АНТОНИОНИ МИКЕЛАНДЖЕЛО

0 комментариев

/ Ориг.: Итал. Michelangelo Antonioni

Итальянский режиссер и сценарист. Мэтр европейского авторского кино.

Биография и творчество

Антониони – уроженец итальянского региона Эмилия-Романья. Выпускник болонской Высшей школы экономики и коммерции. Одновременно с учебой занимался рисованием и писал журнальные статьи. В 1939 году молодой человек перебрался в Рим. Здесь он работал для журналов «Cinema» и «Bianco e nero», в своим статьях поддерживал течение неореализма в итальянской культуре. Также Антониони проходил обучение в киношколе, после чего в 1942 году стажировался  на фильме «Вечерние посетители» режиссера Марселя Карне, который стал провозвестником неореализма в кино.

Первым фильмом молодого режиссера стали документальные «Люди с реки По» (1947). В 1950 году он снял дебютную игровую картину «Хроника одной любви». Следующие фильмы, среди которых «Дама без камелий» и «Побежденные» (1953), «Подруги» (1955), «Крик» (1957), принесли ему славу на родине.

Важной в карьере мастера стала первая половина 1960-х. Тогда он снял свою знаменитую «трилогию отчуждения», куда вошли картины «Приключение» (1960), «Ночь» (1961), получившая берлинского «Золотого медведя», и «Затмение» (1962). Во всех них сыграла Моника Витти, а также участвовали Марчелло Мастроянни, Ален Делон, Жанна Моро и др. Трилогия, повествующая о неспособности к любви, созиданию и обретению смысла жизни, сделала Антониони всемирно признанным мастером. Для творчества режиссера вообще характерны темы отчужденности, закрытости, одиночества, неуверенности, непонимания и эмоциональной пустоты. Он предоставляет зрителю самому интерпретировать события на экране, он не дает ответов, но умеет задавать нужные вопросы.

Соответствовала предыдущим трем фильмам и первая цветная картина Антониони «Красная пустыня» (1964), заработавшая венецианского «Золотого льва». Следующей известной работой стало «Фотоувеличение» (1966), снятое в Англии и содержавшее элементы детективного жанра. Фильм удостоился главного приза Каннского кинофестиваля.

В 1970-е режиссер делал свои работы более автобиографичными. В это время вышли фильмы «Забриски-пойнт» (1970), ставший важным для  культуры хиппи, но не пользовавшийся успехом у большой аудитории и критиков. Картина 1975 года «Профессия: репортер» с Джеком Николсоном  в главной роли завершила т.н. английскую трилогию Антониони. Не нашедшая серьезного отклика в то время, сейчас данная картина считается одной из творческих вершин мастера. В 1972 году свет увидел и большой документальный фильм режиссера о коммунистическом Китае «Чжун Го – Китай», ради которого Антониони посетил эту страну. В 1970-е годы был также проект съемок сказочного фильма в одной из азиатских республик Советского Союза, но он не был воплощен в жизнь.

В 1980-2000-е режиссер продолжал снимать полный метр («Тайна Обервальда», 1981; «Идентификация женщины», 1982; «За облаками», 1995) и короткометражки («Вулканы и карнавал», 1993; «Сицилия», 1997; «Взгляд Микеланджело», 2004), однако успеха своих более ранних фильмов он уже не повторил.

В 1985 году Антониони пережил инсульт, который привел к частичной парализации. В 1995 году он получил «Оскар» за вклад в киноискусство. Мэтр, прозванный «поэтом отчужденности и некоммуникабельности», умер летом 2007 года в итальянской столице. 

Литература
  • Антониони об Антониони. М., 1986.
  • Закревская А.А. Магический реализм Микеланджело Антониони: ускользающая оптика // Обсерватория культуры. 2015. № 3.
  • Туровская М. Микеланджело Антониони – первое знакомство // Искусство кино. 1962. № 6.
  • Rosenbaum J. Placing Movies: The Practice of Film Criticism. University of California Press, 1995.

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты