АЛЬ-АНСАР, Ансар, Ансарийя

0 комментариев

Один из крупнейших и наиболее влиятельных дервишеских орденов в современном Судане.

Возник в период махдизма из последователей (ансаров) Мухаммеда Ахмеда аль-Махди. После гибели Махди орден возглавил халиф Абдалла, затем имамами ордена становились потомки Махди по мужской линии: Абд ар-Рахман аль-Махди (1885–1959), Сиддык ибн Абд ар-Рахман аль-Махди (1911–1961), аль-Хади ибн Абд ар-Рахман аль-Махди (1915–1970), Садык аль-Махди (род. в 1936). Идеология Аль-Ансара. включает большинство махдистских установок. Основную массу членов ордена составляет кочевое и оседлое население западных регионов Судана: Кордофана и Дарфура (племена баккара, кабабиш, хавафир и т. д.), значительное число приверженцев Аль-Ансара проживает в земледельческом районе Гезира (племена кавахиля, хусейнат, бени салим и др., составляющие оседлое крестьянское население, ведущее хозяйство на землях, принадлежащих дому аль-Махди). Резиденция имамов Аль-Ансара размещена на о-ве Аба (Белый Нил). Орден контролирует торговлю гуммиарабиком и экспорт хлопка. Другим источником доходов Аль-Ансара является присвоение налога в пользу бедных — закят, выплачиваемого членами ордена, а также его приверженцами. Финансово-экономическая мощь Аль-Ансара позволяет ему оказывать влияние на внутрисуданские политические процессы. Инструментом такого влияния служит партия «Аль-Умма», которая с момента создания (1945) находится под патронажем ордена и соперничает с Юнионистско-демократической партией (ЮДП), представляющей интересы ордена Аль-Хатмийя. Более половины арабо-суданцев (около 10 млн человек по данным на 2000) — ансары. Принадлежность к ордену передается по наследству.

Автор статьи: С. Ю. Серегичев.

© Российская Историческая Энциклопедия

Литература
  • Поляков К. И. История Судана. ХХ век. М., 2005.
  • Судан // Справочник. М., 2000.

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты