АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ, Альберт фон Больштедт (лат. Albertus Magnus, нем. Albert von Bollstadt)

0 комментариев

Святой монах-доминиканец, философ, богослов, естествоиспытатель.

А. В., прозванный «доктором всеобъемлющим» («doctor universalis»), один из наиболее авторитетных и почитаемых Учителей Католической церкви (doc- tor Ecclesiae). А. В. происходил либо из графского, либо, что более вероятно, из рыцарского рода. После учебы в Падуе (1122–1123) принял монашество, вступив в орден доминиканцев (1223). С 1245 по 1248 А. В. преподавал в Парижском университете, став в 1246  магистром богословия. В 1248 организовал stadium generale — доминиканскую школу в Кельне, в которой в течение нескольких лет (1248–1252) читал лекции и наставлял в теологии Фому Аквинского, Ульриха Страсбургского и др. C 1254 по 1257 А. В. возглавлял немецкую орденскую провинцию. В 1256 А. В. вместе с Фомой Аквинским выступил перед папой Александром IV в защиту нищенствующих орденов. На несколько лет оставив преподавание, А. В. вернулся к нему только в 1258. Недолгое время (1260–1262) А. В. был епископом Регенсбургским. По поручению папы Урбана IV А. В. проповедовал крестовый поход против еретиков (1263). Затем А. В. жил в Вюрцбурге (1264–1267), Страсбурге (1268–1270) и Кельне (1270–1280). Участвовал во II Лионском соборе (1274). В 1277 выступает в Парижском университете с речью в защиту Фомы Аквинского. После смерти в 1280 г. А. В. погребли в алтарной  части церкви Св. Креста в Кельне. Согласно последней воле А. В. все имущество было завещано доминиканскому ордену. Часть средств А. В. пожертвовал на строительство церкви в Кельне, ставшей местом его упокоения. Сейчас мощи А. В. хранятся в церкви Св. Андрея в Кельне, глава святого — в церкви Лауингена.  В 1622 А. В. был беатифицирован, в 1931 — канонизирован, а в 1941 — объявлен покровителем естественных наук. Память А. В. в Католической церкви — 15 ноября.  А. В. оставил огромное творческое наследие (38 томов), состоящее из трудов по богословию («О природе блага» /De natura boni, 1230-е/, «Сумма о творениях» /Summa de creatures, 1240–1243/, «Сумма теологии» /Summa theologiae, 1270–1280/), философии (О единстве разума против аверроистов» /De unitate intellectus contra averroistas, 1256), астрологии, алхимии, магии, а также из многочисленных комментариев к «Сентенциям» Петра Ломбардского (конец 1240-х), «Ареопагитикам» (1250), книгам Священного Писания. Особенно значительной была работа по подготовке комментариев ко всем известным на Западе этическим, политическим и физическим трактатам Аристотеля. Два сочинения — «О минералах» (Mineralia) и «О природе местностей» (De natura locorum) — были написаны А. В. потому, что он не нашел соответствующих трактатов у Стагирита. На протяжении столетий А. В. приписывались сочинение «Книжица об алхимии» (Libellus de alchimia, конец XIII — начало XIV вв.), «О тайнах природы» (De occultis naturae), «Состав составов» (Compositum de compositis, XIV–XV вв.), «Зерцало астрономии» (Speculum astronomiae). А. В. полагал, что даже в трудах языческих авторов можно найти аргументы, подкрепляющие истины христианского вероучения. Следуя этой мысли, А. В. обращался как к сочинениям античных (Аристотеля), так и арабо-мусульманских и иудейских (Ибн Рушда, Ибн Сины, Ибн Гебироля и Маймонида) философов. Обличая аверроистов, А. В. тем не менее не отказывался использовать труды Ибн Рушда, видя в нем тонкого интерпретатора Аристотеля. А. В. не только разводил религию и науку как две обособленные, не противостоящие друг другу сферы, но и отделял собственно богословие, основанное на Откровении Всевышнего, от философии, покоящейся на разуме (ratio). Богословие, в отличие от философии, не считает своей целью постоянное обретение знания, но стремится посредством него указать путь к спасению. Итак, если богословие строится на Божественной Истине и предметом его является Творец, то философия — на логическом, рациональном постижении действительности. Богословы воспринимают мудрость, дарованную Господом, через «вышний свет», а философы — лишь малую ее часть, через ум. А. В. считал, что в вопросах веры и морали, нужно более следовать мнению Отцов Церкви, чем языческих авторов. Однако, когда идет речь о науке, например о медицине, А. В. рекомендовал опираться в своих суждениях исключительно на Галена или Гиппократа. В центре естественно-научных писаний А. В. лежит идея опытного знания — постоянного постижения природы, с целью выявления и объяснения ее законов (Mineralia, II, II, 1). В понимании тайн физического мира помогают все отрасли знания. Так, астрология берется А. В. как основание для объяснения порождения металлов в земле, различных природных явлений (натуральная астрология), а не для предсказания судеб (юдициарная астрология). Но теорией, а рáвно и чужими мнениями А. В. не ограничивался, опираясь в своих размышлениях на то, что испытал сам. «Опыт» для А. В. — это не изолирующий эксперимент в современном научном смысле. Это знание о природе, полученное путем собственных наблюдений, из рассказов знающих людей, из писаний авторитетов, но и из общего мнения (Mineralia. II, I, 1). Сочинения, приписываемые традицией А. В., были известны в России. Так, в 1670 появилась книга «Альберта славного таинства женские, еще о силах трав, камней, зверей, птиц и рыб», являющаяся переводом одноименного трактата «О тайнах женщин» («De secretis mulierum»), созданного в Зап. Европе в XIV–XV вв. и опубликованного в Амстердаме в 1648 (Albertus Magnus. De secretis mulierum, item de virtutibus herbarum, lapidum et animalium. A., 1648). 

Сочинения:

Альберт Великий. О растениях // Агрикультура в памятниках Западного средневековья. М.-Л., 1936. С. 231–283;

Альберт Великий. Малый алхимический свод // Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII века. М., 1980. С. 345–393;

Альберт Великий. Об интеллекте и интеллигибельном / Пер. К. В. Бандуровского // Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского Средневековья. СПб., 2002. Т. II. C. 43–80;

Избранные рецепты из книги Альберта Великого «О чудесах мира» // Книга тайн. Секреты мастерства. СПб., 2007. С. 64–84;

Albertus Magnus. Opera Omnia / Ed. A. et E. Borgnet. P., 1890–1899. T. 1–38;

Albertus Magnus. Opera Omnia. Münster, 1951. T. 1–40.

Авторы статьи: А. К. Гладков, Д. Э. Харитонович. 

© Российская Историческая Энциклопедия

Литература
  • Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье. СПб., 2001. С. 531–534.
  • Соколов В. В. Средневековая философия. М., 1979. С. 336–338.
  • Харитонович Д. Э. Альберт Великий и естественно-научное знание XIII века (на примере «Mineralia») // Одиссей. Человек в истории. 2001. М., 2001. С. 254–286.
  • Шишков А. М. Средневековая интеллектуальная культура. М., 2003. С. 282–294.
  • Albertus Magnus. Ausstellung zum 700 Todestag. Köln, 1980.
  • Albert der Groβe, Seine Zeit, Sein Werk, Seine Wirkung. B.-N.-Y, 1981.
  • Kibre P. Studies in Medieval Sciences. Alchemy, Astrology, Mathematics and Medicins. L., 1984. P. 23–39, 157–183, 187–202, 238–247, 267–300, 303–316, 499–518.
  • Libera A. de. Albert le Grand et la Philosophie. P., 1990.
  • Meersseman G. Geschichte des Albertismus. P., 1933. Hft I; Rome, 1939. Hft. II.
  • Albertus Magnus and the Sciences. Commemorative Essays. Toronto, 1980.
  • Sturlese L. Albert der Groβe und die Deutsche Philosophische Kultur des Mittelalters // Freiburger Zeitschrift für Philosophie und Theologie. N 28, 1981. S. 133–147.
  • Sarton G. Introduction to the History of Sciences. Baltimore, 1931. Vol. II, pt.  2. P. 934–944.
  • Thorndike L. History of Magic and Experimental Sciences. L., 1923. Vol. II. P. 549–555.

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты