АЙНЫ

0 комментариев

Откуда пошли айны

Как возник народ айны до сих пор остается загадкой. Одни исследователи считают, что айны – родственники европеоидов, другие – что родственники австронезийцев, третьи связывают родство айнов с палеоазиатскими народностями.

Происхождение названия

Айнов еще называют камчадальскими курильцами. Именно такой народ описал С.П. Крашенинников еще в XVIII в. Дословно «айну» происходит от местного «мужчина», «достойный мужчина». Японцы называли их «варварами», «дикарями», «социальными маргиналами».

Территория расселения

Ранние находки проживания айнов на Японских о-вах датируются примерно 13 тыс. лет до н. э. Они же организовали неолитическую культуру Дзёмон. Тогда айны - обитатели Японских о-вов, южной половины о. Сахалин, Курильских о-вов и южной трети Камчатки.

Японцы со временем ассимилировали айнов, вытеснив их на север. Айны ушли на о. Хоккайдо и южные Курилы. Сейчас на Хоккайдо живут большие семьи айнов.

Миграционные процессы

С течением времени айны перестали быть изолированными. На Японские о-ва хлынули новые этнические общности из Юго-Восточной и Восточной Азии, особенно Корейского п-ова.

Считается, что самым первым селением культуры протояпонцев является «Стоянка Ёсиногари» (о-в Кюсю). Она датируется III в. до н. э. По обнаруженным на стоянке следам можно заключить о наличии здесь скотоводства, охоты, земледелия. Эта этническая группа стала основой японского этноса.

В процессе формирования государства Ямато началась его непрерывная борьба с айнами. В VIII – XV вв. граница государства проходила неподалеку от современного города Сендай. Неизбежно шел процесс заимствований. Культура и техника ведения боя самураев многом оказались похожими на айнские боевые приемы.

Айны о. Хоккайдо

В середине XV в. группа самураев под руководством Т. Нобухиро смогла перебраться на Хоккайдо и основать на юге первое японское поселение. Т. Нобухиро - основатель клана Мацумаэ, правившего о. Хоккайдо вплоть до 1798 г. Здесь самураи столкнулись с ожесточенным сопротивлением айнов.

Колонизация Хоккайдо началась в 1868 г. после реставрации Мэйдзи. К 1903 г. население острова составляло 845 тыс. японцев и 18 тыс. айнов. Айны-мужчины были обязаны стричь бороды, женщинам запрещалось делать татуировку губ, носить традиционную айнскую одежду.

В 1899 г. власти приняли Закон о покровительстве аборигенному населению: каждая айнская семья получала земельный участок, освобождалась на 30 лет с момента получения участка от поземельного и местного налогов, от регистрационных платежей. Продвижение по землям айнов разрешалось только с согласия губернатора, бедные семьи получали семена, неимущим оказывалась медицинская помощь; началось строительство школ в деревнях айнов. С 1937 г. айнские дети стали обучаться в японских школах.

Айны на Сахалине

С подписанием Симодского договора в 1855 г. о. Сахалин оказался в совместном пользовании России и Японии. Курильские айны жили в своем замкнутом мире. В 1875 г. Петербургский договор закрепил о. Сахалин за Россией, а все Курильские о-ва – за Японией. Северокурильские айны были перевезены японцами на о. Шикотан. Им запрещалось выходить в море без разрешения. В то же время айны должны были работать, за что получали продукты. Многие айны погибли в первый же год. Под давлением общественности резервация была ликвидирована. Уцелевших чуть более 20 человек перевезли на о. Хоккайдо. В 1970-е гг. было только 17 курильских айнов.

После Русско-японской войны на южном Сахалине возникло губернаторство Карафуто. Начались миграции. В 1914 г. айны были переселены в 10 населенных пунктов. Они не могли свободно передвигаться по острову. В 1933 г. все айны переводились в японское подданство, а в 1945 г. попали под репатриацию как японские граждане. В итоге остались около 200 человек.

В конце XIX в. в России насчитывалось около 1,5 тыс. айнов. После Второй мировой войны их частично выселили, частично они переехали вместе с японцами, часть осталась в России. Последние и пополнили русское население Дальнего Востока.

Современное положение

Сейчас в Японии около 25 тыс. айнов. Долгие годы они хотели стать независимыми. Решением японского парламента от 6 июня 2008 г. айны признаны как самостоятельное национальное меньшинство.

Общественный строй, хозяйство

Айны не образовывали крупные поселения. Социальную единицу составляла группа «утар».

Занятия – собирательство, рыболовство и охота, выращивание табака.

Вплоть до конца XIX в. айны совершали жертвоприношения.

Отличительный признак айна – густая длинная борода. Это официально признанный самый бородатый народ в мире. Женщины делали татуировки вокруг рта,  изображая усы и бородку. До конца XIX в. айны запрещали зарисовывать их образ или фотографировать его, поскольку верили, что так забирается часть жизни изображенного на фотографии.

Айнский язык является изолированным. Однако современные айны говорят на японском языке, а их язык фактически стал мертвым.

айны2.jpg
селение
айны1.jpg
айнская женщина
Смежные статьи
Литература
  • Арутюнов С.А., Щебеньков В.Г. Древнейший народ Японии. М., 1992.
  • Васильевский Р.С. По следам древних культур Хоккайдо. Новосибирск, 1981.
  • Соколов А.М. Айны: от истоков до современности. Материалы к истории становления айнского этноса. СПб., 2014.

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты