АЛЕКСАНДРОВ (МОРМОНЕНКО) ГРИГОРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

0 комментариев

Советский кинорежиссёр и сценарист.

Детство и юность

Родился 10 (23) января 1903 года в Екатеринбурге. В своих мемуарах Александров утверждает, что его отец был горнорабочим, однако есть основания считать, что отец режиссера — Василий Григорьевич Мормоненко — был хозяином гостиницы и ресторана.

Творческую деятельность Григорий Александров начал в театре. В 12 лет будущий режиссёр стал рассыльным в Екатеринбургском оперном театре. Затем он служил в этом театре помощником бутафора и осветителем. Во время Гражданской войны Александров играл во фронтовом театре, организовывал самодеятельность. В начале 20-х годов Александров создал в Екатеринбурге клуб «ХЛАМ» (Художники, Литераторы, Артисты, Музыканты).

Работа с Эйзенштейном

В 1921 году Александров вместе со своим другом, будущим режиссером Иваном Пырьевым, приехал в Москву и поступил в студию при театре Пролеткульта. Там он познакомился с Сергеем Эйзенштейном, встреча с которым стала для Александрова судьбоносной. Александров всегда называл Эйзенштейна своим учителем. Вместе они создали театральную студию «Перетру» (Передвижная труппа театра Пролеткульта). В 1923 году Александров перешёл в кинематограф. Он и Эйзенштейн сняли вместе три фильма: «Стачка» (1924), «Броненосец Потёмкин» (1925), «Октябрь» (1927), где Александров выступил в роли сценариста и ассистента режиссёра. «Броненосец» принёс Эйзенштейну и Александрову мировую известность. В 1929 году они поехали в Европу и Америку в командировку, чтобы овладеть техникой создания звукового кино. Александров провёл за границей 3 года. Там он познакомился с Марлен Дитрих, Уолтом Диснеем, Чарльзом Чаплиным. Последний стал близким другом Александрова; они переписывались до смерти Чаплина в 1977 году. Голливуд и США в целом произвели неизгладимое впечатление на Александрова. Многие трюки и гэги (от англ. gag — шутка, комический эпизод), которые Александров будет обыгрывать в своих фильмах, он «подсмотрел» у Чаплина, Китона и Диснея. В Америке Эйзенштейн и Александров сняли фильм «Да здравствует Мексика», посвященный мексиканской революции. Из-за конфликта с продюсером фильм не вышел в прокат и был порезан. Плёнку с этим фильмом СССР выкупил только в 1970-х годах. Восстановлением фильма занимался сам Григорий Александров. Фильм вышел на экран в 1979 году.

Возвращение в СССР

В мае 1932 года Александров вернулся в СССР. Он начал снимать свою первую музыкальную комедию «Веселые ребята», в основу которой лёг джазовый спектакль Леонида Утесова «Музыкальный магазин». Советская критика приняла фильм в штыки, назвав его «дрянным, хулиганским, насквозь фальшивым». Но фильм очень понравился Сталину. «Я будто месяц провёл в отпуске», — признался он после просмотра фильма. После этого Александров стал «главным режиссёром» Советского Союза. Во время  работы над фильмом Александров встретил свою будущую жену
— Любовь Орлову, в браке с которой он прожил 38 лет. Начиная с «Весёлых ребят» Любовь Орлова будет играть главные роли практически во всех фильмах Александрова (кроме «Композитора Глинки»).

Следующие фильмы Александрова: «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь» — оставались музыкальными комедиями, но приобрели более четкий идеологический смысл, доказывая, что в СССР «жить стало лучше и веселее». «Волга-Волга» стала любимым фильмом Сталина. Во время войны Александров снимал «Боевой киносборник №4» и «Одну семью». Последним крупным успехом режиссёра стал фильм «Весна» — музыкальная комедия, задуманная ещё в 1941, но снятая уже в 1947 году.

После смерти Сталина

В эпоху развенчания «культа личности» Александрова считали лакировщиком сталинского времени. Попытка вернуть себе славу и имя провалилась — фильм «Русский сувенир» оказался слабым. Ещё большим провалом стал фильм «Скворец и лира», который, по просьбе Л.П. Орловой, не был выпущен в прокат.

В 50-х — 70-х годах Александров успешно преподавал во ВГИКе, а в 1963 году попробовал себя в роли театрального режиссёра и поставил в театре им. Моссовета пьесу Дж. Килти «Милый лжец».

Последние годы

Тяжелым ударом для Александрова стала сначала смерть Л. Орловой в 1975 году, а затем сына от первой жены — Дугласа Александрова — в 1978 году. В это время режиссер работал над фильмом «Да здравствует Мексика» и над документальным фильмом о своей жене «Любовь Орлова». Последней работой Григория Александрова стал документальный фильм «Любовь Орлова», который он снял за несколько месяцев до смерти. Умер Александров 16 декабря 1983 года в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

alexandrov3.jpg
С Л. Орловой, 1960-е годы
alexandrov2.jpg
с В. Володиным и В. Нильсеном у Кремлевской стены, 1936
alexandrov_orlova.jpg
С Л. Орловой на съемке фильма "Веселые ребята", 1934
Смежные статьи
Награды
  • Сталинская премия (1941, 1950)
  • Народный артист СССР (1948)
  • Герой социалистического труда (1973)
Литература
  • Александров Г.В. Эпоха и кино. М., 1976.
  • Фролов И.Д. Григорий Александров. М., 1976.
  • Р. Салис. «Нам уже не до смеха». Музыкальные комедии Григория Александрова. М., 2012.
  • Кушниров М.А. Любовь Александрова и Орловой. Жизнь как кино. М., 2015.

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты