АННЕНКОВ МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ

0 комментариев

Был представителем старинного дворянского рода, известного с начала XVI века. Родился в семье генерала от инфантерии, генерал-адъютанта Николая Николаевича Анненкова (1799–1865) и его супруги Веры Ивановны, урождённой Бухариной (1813–1902). Получил образование в Пажеском корпусе, по окончании которого в 1853 году был зачислен прапорщиком в конно-пионерный дивизион. В 1857–1859 годах обучался в Николаевской Академии Генерального штаба, окончил её по первому разряду с занесением имени на мраморную доску. В 1859 году стал старшим адъютантом в гвардейском Генштабе, работал в комиссии для улучшения военной части. В 1863 году был назначен помощником генерал-полицмейстера в Царстве Польском. Принимал участие в подавлении Польского восстания, затем входил в состав различных комиссий и комитетов по преобразованию Привислинского края. За усердие и отличие по службе в 1864 году был произведён в полковники и пожалован во флигель-адъютанты к Е. И. В. В 1867 году был назначен членом и управляющим делами Главного военно-тюремного комитета, а затем постоянным членом комитета, учреждённого при Главном штабе, по передвижению войск железными дорогами и водным путём.

В 1867 году опубликовал в «Военном сборнике» череду статей по вопросам применения железных дорог к военному делу, вызвав большой интерес аудитории издания. В 1869 году получил чин генерал-майора с зачислением в Свиту Е. И. В. и был назначен заведующим передвижением войск по всем железным дорогам и водным путям России. В 1871 году, во время Франко-прусской войны, был командирован в прусскую армию с целью ознакомления с ходом войны. Результаты своей поездки изложил в брошюре «Заметки и впечатления русского офицера». В 1871–1875 годах находился в нескольких командировках. В 1875 году подал записку по поводу состояния железных дорог в России, указав на недостатки эксплуатации и существующие на дорогах беспорядки. Результатом рассмотрения записки стало учреждение специальной комиссии, которую Анненков возглавил.

В период Русско-турецкой войны 1877–1878 годов и в последующее время, до 1884 года, входил в состав Временного исполнительного комитета по передвижению войск. В 1879 году получил чин генерал-лейтенанта. В преддверии Ахалтекинских военных экспедиций 1879–1881 годов в Среднюю Азию был назначен на пост начальника военных сообщений Закаспийского края и возглавил строительство железной дороги от Красноводска на Мерв. В декабре 1880 года во время рекогносцировки получил ранение и был вынужден оставить свой пост. Занимался строительством стратегических железных дорог в Полесье, в 1884 году вошёл в состав Совета министра путей сообщения, а в 1885 году – в состав Комитета по мобилизации войск. В 1886–1887 годах заведовал строительством Самаркандского участка Закаспийской железной дороги, открывшейся летом 1888 года. В том же году был назначен управляющим Закаспийской железной дорогой, но оставался на этом посту недолго. В 1891–1892 годах возглавлял временное особое управление общественными работами, предпринятыми правительством для помощи пострадавшему от неурожая населению. В 1891 году стал членом Военного совета.

В последние годы жизни отдавал приоритет участию в коммерческих предприятиях, навлекших на него значительные служебные неприятности. Не дожидаясь решения о своей отставке, покончил жизнь самоубийством на 64-м году жизни. Был похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище.

Был женат дважды: на графине Александре Николаевне Зубовой (1839–1877) и на графине Елизавете фон Эстеррейх. В первом браке имел дочерей Веру и Марию, обе они умерли в эмиграции.

Награды
  • Орден Св. Станислава 1-й ст. (1870)
  • Орден Св. Анны 1-й ст. (1871) с короной (1873)
  • Орден Св. Владимира 2-й ст. (1875)
  • Орден Белого Орла (1880)
  • Золотая сабля (1881)
  • Орден Св. Александра Невского (1883) с бриллиантовыми знаками (1888)
Литература
  • Федорченко В. И. Свита Российских императоров. В 2 кн. Кн. 1. А–Л. М., 2005. С. 47 – 48.

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты