АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ МУСЕЙ

0 комментариев

Научно-учебный центр, основанный в III в. до н. э. в Александрии Египетской первым царем эллинистического Египта Птолемеем I.

Образцом А. м. послужили афинские философские школы (Академия Платона, Ликей Аристотеля). Точное место расположения А. м. неизвестно, но, вероятнее всего, он находился в дворцовом районе Брухейоне. Состоял из множества помещений: зал для дискуссий, комнаты для работы и занятий с учениками, лаборатории, анатомический театр, обсерватория, зоологический сад с редкими животными и парк с тропическими растениями, столовая для общих трапез, тенистая аллея для прогулок и библиотека. Здесь жили, работали и преподавали известные ученые, философы и поэты — математик и физик Архимед, географ и астроном Эратосфен, математик Евклид, поэт и филолог Каллимах, создатель гелиоцентрической системы Аристарх, философ-стоик Посидоний, поэт Феокрит и др. Птолемеи отовсюду приглашали в Александрию выдающихся ученых, писателей, поэтов. Хотя работавшие в А. м. ученые и их ученики жили на полном иждивении царя, пребывание здесь имело и свои теневые стороны. Ими руководил жрец, назначаемый царем, тем самым вся деятельность ставилась под контроль царского двора. Поэтам и ученым вменялось в обязанности восхвалять щедрость и могущество царя. Такие известные поэты, как Каллимах и Феокрит вынуждены были писать льстивые стихи, в которых под видом олимпийских богов выступали цари. Сохранилась эпиграмма Эратосфена, где автор вынужден называть царя богом. Афиней приводит стихи Тимона в адрес александрийских ученых, которые живут как птицы в клетке. Однако, несмотря на зависимое положение ученых при дворе Птолемеев, средоточие крупных научных сил давало возможность общаться между собой, будило их творческие силы. Особенно шагнули вперед в своем развитии математика, механика и естественные науки. С А. м. связана прославленная Александрийская библиотека, которая находилась в том же комплексе построек. Она представляла крупнейшее книгохранилище античного мира, Птолемеи тратили огромные средства для ее комплектования. А. м. послужил образцом для других подобных учреждений, ему подражали в Риме, Византии. В римское время А. м. постепенно теряет свое значение. Он сильно пострадал при Каракалле, который в 216 отдал Александрию на разграбление своим воинам. В 273 войска император Аврелиана при взятии Александрии разрушили А. м. Остатки библиотеки ученые перенесли в храм Сераписа (Серапейон), где находилась вторая библиотека, и здесь продолжали работу. Серапейон был разрушен христианскими фанатиками при Феодосии в 391.

Автор статьи: Л. П. Маринович.

© Российская Историческая Энциклопедия

Литература
  • Боннар А. Греческая цивилизация. Т. 3. М., 1962.
  • Чистяков П. Эллинистический Мусейон // Эллинизм: восток и запад. Ред. Е. С. Голубцова. М., 1992.
  • Фролов Э. Д. Александрийский Мусейон // Фролов Э. Д. Греция в эпоху поздней классики. Общество. Личность. Власть. СПб., 2001.

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты