АЛЕКСИЙ I (в миру ‒ Симанский Сергей Владимирович)

0 комментариев

Патриарх Московский и Всея Руси.

Дворянин, родился в семье синодального чиновника. С 1888 учился в гимназическом классе Лазаревского института восточных языков, затем в Николаевском лицее. В 1896–1899 учился на юридическом факультете Московского университета, кандидат права. Прошел военную службу вольноопределяющимся. В 1900–1904 учился в Московской духовной академии. Большое влияние на С. Симанского в этот период оказал ректор Академии еп. Арсений (Стадницкий). 09.02.1902 С. Симанский принял постриг от руки Арсения под именем Алексия. Рукоположен в иеродиакона. 21.12.1903 рукоположен в иеромонаха. В 1904 получил степень кандидата богословия за сочинение «Господствующие в современном нравственно-правовом сознании понятия перед судом митр. Филарета (Дроздова)». Под руководством митрополита Арсения служил инспектором Псковской духовной семинарии. 16.09.1906 назначен ректором Тульской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. В 1911, после перехода архиепископа Арсения на Новгородскую кафедру архимандрит А. стал ректором Новгородской семинарии и настоятелем монастыря преп. Антония Римлянина. 28.04.1913 А. хиротонисан во еп. Тихвинского, викария Новгородской епархии. Во время I мировой войны участвовал в организации лазаретов, управлял епархией при отсутствии Арсения на заседаниях Св. Синода и государственного совета. После Февральской революции 1917 благословил «созидательную работу нового строя». После Октябрьской революции 1917 подвергался арестам. В феврале 1921 назначен епископом Ямбургским, первым викарием Петроградской епархии. 29.05.1922 после ареста митр. Вениамина А. вступил в управление Петроградской епархией. Снял отлучение с лидеров обновленчества А. Введенского, А. Боярского и Е. Белкова. После отказа подчиниться обновленческому Высшему церковному управлению был им отправлен на покой, после чего в октябре выслан в Каракалинск (Казахстан). В 1926 вернулся в Ленинград. Заместитель местоблюстителя Патриаршего престола митрополит Сергий назначил А. управляющим Новгородской епархией с титулом архиепископа. В дальнейшем — архиепископ Хутынский. Успешно противостоял обновленчеству. Вошел во Временный патриарший синод, участвовал в составлении «Декларации митрополита Сергия» 1927. 18.05.1932 возведен в сан митрополита Старорусского. В 1932–1933 — митрополит Новгородский, с 1933 — Ленинградский. Вел борьбу с обновленчеством и иосифлянством (см. иосифлянство в ХХ в.). Находился со своей паствой во время Ленинградской блокады. 04.09.1943 вместе с митрополитами Сергием и Николаем участвовал в беседе со Сталиным, итоги которой определили новые возможности для расширения церковной деятельности. После кончины Патриарха Сергия 14.05.1944 по его завещанию А. был утвержден местоблюстителем Патриаршего престола. 02.02.1945 на поместном соборе РПЦ избран Патриархом Московским и Всея Руси. 10.04.1945 согласовал со Сталиным участие РПЦ в патриотической деятельности на завершающем этапе ВОВ и в поддержке внешнеполитического СССР. Благодаря его усилиям окончательно завершился раскол обновленчества. А. был настроен консервативно, стремился поддерживать традиции допетровского православия. Возглавлял церковь в период Антирелигиозных кампаний 1950–1960-х. 04.04.1959 был вынужден поддержать предложенный Советом по делам РПЦ план сокращения числа монастырей в два раза, как «наиболее безболезненное разрешение этого вопроса». По мере возможности оказывал противодействие притеснениям. 16.02.1960 на Конференции советской общественности по разоружению Патриарх А. I перечислил заслуги церкви в отечественной истории, и осторожно добавил: «несмотря на все это, церковь Христова, полагающая своей целью благо людей, от людей же испытывает нападки и порицания, и тем не менее она выполняет свой долг, призывая людей к миру и любви». Это выступление вызвало возмущение в руководстве КПСС. Однако в 1961 были согласованы положения церковной реформы, одобренные Архиерейским собором. А. так обосновал перемены: «Умный настоятель, благоговейный совершитель богослужений и, что весьма важно, человек безукоризненной жизни, всегда сумеет сохранить свой авторитет в приходе». После этого наметилась нормализация отношений государства и РПЦ, одним из симптомов которой стало награждение А. орденом Трудового Красного Знамени 08.11.1962. Много занимался миротворческой деятельностью. В 1970 была признана автокефалия Американской Православной церкви и нормализованы отношения с Японской Православной церковью.

Автор статьи: А. В. Шубин.

© Российская Историческая Энциклопедия

Литература
  • Васильева О. Ю. Русская Православная церковь и II Ватиканский собор. М., 2004.
  • «Обновленческий» раскол. (Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики). Сост. И. В. Соловьев. М., 2002.
  • Поспеловский Д. В. Русская православная церковь в ХХ веке. М., 1995.
  • Цыпин В. История Русской Православной Церкви. Синодальный и новейший периоды. М., 2006.
  • Шкаровский М. В. Русская Православная церковь при Сталине и Хрущеве. М., 1999.

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты