АЛАНЫ

0 комментариев

Народ, известный по памятникам древности и средневековья с I по XV в. н. э.

Реконструкция их истории затруднена отсутствием собственной письменной традиции, фрагментарностью иноязычных (греческих, латинских, закавказских, древнерусских, восточных) источников, удаленностью мест расселения А. от главных центров европейских и восточных цивилизаций.   Древние А. относились к северной (кочевнической) группе восточно-иранских племен, наряду со скифами, саками, массагетами, сарматами. Этноним «А.», производный от иранского ãryāna («арийский»), представляет, по всей видимости, самоназвание, встречается, помимо латинских (Alani, Halani) и гречечких (Alanoi), также в китайских (эпохи Хань), армянских, среднеперсидских, арабских, и древнеславянских (русских, болгарских) источниках. Другое имя — асы (ясы древнерусских и венгерских источников), восходит к этнониму ãs- (с неясной этимологией), и через форму овсы/осы в грузинских текстах сохранилось в названии современных осетин (самоназвание ирон). Соотношение между названиями А. и «асы» не до конца выяснено: поздние авторы (Плано Карпини в 1245, Рубрук в 1253/4) используют их как синонимы, по другим сведениям («Армянская география» VII в., Кембриджский документ и «О церемониях византийского двора» Константина Багрянородного середины IX в.) они обозначали два родственных, но самостоятельных народа. Как отдельные группы А. (или прото-А.) иногда рассматриваются сарматские племена роксоланов, аорсов, языгов, а также древнекавказские двалы (твалы) и дигоры армянских и арабских источников. Относительно происхождения А. существуют две основные версии: сарматская (автохтонная) и переднеазиатская (миграционная), имеющие тенденцию к сближению. Впервые об А., по-видимому, сообщают китайские источники ханьской эпохи, фиксирующие в Арало-Каспийском регионе владение Яньцай, которое на рубеже нашей эры сменило название на Алань (т. е. А.). Предполагается, что первые А. передвинулись из Приаралья в междуречье Волги и Дона, объединили под своей властью многочисленные, преимущественно сарматские, племена, которым и передали своё имя. В археологии условно принято обозначать как «аланскую» позднесарматскую культуру II–IV вв. В широком значении слова термином А. обозначают различные, в том числе неиранские племена и народности, приобщившиеся к аланской культуре. Самые ранние упоминания об аланах в европейских (латинских) источниках содержатся в трагедии «Фиест» Сенеки (датировка колеблется от конца 40-х до начала 60-х), и поэме «Фарсалия» Лукана (65). Первые исторические события с участием А., «скифского народа», жившего у берегов Меотиды (Азовское м.) — их набеги 35 г. в Закавказье и 72 в Мидию и Армению, известны по сообщениям авторов второй половины I в. Иосифа Флавия («Иудейская война», «Иудейские древности»). В дальнейшем А. неоднократно упоминались многими греко- и латиноязычными авторами, этнографический очерк об А. оставил Аммиан Марцеллин в 31-й книге своей «Истории» (конец IV в.). Основным местом обитания А., номадов и конных воинов, в первые века нашей эры было пространство между Волгой, Доном и Кавказом, аланские выселки имелись в Крыму и на Дунае. Гуннским натиском (ок. 375) А. были сбиты со своих мест, и приняли вынужденное участие в Великом переселении народов на запад. В первой половине V в. в римской Галлии существовало два аланских федеративных образования: Гоара и Сангибана на р. Луаре с центром в Орлеане, и Самбиды на р. Роне. Аланы Сангибана сражались на стороне римлян в битве с Аттилой на Каталаунских полях (451) В течение двух-трех поколений западные А. растворились среди местного населения. Другая часть А. в 409 перешла в Испанию, на правах федератов владела в 411–418 Лузитанией и Карфагенской провинцией, была разгромлена вестготами, затем вместе с вандалами переправилась в Африку и образовала вандало-аланское королевство (429–534). Единая некогда история А. распадается на мало связанные фрагменты. В Средние века отдельные группы А. существовали на Дону (салтово-маяцкая археологическая культура, VIII–X вв.), в Крыму (I–XV вв.), в Венгрии (ясы, с XIII в.), на Балканах и нижнем Дунае (начало XIV в.), на службе у великих ханов (асуды-асы Китая династии Юань и Монголии, XIII–XVI вв.), и в других местах. Наибольшее значение с точки зрения перспективы имеет история кавказских А., занимавших в Средневековье северокавказскую равнину от среднего течения Кубани и ее притоков на западе до границ нынешнего Дагестана на востоке и Дарьяльского ущелья («Аланских ворот») на юге. Идентификация археол. следов присутствия А. на Кавказе является предметом спора ученых: большинство в качестве маркера принимают катакомбный обряд погребения. В первые века нашей эры А. совершается переход от кочевых форм хозяйствования к оседлому земледелию и скотоводству, возникают раннегородские поселения (Зилгинское городище и др.), примитивные формы политической организации. В дальнейшем у А. развивается своя государственность, устанавливаются и укрепляются торговые, политические, культурные, династические связи с Византией, Грузией (Картли), Абхазией, Хазарией (аланским сюзереном  в VIII–IX вв.), Русью. «Золотым веком» Кавказской Алании считается XI–XII вв., когда Алания освобождается от хазарской зависимости и проводит силами своих правителей (Дургулель и др.) самостоятельную политику. Аланский царевич Сослан-Давид в 1189–1207 был мужем и соправителем знаменитой грузинской царицы Тамар. В X в. н. э. Алания принимает христианство из Византии, от этого времени сохранилось несколько древнейших на территории России храмов (три Зеленчукских, Сентинский, Шоанинский). Кавказская Алания была разгромлена монголами в XIII в. (походы 1222, 1238–1239), добита Тамерланом в 1395. Остатки А. частью растворились среди тюрко- и кавказоязычного населения, частью ушли в горы. Одна из групп горных А. дала начало современным осетинам, другие участвовали в этногенезе карачаевцев, балкарцев, вайнахов (ингушей). В настоящее время вокруг «аланского наследия» ведется жаркая полемика между представителями этих народов. Решению вопроса мешают малоисследованность и противоречивость источников Данные о языке А. скудны. Со времени Ю. Клапрота и В. Ф. Миллера под собственно аланским языком понимается язык ираноязычных А., предков осетин. Не считая ономастического материала, известны четыре коротких текста, три из которых выполнены греческой графикой (Зеленчуская надпись X–XII вв., две фразы у византийского автора XII в. Иоанна Цеца, маргиналии Петербургской литургической рукописи XIII в.) и один — латиницей (Ясский глоссарий 1422 г.). Все они объясняются из дигорского диалекта осетинского языка.

Автор статьи: С. М. Перевалов.

© Российская Историческая Энциклопедия

Литература
  • Кузнецов В. А. Очерки истории алан. 2-е изд. Владикавказ, 1992.
  • Кулаковский Ю. А. Избранные труды по истории аланов и Сарматии. СПб, 2000.
  • Шнирельман В. А. Быть аланами: интеллектуалы и политика на Северном Кавказе в XX веке. М., 2006.
  • Alemany A. Sources on the Alans: A Critical Compilation. Leiden; Boston; Köln, 2000 (рус. пер: Алемань А. Аланы в древних и средневековых письменных источниках. М., 2003).
  • Bachrach B. S. A History of the Alans in the West. Minneapolis, 1973.
  • Kouznetsov V., Lebedynsky I. Les Alains. Cavaliers des steppes, seigneurs du Caucase Ier–XVe siècles apr. J.–C. Paris, 2005.

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты