АЛКУИН (лат. Alcuinus), Альбин (лат. Albinus)

0 комментариев

Церковный и политический деятель, богослов, систематизатор знаний.

Родился в знатной англосаксонской семье в Нортумбрии. Учился в Йоркской соборной школе, руководимой сначала архиепископом Эгбертом, а затем Элбертом, во главе которой в 778 встал сам Алкуин. В 781 Алкуин отправился в Рим за паллием для епископа Йоркского Эанбальда. По пути на родину, в Парме, Алкуин встретился с Карлом Великим. Наслышанный об учености и добродетельности Алкуина, король пригласил его к себе на службу. В 782 Алкуин организовал «Придворную Академию» (Academia Palatina), ставшую центром образованности во Франкском государстве. Среди многочисленных учеников Алкуина были Адальгард Корбийский, Амаларий Мецский, Ангильберт Сен-Рикьерский, Рабан Мавр и Эйнхард. В академии изучали не только труды Отцов церкви, но и античных авторов. Подражая древним, Алкуин называл себя «Флакком» (по имени римского поэта Квинта Горация Флакка), а его ученик Ангильберт, написавший впоследствии несколько крупных сочинений, в том числе «Наставление о различении обязанностей», именовался «Гомером». В 796 Алкуина, отошедшего к этому времени от дел, назначили настоятелем аббатства Святого Мартина в Туре. Его усилиями школа при обители приобрела широкую известность, став одним из средоточий латинской культуры во Франкском королевстве; под влиянием и при непосредственном участии Алкуина в курии Карла Великого был подготовлен «Картулярий о занятиях науками» (De litteris colendis, 787) — важнейший для понимания культуры VIII в. документ, обосновывавший необходимость клирикам постигать науки, совершенствовать свои знания и обретать достойную служителей церкви мудрость и благочестие. В разносторонней деятельности Алкуина заметно стремление возродить изучение античных авторов: благодаря ученому каролингская интеллектуальная элита получила возможность ознакомиться с «Категориями» Аристотеля в позднейшей краткой обработке, известной как «Десять категорий» (Decem categoriae). Значителен вклад Алкуина в утверждение преподавания «свободных искусств»; в «Разговоре об истинной философии» он проводит мысль, согласно которой книжная мудрость (sapientia liberalium literarum) — подобие Божественной (sapientia Dei), покоящейся на семи дарах Святого Духа — так же как и высший прообраз обладает семью «столпами» или «ступенями», ведущими человека к постижению Истины. Этими необходимыми элементами восхождения являются грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, музыка и астрология. Без изучения «свободных искусств» невозможно, по мнению Алкуина, не только приумножение знаний, но и обретение добродетельности и безмятежности духа. Алкуина, как ярчайшего представителя «Каролингского возрождения», отличает большое внимание к самым разным областям знания. Мыслитель оставил труды по богословию («О вере в святую и нераздельную Троицу» (De fide sanctae et individuae Trinitatis) и др.), агиографии («О святых Йоркской церкви» (De sanctis Eboracensis Ecclesiae) и др.), астрономии и педагогике («О грамматике» и др.), «О диалектике» и др.). Алкуин — автор нескольких комментариев к книгам Ветхого и Нового Заветов, и исправлений, внесенных им в текст Вульгаты (801) — так называемой «Библии Алкуина». Перу Алкуина принадлежат 294 эпистолы и, возможно, несколько гимнов.

Сочинения:

Алкуин. Послание к королю. Послание к Коридону. Надпись на книге «Песнь песней» / Пер. Б. И. Ярхо;

Стих о кукушке / Пер. М. Л. Гаспарова;

Надпись на помещении для переписывания книг. К своей келье / Пер. С. С. Аверинцева;

Словопрение Весны с Зимой. Загадки / Пер. Б. И. Ярхо;

Словопрение высокороднейшего юноши Пипина с Альбином Схоластиком / Пер. под ред. М. Л. Гаспарова // Памятники средневековой латинской литературы IV–IX веков. М., 1970. С. 258–268;

Алкуин. Разговор об истинной философии. Энхиридион, или О грамматике. Словопрение высокороднейшего юноши Пипина с Альбином Схоластиком. Письма к Карлу Великому. О святителях и святых церкви Йоркской // Антология педагогической мысли христианского Средневековья. М., 1994. Т. I. С. 302–314;

Alcuini. Opera omnia // PL. Paris, 1840. T. 100–101;

Alcuini (Albini). Carmina // MGH. Poet. Berlin, 1881. T. I. Pars 1. S. 160–351;

Alcuini sive Albini epistolae // MGH. Ep. Berlin, 1895. T. IV. S. 1–493, 614–616;

Monumenta Alcuniana // Bibliotheca rerum germanicarum. B., 1873. T. IV.

Автор статьи:  А. К. Гладков.

© Российская Историческая Энциклопедия

Литература
  • Беркут Л. Карл Великий, франкская образованность и литература его времени. Варшава, 1912.
  • Фортунатов А. А. Алкуин как деятель Каролингского возрождения // Уч. зап. МГПИ. М., 1941. Т. III.
  • Он же. Алкуин и его ученики // Уч. зап. МГПИ. М., 1948. Т. VIII.
  • Browne R. R. G. F. Alcuin of York. Hesperides Press, 2008.
  • Bullough D. A. Alcuin: Achievement and Reputation. Brill Acad. Publ., 2004.
  • Gaskoin C. J. B. Alcuin: His Life and His Works. L., 1903.
  • Marenbon J. From the Circle of Alcuin to the School of Auxerre: Logic, Theology and Philosophy in the Early Middle Ages. Cambridge, 1981.
  • West A. F. Alcuin and the Rise of the Christian Schools. Ditzion Press, 2008.

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты