АЙДАН

0 комментариев

Монах монастыря Иона, епископ Линдисфарне, сыгравший главную роль в распространении христианства на севере Англии.

Основным источником сведений об А. является «Церковная история народа англов» Беды Достопочтенного, написанная ок. 731. А. прибыл в Англию в 635, после того, как король Освальд, ранее воспитывавшийся на Ионе и объединивший под своей властью 2 северных англосаксонских королевства — Дейру и Берницию, обратился к настоятелю монастыря с просьбой прислать ему человека, который мог бы наставлять его подданных в христианской вере. Сразу же по приезде А. король даровал ему о. Линдисфарне у северо-восточного побережья Великобритании, где тот основал монастырь, ставший его епископской резиденцией и центром ирландской миссии в Англии. По свидетельствам Беды, А. был близок к королю Освальду и нередко останавливался в королевских усадьбах во время своих миссионерских странствий. После гибели Освальда в 642 А. продолжил свою деятельность под покровительством его брата Освиу, наследовавшего трон в Берниции. Он пользовался также расположением соперника Освиу, Освине, правившего в Дейре. А. умер 31. 08. 651 в одном из королевских поместий Освиу. Беда описывает А. как истово верующего аскета, человека смиренного и доброго, относившегося снисходительно к слабостям других людей. С деятельностью А. связан один из важных эпизодов английской церковной истории — спор об исчислении Пасхи. Именно А. принес в Англию принятый на Ионе (и в Северной Ирландии) способ исчисления Пасхи, отличавшийся от использовавшегося в Риме. Основное различие двух пасхалий состояло в том, что по римскому методу днем весеннего равноденствия считалось 21 марта (что соответствовало 19-летнему циклу), а по ирландскоу — 25 марта (84-летний цикл). Спор о Пасхе был окончательно разрешен в 664, уже после смерти А. Беда, будучи горячим поборником «римской» Пасхи, тем не менее признает, что авторитет А. был столь велик, что при его жизни никто не пытался подвергнуть ирландский обычай сомнению. После того как на синоде в Уитби было принято решение в пользу римского способа вычисления Пасхи, Кольман, настоятель Линдисфарне и преемник А., с группой монахов покинул Англию и увез с собой частицу мощей А., которые оказались таким образом на Ионе, а потом — в Ирландии. А. почти сразу после смерти стали почитать как святого. Центром его культа первоначально был Линдисфарне, а с Х в. (после гипотетического «обретения мощей») — Гластонбери. В Бамборо и поныне существует посвященная ему церковь.

Автор статьи: З. Ю. Метлицкая.

© Российская Историческая Энциклопедия

Литература
  • The Blackwell Encyclopaedia of Anglo-Saxon England / Ed. by S. Keynes, M. Lapidge. Oxford, 1999. P. 23.
  • Deanesly M. The pre-conquest church in England. L., 1963.
  • Farmer D. The Oxford Dictionary of Saints. Oxford, 2003. P. 9.
  • Stenton F. Anglo-Saxon England. Oxford., 1971. P. 118–120, 127.
  • Wallace-Hadrill J. M. Saint Aidan in England // Irish monks in the Golden Age / Ed. by J. Ryan. Dublin, 1963. P. 31–43.

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты