АКСУМСКОЕ ЦАРСТВО

0 комментариев

Государство в Восточной Африке со столицей в городе Аксум.

Вероятно, свое название получило по доминирующей этнической группе (’WKSM). Самоназвание территории А. ц. — хабашат, откуда происходит наименование Абиссиния. А. ц. существовало в I–VII (или IX) вв. н. э. С VIII в. до н. э. территория будущего А. ц. подвергалась сабейской колонизации. Саба строила храмы, основывала города в стремлении овладеть природными ресурсами Вост. Африки. Неожиданно сабейская колонизация обрывается. С III в. до н. э. территория А. ц. попадает в сферу интересов Птолемеев, стремившихся получить доступ к драгоценным металлам и, особенно, возможности пополнить свою армию слонами. Влияние сабейской и античной цивилизаций обусловило многие особенности в развитии А. ц. Так, в А. ц. почитались как местные божества, так и сабейские, и греческие (Арес). Первое подробное описание А. ц. дано в «Перипле Эритрейского моря», где А. ц. предстает могущественным единым государством, контролировавшим большую часть современной Вост. Африки, Юж. Египта и Сев. Сомали. А. ц. населяли различные племенные группы — носители южносемитского древнеэфиопского языка, родственного сабейскому, арабскому и аккадскому. История А. ц. проходила в борьбе доминировавшей группы с центром в Аксуме за преобладание над остальными. Важнейшим источником по истории А. ц. является «Monumentum Adulitanum-II» — греческая надпись, скопированная Косьмой Индикопловом в 519 с трона, стоявшего на пути из Адулиса — главного порта А. ц. — в Аксум. В надписи перечислены основные племена на территории А. ц. и говорится о походах не названного по имени царя, предположительно Гадуры, покорившего все их, прошедшего до римского Египта, переправившегося на Аравийский п-ов, усмирившего кочевые племена Зап. Аравии, дошедшего до границы Сабы и вернувшегося в Адулис. Предположительно, надпись датируется рубежом II–III вв. В III в. А. ц. пытается и далее утвердиться на арав. побережье Красного моря. Однако во второй половине III в. н. э. А. ц. теряет свои владения (ард хабашат) на территории Саба и Химйара. Основным источником по истории А. ц. I–VI вв. являются монетные легенды с именами царей и их монограммами, а также надписи на ге‘эз и сабенском. В середине IV в. негус (царь) Аксума Эзана принимает христианство и снова объединяет территории А. ц. под своей единоличной властью. А. ц. — в этот период — верный союзник Рима в реализации его торговых интересов на Востоке, поставщик восточноафриканских специй и благовоний, полезных ископаемых, драгоценных камней и благородных металлов. С христианизацией А. ц. вступает в орбиту церковной политики Рима. А. ц. — важный оплот в тылу Рима во время его войн с сасанидским Ираном. С IV в. н. э. цари Аксума представляют себя владыками южноаравийских царств, в их титулатуре появляется соответствующее обозначение. С середины IV в. н. э. А. ц. пытается активно влиять на Химйар в религиозной борьбе за утверждение христианства (монофизитства) в противовес усиливавшемуся при химйарском дворе иудаизму. Христианство постепенно распространяется в Химйаре, и защиту христиан-монофизитов А. ц. использует как предлог для начала затяжной борьбы в 20-е VI в. с Химйаром известной как химйаро-эфиопской войны. В 519 армия А. ц. вторгается в Химйар. В 522 Йусуф Асар Йасар, известный в арабской традиции как зу-Нувас, начинает гонения христиан и их союзников в столице Химйара Зафаре. В 523 происходит резня христиан в Наджране. В 525 в ответ на притеснения христиан царь Калеб Элла Асбеха предпринял поход на Химйар, покорил его; Йусуф зу-Нувас погиб. После 525 Калеб установил власть зависимого царька Симйафа Ашвы. Удержать контроль над Химйаром с помощью Симйафа Ашвы Калеб не сумел. В 535 Абреха — полководец Калеба — отстранился от центральной власти А. ц. и основал в Химйаре новую династию, правившую до 575 — времени установления персидского правления в Юж. Аравии и превращения Йемена в сасанидскую провинцию. Для более позднего периода устанавливается имя лишь одного негуса, известного в мусульманской традиции как аль-Асхам ибн Аджар (630), вероятно, идентичный Элла Цахаму местных «царских списков». В 615–616 он принял пророка Мохаммада во время «эфиопской хиджры» — бегства Мохаммада и его ближайших сподвижников от преследования язычников в Мекке. После падения аксумской династии центральная власть переходит в руки династии Загве. Конец истории А. ц. точно не датируется, имена последних царей в точности не известны.

Автор статьи: М. Д. Бухарин.

© Российская Историческая Энциклопедия

Литература
  • Лундин А. Южная Аравия в VI в. // Палестинский сборник. 1961, т. 8.

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты