АПОСТОЛЫ

0 комментариев

Общий термин, которым в Евангелиях стали называть круг ближайших учеников Иисуса Христа.

Греч. άποστολóς, посланник. Первоначальное «ученики» (арам. talmidhe, греч. μαθηταί) более подходило для иерусалимского периода проповеди христианства. Уже в «Деяниях апостолов», где говорится о послании учеников на проповедь, употреблен термин А. (арам. shlihe). За пределами Палестины именно этот термин стал обозначать проповедника христианства. Изначально А. назывались 12 ближайших учеников Иисуса Христа, именуемых часто просто οἱ δώδεκα («двенадцать»): Петр, он же Симон Ионин (сын Ионы), также называемый Кифа; Андрей, брат Симона-Петра; Иоанн Богослов; евангелист, брат Иакова (сын Зеведея); Иаков Зеведеев, брат Иоанна, (сын Зеведея); Филипп из Вифсаиды; Варфоломей, он же Нафанаил из Каны Галилейской (объединение условно); Матфей, мытарь, евангелист, он же Левий Алфеев (объединение на основании параллелизма Мф. 9:9 и Мк. 2:14); Фома, называемый Близнец Иаков; Алфеев Фаддей, он же Иуда Иаковлев (брат Иакова) или Левей; Симон Кананит, он же Симон Зилот, сын Клеопы (Ипполит Римский считает, что он также носил имя Иуда); Иуда Искариот, предавший Христа; Матфий, который заменил Иуду Искариота после его самоубийства. Деятельность А. началась их «избранием» и продолжилась странствиями с Иисусом Христом. Именно А. выступают как слушатели и интерпретаторы Евангелия (т. е. учения Иисуса Христа). Повествование о смерти и воскресении Христа также тесно связано с А. По христианскому преданию, все А. от 12, за исключением Иоанна Зеведеева и Иуды Искариота, умерли мученической смертью. Евангелисты Матфей, Марк, Лука и Иоанн также были А. В дальнейшем (II–III вв.) апостолами стали называть более широкий круг проповедников: так А. именуется в Новом Завете уже Павел, он же Савл, хотя он был призван после смерти Христа, т. е. не входит в состав 12 учеников. Несмотря на это, Павел является одним из самых почитаемых (первоверховных) апостолов христианства, часто его называют «апостолом язычников». В Евангелии от Луки 10:1 говорится о призвании 70 новых А., которые стали называться «А. от 70». Большинство имен «А. от 70» отсутствуют в Новом Завете и известны только по позднейшим источникам (Евсевий и др.). Исключение составляют имена первых семи дьяконов, избранных 12 А., и имена «А. от 70», указанные в апостольских посланиях, однако нигде они прямо не называются А. Поздний и не вполне точный список 70 А. был составлен в V–VI вв. К 70 А. предание относит евангелистов Марка и Луку, а также к лику «70 А.» были причислены многие, обращенные позже за их миссионерские труды. В ряде памятников II–III вв. (прежде всего «Дидахи») А. — название харизматического служения в раннехристианских общинах, означает «странствующий проповедник». В византийской традиции продолжателями А. (íσαπóστολος, «равноапостольными») назывались проповедники христианства, обратившие большие группы народа (св. Нина, св. Григорий Просветитель, св. Константин Великий).

Автор статьи: Муравьев А.В.

© Российская Историческая Энциклопедия

Литература
  • Польсков К. Апостолы // Богословская энциклопедия. Т. III. М., 2003. С. 103–112
  • Campenhausen H. F. von. Der urchristliche Apostelbegriff // Studia theologica. 1947. v. I. S. 96–130
  • Brownrigg R. The Twelwe Apostles. NY, 1974
  • Ficker J. Die darstellungen der Apostel in der altchristlicjhen Kunst. Leipzig, 1987

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты