АРАБСКАЯ КУЛЬТУРА

0 комментариев

Совокупность духовных и материальных достижений населения арабоязычных стран Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Юго-Западной Европы.

В целом как специфический феномен А. к. сформировалась в VII–Х вв., в результате культурного взаимодействия арабов и народов, входивших в состав халифата. Однако этот термин применяется не только к средневековой культуре халифата, но и к культуре арабских стран на протяжении их исторического развития. А. к. возникла на территории Аравийского п-ова. Ей предшествовала и на нее оказала влияние доисламская культура языческого населения Юж. Аравии, характерной чертой которой было развитие устной народной словесности. С зарождением ислама и становлением халифата, создавшего единое пространство и общность входивших в него народов, объединенных одним языком и главенствующей религией, сложилась собственно А. к. Непосредственно арабскими элементами этой культуры являются ислам, арабский язык и традиции устной народной поэзии. Существенный вклад в создание А. к. внесло население Сирии, Ливана, Йемена, Ирака, Ирана и Индии, в том числе не принявшее ислам — так, христиане привнесли в А. к. элементы наследия античного мира. В VII–VIII вв. при династии Омейядов столицей халифата и центром А. к. являлся Дамаск, хотя наряду с ним крупными центрами формирования А. к. оставались Мекка и Медина в Аравии, Куфа и Басра в Ираке. Именно тогда появились первые каноны литературы, архитектуры, философские и религиозные идеи. В правление династии Аббасидов (750–1258) столица халифата переместилась в Багдад, который стал одним из крупнейших архитектурных центров А. к. В IX–X вв А. к. переживала период наивысшего расцвета. Бурно развивались литература, история, точные и естественные науки, философия, создавались выдающиеся памятники архитектуры и искусства. В этот период А. к. оказывала существенное влияние на культуры других народов. После распада халифата Аббасидов (середина Х в.) ареал влияния А. к. сузился. При Фатимидах (910–1171) и Айюбидах (1171–1250) центром развития А. к. стал Каир. Еще в VIII в. от халифата Аббасидов отделилась мусульманская Испания (смотрите Кордовский халифат), где развивалась собственная арабо-испанская культура. В X–XV вв. центры этой культуры — Кордова, Севилья, Гранада и Малага переживают период расцвета. Однако со второй половины XIII в. начался застой А. к., особенно на фоне процветающей культуры других восточных стран (Османская Турция, Средняя Азия, Иран) и Европы, а затем и упадок после османского завоевания арабской территории в XVI в. Тем не менее традиции научного знания А. к. сохранялись в культурных центрах Египта, Сирии и Ирака. Этап нового постепенного подъема А. к. начался с первой половины XIX в. с модернизацией и возрождением в различных областях жизни арабских стран. С формированием суверенных арабских государств А. к. развивается в основном в рамках этих стран. В средневековой А. к. математика, астрономия и другие науки были тесно переплетены между собой, а энциклопедический характер знания приводил к тому, что известные астрономы могли являться одновременно и известными поэтами или историками. В основу арабской математики легли переводы сочинения античных и индийских авторов. Однако в IX–X вв. в Багдаде арабские ученые занимались уже не переводами и комментированием античных авторов, но самостоятельной разработкой математической, астрономической и других естественнонаучных сфер знания, которые были тесно связаны с бурным развитием строительства, архитектуры, землемерным делом и мореплаванием. От индийских ученых арабы переняли десятичную систему исчисления с применением нуля, что способствовало дальнейшему развитию математики. Арабские ученые ввели тригонометрическую функцию, разработали приемы решения квадратных и кубических уравнений, извлечения корней с натуральными показателями, выделили тригонометрию как самостоятельную область знания. Выдающиеся достижения в математике связаны с именами среднеазиатских ученых ал-Хорезми (IX в.), написавшего первый арифметический трактат, ал-Бируни (973–1048) и ал-Каши (XV в), введшего в употребление десятичные дроби, персидского и таджикского эрудита Омара Хайяма (ок. 1048 — после 1122), египтянина Ибн ал-Хайсама (ок. 965–1039). В области геометрии прославились «сыновья Мусы» (IX в.), Ибн Курра (около 836–901) и др. Многие из них внесли также вклад в развитие физики и минералогии. В астрономии арабские ученые также изначально опирались на переводные сочинения античных и индийских авторов, существенно развив затем достигнутое ими. В Багдаде, Каире, Самарканде и других центрах А. к. строились обсерватории, где знаменитые астрономы своего времени Ибн Юнус (950–1009), Насир ад-дина ат-Туси (1201–1280, по другим данным — 1274 или 1277), ал-Бируни и другие проводили свои наблюдения. Уже в IX в. была измерена длина меридиана и рассчитаны размеры земного шара. Известны медицинские трактаты арабских врачей — Ибн Сины (/Авиценны/980–1037), ал-Бируни, ар-Рази (980–1037), которыми руководствовались и в Европе. Арабскими учеными разрабатывались вопросы хирургии, офтальмологии и другие области медицинского знания. Первые произведения по описательной географии появились в IX в., но пора расцвета классической арабской географии началась с Х в. и была связана с именами ал-Масуди, ал-Балхи, ал-Истахри (X в.), ал-Бируни (XI в.), Йакута (XIII в.), ал-Идриси (1100 — 1165 или 1161), Ибн Баттуты (1304–1377) и др. Арабские ученые переняли птолемеевскую картину мира, карты и описания составлялись в соответствии с ней, хотя накопленные арабскими географами и путешественниками знания были намного шире — ими был описан весь арабский Восток, ряд других регионов Азии и Африки. Арабская философия была напрямую связана с мусульманским богословием и зародилась в спорах о божественных атрибутах, предопределении, свободе воли и т. д. Мутазиллиты, представители рационального богословия (калам), допускали аллегорическое толкование Корана, считали разум единственным мерилом истины и отрицали возможность изменения мира всевышним. В противовес им ашариты считали, что любой предмет в мире, состоя­щем из постоянно воспроизводимых творцом атомов, может быть изменен им. Последователями античного философа Аристотеля и неоплатоников являлись ал-Кинди (около 800–879) и ал-Фараби (873–950). Отдельным мистико-религиозным течением в арабской философии является суфизм, представители которого стремились к непосредственному общению с всевышним и созерцанию его путем преодоления мирских страстей. Крупнейшими представителями суфизма были ал-Газали (1059–1111) и Ибн ал-Араби (1165–1240). В мусульманской Испании широкое распространение получили философские идеи Аристотеля, крупнейшим последователем которых в этом регионе стал Ибн Рушд (1126–1198), создавший самостоятельное философское учение. Его идеи были восприняты аверроистами — последователями Ибн Рушда в Европе. Первые арабские исторические сочинения относятся к концу VII в. Изначально это были предания о доисламском периоде, о распространении ислама, жизнеописания пророка Мухаммеда и его сподвижников. Представления о всемирной истории у арабских авторов были связаны с изложенной в Коране историей сотворения мира и историей пророков. Мусульманские богословы описывали историю арабов и библейских народов в рамках единой преемственности. Средневековая арабская историография рассматривала исторический процесс как осуществление божественного замысла, признавая, однако, ответственность человека за свои поступки и видя роль истории в поучении на основе накопленного опыта. Первым большим историческим сочинением был трактат Ибн Исхака (ок. 704–768 или 767) об истории пророков и жизни пророка Мухаммеда. Сочинения ал-Балазури (ок. 820 — ок. 892), Абу Ханифы ад-Динавери (ум. ок. 895) и ал-Якуба, составленные обычно в форме анналов, ввели классическую схему арабского историографического повествования от сотворения мира, формирования и жизни мусульманской общины до современных политических событий. Наиболее известным и крупным историческим сочинением периода расцвета А. к. стала «История пророков и царей» ат-Табари (838 или 839–923), всеобщая история ал-Масуди (ум. 956/957/), Хамзы ал-Исфахани (умер во второй половине Х в.), Ибн ал-Асира (1160–1233/1234/), Ибн Халдуна и др. Со второй половины Х в. среди арабских исторических сочинений преобладали местные и династийные хроники, биографии и история городов. Тем не менее известны и всеобщие истории Абу-ль-Фида (1273–1331), аз-Захаби (1274–1353/1347/), Ибн Касира (ок. 1300–1373) и др. В XV–XVI вв. центром арабской исторической науки стал Египет — здесь создавались труды как по истории этой страны, так и исторические энциклопедии и хроники по всеобщей истории. Наиболее крупными авторами этой эпохи являлись Ибн ал-Фурат (1334–1405), ал-Макризи (1364–1442), ал-Айни (1361–1451), ас-Суюти (1445–1505). Среди арабских исторических сочинений значительную известность получили также биографии и биографические словари Ибн Халликана (1211–1282), ас-Сафади (1296/97–1363), Ибн ал-Кифти (1172–1248), Ибн Абу Усайби (1203–1270) и др. В эпоху османского господства составлялись в основном местные хроники и история. Наиболее ценные из них — история Андалусии ал-Маккари (1591/92–1632) и история Египта ал-Джабарти (1753–1825/1826/) . Арабская литература зародилась на Аравийском п-ове еще до принятия ислама: поэты Имру-ль-Кайс, Тарафа, Антр ибн Шадад, поэтесса Ханса и другие доисламские авторы внесли значительный вклад в ее развитие, формирование канонов и жанров, каковыми стали элегия («риса»), похвальба («фахр»), песни мести («сар»), любовная лирика и др. При дворе Омейядов творили поэты ал-Ахтал (ок. 640 — ок. 710), ал-Джарир, ал-Фараздак (ок. 641 — между 728 и 732), ставшие известными панегиристами своего времени. Хотя на их творчество оказали значительное влияние доисламские поэты, в их поэзии уже отражены верования ислама. Широкое распространение в период халифата получила любовная лирика, развитие которой связано с именами Омара ибн Аби Рабиа из Мекки (641 — ок. 712/718/), поэтами аббасидского двора Мути ибн Ияс, Валиба ибн Хубаб и др. Новаторами в арабской поэзии стали Абу-Нувас (762–815) и др., отошедшие от доисламских классических норм и развивавшие новые темы и сюжеты. Окончательно новые нормы арабской поэзии были сформулированы в трактате поэта и филолога Ибн ал-Мутазза (861–908), хотя оставались также поэты, придерживавшиеся старых канонов. С распадом халифата арабская литература продолжала развиваться — этот период связан с именами блестящих поэтов ал-Мутанабби (915–965) и Абу-ль-Ала ал-Маарри (973–1057). Прозаик Бади аз-Заман ал-Хамадани (ум. 1007) создал новый жанр — макаму, считающийся высшим достижением арабской прозы. Отдельные литературные стили появились в мусульманской Испании. Здесь были созданы народные поэтические строфические формы мувашшах и заджал, которые затем распространились на территории многих арабских стран. Андалусская поэзия связана с именами ал-Газаля (770–864), Ибн Абд Раббихи (860–940), Ибн Кузмана (около 1080–1160), ал-Мутадида (1012–1069), Ибн Зайдун (1003–1071) и др. Со второй половины XI в. арабская литература вступает в период упадка: поэзия приобретает мистический оттенок, а проза — дидактический. В XIII–XV вв. наиболее яркие достижения арабской литературы связаны с влиянием народного творчества: к концу XV в. окончательно сложился сборник сказок «Тысячи и одной ночи», в поэзии также широкое распространение получили народные жанры. С начала XIX в. вместе с государственным и национальным подъемом начинается период возрождения в литературе, которая далее развивается уже в рамках отдельных арабских государств. Арабская архитектура тесно связана с религией ислама — самыми широко распространенными и востребованными постройками стали мечети. Первые из них, с огороженным двором и колоннадой, были созданы в Басре (635), Куфе (638) и Фустате (40-е VII в.). Настоящим шедевром стала Омейядская мечеть в Дамаске (нач. VIII в) с прекрасными мозаиками. Наиболее широко был распространен колонный тип мечетей, однако существовали и мечети купольной постройки. При Омейядах активно велось светское строительство дворцов и замков (Мшатта, Кусейр-Амра, Каср ал-Хейр ал-Гарби и Каср ал-Хейр аш-Шарки, Хирбет ал-Мафджар), при Абассидах — градостроительные работы в Багдаде и Самарре. Особая школа арабской архитектуры сложилась в Фатимидском Каире (осн. 969), во многом определившая лицо города: грандиозная мечеть ал-Азхар (Х в.), мощные крепостные стены, дворцы, караван-сараи, лавки и дома. В XIII–XVI вв. велось большое фортификационное строительство (цитадели Каира и Алеппо) и строительство мавзолеев (Кладбище мамлюков в Каире, XV–XVI вв.), распространялась инкрустация архитектурных сооружений камнями. В религиозной архитектуре преобладал величественный стиль с большими объемами и куполами (мечеть Хасана XIV в. в Каире, мечети и медресе Дамаска). Архитектура Магриба и Испании переживала расцвет в Х–ХV вв. (монументальные и богато украшенные мечети в Тлемсене и Таза, Кордове, ворота в Толедо, дворец Алгамбра в Гранаде). С турецким завоеванием XVI в. в арабскую архитектуру вошли элементы османского зодчества, однако сохранялись и местные формы. Новый период подъема арабской архитектуры начался с XIX в. Для арабского декоративно-при­клад­ного искусства характерны богатые орнаментные узоры и каллиграфия. Отдельного внимания заслуживает арабская книжная миниатюра в Сирии и Египте IX–XII вв. и в Ираке XII–XIII вв. Арабская музыка сформировалась в результате взаимодействия музыкальных традиций арабов и народов завоеванных территорий. На раннем этапе своего развития она была неотделима от поэзии — существовали профессиональные поэты-певцы (шаиры) и различные песенные жанры. С конца VII в. начался расцвет арабской музыки. Поскольку она была тесно связана с вокалом, широкое распространение получили произведения, исполнявшиеся певцами и музыкантами с ведущей ролью первых. Самыми известными из них в эпоху Омейядов стали Ибн Мусаджих, Муслим ибн Мухриз, певица Джамиле; в эпоху Абассидов — Ибрахим ал-Маусили (742–804), Исхак ал-Маусили (767–850), Мансур Залзал. Арабские авторы ал-Кинди, ал-Фараби, ал-Исфахани, Сафи-ад-дин Урмави создали многочисленные труды на музыкальные темы. Традиционными арабскими музыкальными инструментами являются дуфф (маленький квадратный бубен), мизхар (примитивная лютня с кожаной декой), ребаб (род однострунной скрипки), уд (вид лютни).

Автор статьи: Прусская Е.А.

© Российская Историческая Энциклопедия

Литература
  • Бартольд В. В., Соч. Т. 6. М., 1966
  • Беляев Е. А., Арабы, ислам и арабский халифат в раннее Средневековье. М., 1966
  • Большаков О. Г. История Халифата. М., 1989–98. 3 т.
  • Веймарн Б., Каптерева Т., Подольский А., Искусство арабского народа. М., 1960
  • Гибб Х. А. Р., Арабская литература // Пер. с англ. П. А. Грязневича. М., 1960
  • Ал-Фахури Х., История арабской литературы [пер. с араб.], т. 1–2, М., 1959–61
  • Григорян С. H., Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. М., 1966
  • Крачковский И. Ю. Избр. соч., т. 1–6, М.-Л., 1955–60
  • Крымский А. Е., История арабов и арабской литературы светской и духовной. Ч. 1–3. М., 1911–13
  • Кубе А. П., Испано-мавританская керамика, М.-Л., 1940
  • Куделин А. Б. Арабская литература: поэтика, стилистика, типология, взаимосвязи. М., 2003
  • Кузнецов К. А. Арабская музыка // Очерки по истории и теории музыки. Л., 1940
  • Леви-Провансаль Э. Арабская культура в Испании. М., 1967
  • Мехрин-Мехрдад, Фалсафэ-йе-шарг [Философия Востока]. Тегеран, 1959
  • Мец А. Мусульманский Ренессанс. М., 1966
  • Очерки истории арабской культуры X–XV вв. М., 1987
  • Стирлен А. Искусство ислама: Распространение персидского стиля: От Исфахана до Тадж-Махала. Альбом. М., 2003
  • Фильштинский И. М., Арабская классическая литература. М., 1965
  • Штекль А., История средневековой философии // Пер. с нем., М., 1912
  • Фролов Д. В. Классический арабский стих. История и теория аруда. М., 1991
  • Ал-Фахури Х., ад-Дарр аль-халил, Тарих аль-фальсафа аль-арабийя [История арабской философии]. Т. 1–2, Бейрут, 1957–58
  • Юшкевич А. П., История математики в Средние века. М., 1961
  • Arabic Theology, Arabic Philosophy: From the Many to the One: Essays in Celebration of Richard M. Frank // Ed. by J. Montgomery. Dudley, MA, 2006
  • Bakalla, M. H. Arabic Culture Through Its Language and Literature. L., 1984
  • Blachére R., Histoire de la littérature arabe des origines а la fin du XV siéсle. T. 1–3. P., 1952–66
  • Boer T. J. de, The history of philosophy in Islam, L., 1933
  • Brockelmann С., Geschichte der arabischen Literatur, 2 Aufl., Bd 1–2, Leiden, 1943–49
  • Brugman J. An Introduction to the History of Modern Arsbic Literature. Leiden, 1984
  • Cachia P. Arabic Literature: An Overview. London, 2002
  • Creswell К. A. С., Early Muslim architecture, pt 1–2, Oxford, 1932–40
  • Idem. The Muslim architecture of Egypt. v. 1–2, Oxford, 1952–60
  • Gibb H. A. R., Studies on the civilization of Islam. Boston, 1962
  • Dimand M. S., A handbook of Mohammadan art. NY., 1958
  • Islam. Kunst und Frchitectur. Köln, 2000
  • Ettinghausen R., Grabar O., Jenkyns M. Islamic art and architecture, 650–1250. Yale, 2001
  • Farmer Н. G. A history of Arabian music to the XVIIIth century. L., 1967
  • Graf G., Geschichte der christlichen arabischen Literatur, Bd 1–5, Citta del Vaticano, 1944–53
  • Lane A., Early Islamic pottery. Mesopotamia, Egypt and Persia. L., 1958
  • Erianger R. d’, La musique arabe. V. 1–6, P., 1930–59
  • Grohmann A. Arabien. Мünchen, 1963
  • Grunebaum G. von. Medieval Islam. A study in cultural orientation, Chicago, 1961
  • Gutas D. Greek Thought, Arabic Culture: The Graeco-Arabic Translation Movement in Bahdad and early Abbasid Society 2nd–4th/8th–10th centuries) L., 2003
  • Kennedy Е. S., A survey of Islamic astronomical tables, Phil., 1956
  • Rashid R. Encyclopedia of the History of Arabic Science. L., 1996
  • Kilito, Abdelfattah. The Author and His Doubles: Essays on Classical Arabic Culture. Syracuse, N.Y., 2001
  • Marçаis G., L’architecture musulmane d’Occident. P., 1954
  • McGinnis, J., Reisman D. Classical Arabic Philosophy: An Anthology of Sources. Indianopolis, 1994
  • Historians of the Middle East // Ed. by B. Lewis and P. M. Holt, L., 1962
  • Mrozek A., Sredniowieczna filozofia arabska, Warszawa, 1967
  • Petruccioli A. Understanding Islamic Architecture. Ed. by A. Petruccioli, K. K. Pirani. L. NY, 2002
  • Racy A. J., Making music in the Arab world: the culture and artistry of arab. Cambridge, 2004
  • Robinson, C. F. Islamic Historiography. Cambridge, 2003
  • Rosenthal F., A history of Muslim historiography, Leiden, 1968
  • Sauvaget J. Introduction а l’histoire de Orient Musulman. Elemеnts de bibliographic, P., 1961
  • Sabra A. L. Optics, Astronomy and Logic: Studies in Arabic Science and Philosophy. Aldershot Brookfield (Vt.), 1994
  • Saliba G. A History of Arabic Astronomy: Planetary Theories During the Golden Age of Islam. NY, 1994
  • Touma, Habib Hassan. The Music of the Arabs. Portland (Or.) Cambridge, 2003
  • Ueberweg F. Grundriss der Geschichte der Philosophic, 12 Aufl., T. 1–3, 5, В., 1924–28
  • Mawasi, Faruq. Studies in modern Arabic literature. Antwerpen, 2007

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты