АРЕНДТ Ханна (Hannah Arendt)

0 комментариев

Немецко-американский политический философ.

Родилась в еврейской семье, детство провела в Кенигсберге и Берлине. В 1922–1923 изучала классические науки и христианскую теологию в Берлинском университете, в 1924–1926 — философ. в Марбургском университете у М. Хайдеггера. Его экзистенциалистские и феноменологические идеи оказали большое влияние на воззрения А. Позднее продолжила изучение философии у К. Ясперса в Гейдельберге, где написала диссертацию о концепции любви у св. Августина. С 1926 принимала активное участие в еврейском и сионистском движении. В начале 1930-х занималась исследованием проблем антисемитизма. После прихода нацистов к власти в Германии в 1933 эмигрировала в Париж, где сблизилась с философом В. Беньямином, занималась организацией помощи еврейским беженцам и эмигрантам. После начала Второй мировой войны в 1939 А. была заключена в лагерь, как немка, однако ей удалось бежать, а в 1941 получить убежище в США. В 1941–1945, находясь в Нью-Йорке, активно участвовала в жизни немецко-еврейской общины, сотрудничала в немецкоязычной еврейской газетой «Ауфбау», руководила исследовательской работой Комиссии по культурному возрождению европейских евреев. С 1944 А. работала над книгой «Истоки тоталитаризма». В этой работе она исследовала рост антисемитизма, национализма, расизма и империализма с XIX в., связав эти явления с развитием капитализма и национального государства, с разложением устоявшихся общественных связей, социальной атомизацией и становлением «массового общества». Результатом этих процессов А. считала установление тоталитарных режимов, классическими проявлениями которых явились германский национал-социализм и сов. сталинизм. Продолжая работу над философскими проблемами, А. написала работы «Что такое экзистенциальная философия» (1946), лекции о политической философии Канта. После Второй мировой войны жила в Германии и США, поддерживала связи с философом К. Ясперсом, преподавала в университетах Беркли, Принстонском и Северо-западном, в Новой школе в Нью-Йорке, сотрудничала с Йельским университетом (США). Основными темами исследований А. оставались судьбы современного общества и демократии. В работе «Ситуация человека», она подвергла резкой критике «современную жизнь», отчуждение и авторитарные тенденции в государстве и обществе, противопоставляя им цельное человеческое существование, самореализацию в труде и общественное самоуправление по типу древнегреческого полиса, Парижской коммуны, движений за гражданские права и Венгерской революции 1956. Вопросам социального преобразования посвящены ее работы «Между прошлым и будущим» (1961), «О революции» (1963), «О насилии» (1970), «Гражданское неповиновение», «Кризисы республики». В сборнике эссе «Люди в темные времена» (1968), представила интеллектуальные биографии видных деятелей ХХ века: В. Беньямина, К. Ясперса, Р. Люксембург, Броха, папы Иоанна XXIII и И. Динесена. Большое внимание А. уделяла проблемам антисемитизма («Эйхман в Иерусалиме», 1963).

Автор статьи: Дамье В.В.

© Российская Историческая Энциклопедия

Литература
  • Истоки тоталитаризма. М., 1996
  • Vita activa или о деятельной жизни. СПб, 2000
  • Люди в темные времена. М., 2003
  • Банальность зла. Эйхман в Иерусалиме. М., 2008
  • Скрытая традиция. М., 2008.Мишкинене А. Б. Арендт и Хайдеггер: попытка сравнительного анализа фундаментальной онтологии человека и онтологии политики. М., 1990
  • Сморгунова Е. Ю. Гносеологические проблемы политической философии: Гносеологический потенциал политики: Ханна Арендт об истине и политике. СПб, 1997
  • Хейфец М. Р. Ханна Арендт судит XX век. М.-Иерусалим, 2003
  • Ямпольский М. Б. Сообщество одиночек: Арендт, Беньямин, Шолем, Кафка. М., 2004
  • Benhabib S. The Reluctant Modernism of Hannah Arendt. Lanham etc., 2003
  • Heuer W. Hannah Arendt. Reinbek, 2004
  • Birmingham P. Hannah Arendt and Human Rights. Bloomington, 2006
  • Ettinger E. Hannah Arendt // Martin Heidegger. New Haven, 1997
  • Kristeva J. Hannah Arendt. New York, 2001
  • d`Entreuves M. P. The Political Philosophy of Hannah Arendt. London, 1994
  • Young-Bruehl E. Hannah Arendt. Leben, Werk und Zeit. Frankfurt a.M., 2004
  • Villa D. Politics, Philosophy, Terror: Essays on the Though of Hannah Arendt. Princeton, 1999

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты