АЛ-АЗХАР

0 комментариев

Название старейшего исламского университета и мечети в Каире (Египет).

Мечеть А., одна из крупнейших в мусульманском мире, была возведена при шиитской династии Фатимидов (строительство закончилось в 972). Получила свое название («Блистательнейшая»), вероятно, по имени Фатимы, дочери пророка Мухаммада, которую называли «Блистательной». В 975 в А. прибыли известные ученые-правоведы Ибн-Киллис и Ибн-Нуман, после чего при мечети начались занятия в университете. Изначально в А. преподавались коранические науки и мусульманское право, а позднее — астрономия, география, медицина, другие естественные и гуманитарные дисциплины. Преподаватели получали жалованье, студенты — стипендии, в 1005 была основана библиотека. Никаких предварительных требований к поступающим не было, хотя подразумевалось, что они должны знать Коран наизусть. При суннитской династии Айюбидов (1171–1250) А. как центр шиитского знания не получал государственных дотаций и находился в запустении, хотя занятия продолжались. Мечеть также утратила былое значение. В этот период проповеди и преподавание в университете стали проводиться в соответствии с суннитским толкованием ислама. При мамлюках (1250–1517) А. вновь стал главной мечетью, а университет вошел в эпоху расцвета. Были возобновлены выплаты стипендий студентам и жалования преподавателям. А. стал получать доходы от вакфов (неотчуждаемого имущества). В А. как в крупнейший центр изучения ислама, мусульманского права и арабского языка приезжали студенты и преподаватели со всего исламского мира. После османского завоевания Египта (1517) А. сохранила свое положение крупнейшего центра мусульманских знаний, однако общий уровень образования в университете постепенно снижался. Ученые шейхи университета были слишком консервативны и не проявляли большого интереса к развитию естественных и гуманитарных наук. В период Египетской экспедиции 1798–1801 Бонапарт (см. Наполеон I), пытаясь снискать поддержку образованной части населения, привлек в диван (законосовещательный орган) улемов (ученых-богословов) А. После подавления Каирского восстания 1800 мечеть была разорена французами, а затем и вовсе закрыта на некоторое время. В правление Мухаммеда Али (1805–1849), взявшего курс на модернизацию Египта и развитие образования, в А. стали преподавать математику, историю и другие светские науки. Египетские студентов отправляли на стажировки в Европу. При Исмаил-паше (1863–1879) в А. начали приглашать преподавателей, а выпускники стали сдавать экзамен, чтобы получить диплом международного образца. Однако А. все еще оставался довольно консервативным, и, когда Египет стал британским протекторатом (1882), началась форсированная модернизация университета. Реформа А. связана с именем Мухаммада Абдо, египетского общественного деятеля и богослова-реформатора. В А. была введена система экзаменов и обязательных курсов. Университетские статуты 1885, 1908, 1911 и 1916 закрепляли административные изменения. В 1885 А. офицально получает статус университета. После Египетской революции 1952 был принят статут, позволивший женщинам учиться в А. В настоящее время А. остается одним из самых престижных религиозных университетов мусульманского мира, хотя в нем существует и ряд светских факультетов.

Автор статьи: Е. А. Прусская.

© Российская Историческая Энциклопедия

Литература
  • Хафаджи, Мухаммед ‘Абд ал-Муним. Ал-Азхар фи альф сана. Каир, 1988.
  • Crecelius, D. Al-Azhar in the Revolution // Middle East Journal Vol. 20, № 1, 1966.
  • Dodge, B. Al-Azhar: A Millennium of Muslim Learning. Washington, 1961.
  • Eccel, C. Egypt, Islam, and social change: Al-Azhar in conflict and accommodation. Berlin, 1984.

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты