присутствуя на состязании между Еврипидом и Эсхилом, Дионис признает победу Эсхила, который своим искусством подает пример гражданской доблести; пьесы же Еврипида, наполненные слепыми страстями, осуждаются как общественно вредные. «Женщины в народном собрании» — еще одна «феминистская» комедия А. Возмущенные правлением мужчин, которые довели государство до упадка, женщины берут власть в свои руки и вводят всеобщее равенство. В «Плутосе» (388 до н. э.) бедный крестьянин Хремил встречает бога богатства Плутоса, которого излечивает от слепоты. Прозревший Плутос одаряет богатством всех, кто его заслужил. В комедиях А. соединились политическая заостренность, злободневность и искрометное остроумие, занимательность сюжета; в этом смысле А. — типичный представитель старой аттической комедии. Комедии А. были чрезвычайно популярны как в Античности, так и в Новое время.

Автор статьи: Ленская В.С.

© Российская Историческая Энциклопедия

Литература
  • Гусейнов Г. Ч. Аристофан. М., 1981
  • Соболевский С. И. Аристофан и его время. М., 1957
  • Ehrenberg V. The People of Aristophanes. Oxford, 1943

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты