АФРИКА ТРОПИЧЕСКАЯ и ЮЖНАЯ (Черная Африка)

0 комментариев

Часть Африки, расположенная южнее Сахары.

Древняя история По мнению большинства ученых, Африка — колыбель человечества. Находкам ранних гоминид там до 3 млн лет. Ряд находок возрастом от 1,6 до 1,2 млн лет принадлежат к тому виду гоминид, который в процессе эволюции привел к появлению Homo sapiens. Становление древних людей проходило в зоне травянистой саванны, затем они распространились по всему континенту. Орудия ашельской культуры довольно равномерно распределены по территории Африки. Однако из-за своеобразия исторических условий и природной среды археологические культуры Африки не всегда сопоставимы с традиционной номенклатурой). Поздний каменный век в Африке характеризовался переходом от охоты и собирательства к производящему хозяйству. Переход к земледелию и скотоводству начался в разных регионах в разное время, но в целом закончился на большинстве территорий к середине IV тысячелетия до н. э. К концу древнего периода в Африке южнее Сахары распространились железные орудия. На африканском континенте не сложились культуры бронзового века, а произошел переход от неолитической каменной индустрии к железным орудиям. Большинство ученых полагает, что металлургия железа была заим­ствована из Передней Азии ок. середины I тысячелетия до н. э. Из долины Нила металлургия железа постепенно распространилась на запад и юго-запад. Самая ранняя культура железного века к югу от Сахары — культура Нок (Центральная Нигерия, V в. до н. э. — III в. н. э.). Железная индустрия в Центральной и Вост. Африке датируется приблизительно серединой I тысячелетия н. э. Так же датируется и появление железа на юге территории современной Демократической Республики Конго (в верховьях р. Луалаба и в обл. Шаба). Ок. V—IX вв. в Шабе и на юге современной Нигерии сложились самостоятельные центры выплавки и обработки меди. Распространение железных орудий, облегчая расчистку земель под посевы, способствовало освоению новых районов, недоступных ранее для обитания человека, прежде всего зоны тропических лесов по обе стороны экватора. Начался процесс массовой миграции на юг и юго-восток народов, говорящих на языках семьи банту, в результате они расселились по всей территории Африки южнее экватора. В ходе этих миграций, продолжавшихся вплоть до начала II тысячелетия, банту двигались в обход зоны экваториальных лесов, отдельные их группы осваивали граничившие с саванной лесные районы. Обойдя лесную зону, банту оттеснили к северу и югу древнее население востока и юго-востока материка. На юге Африки распространение земледелия и орудий железного века также связано с миграциями туда народов банту. Их постепенное распространение по южной части материка длилось столетиями. Шло оно двумя потоками. Один двигался вдоль побережья Атлантического океана и достиг современной Намибии. Другие группы двигались тремя путями: на территорию современной Замбии, на территорию современного Зимбабве через Малави и на территорию современной провинции ЮАР Квазулу-Натал через Мозамбик. К III в. банту достигли границ современной ЮАР, а к IV в. распространились на ряде ее территорий. Банту были высокоорганизованными народами с развитой социальной иерархией, их отношения с сан (бушменами) и кои (готтентотами, нама) Южн. Африки включали как мирное сосуществование, так и войны. Вытеснение сан в неблагоприятные по природным условиям области Южн. Африки оказало тормозящее воздействие на развитие их хозяйства и общественной организации, они так и не создали производящего хозяйства. Ок. IX в. до н. э на территории Куша в Нижней Нубии возникло государство Мероэ, которое вскоре распространило свою власть на Верхний Египет. В VI в. до н. э — VIII в. н. э. Мероэ было крупнейшим центром черной металлургии в Африке южнее Сахары, развивались также металлургия бронзы и золота, ювелирное ремесло. Народы Тропической Африки поддерживали в древности торговые связи со Средиземноморьем, Передней и Южн. Азией. Из Африки вывозились благородные металлы, драгоценные камни, экзотические животные, позднее — рабы. Ввозились соль, зерно, ремесленные изделия. К рубежу новой эры Сахара окончательно превратилась в пустыню, поэтому важную роль в развитии и упрочении связей обществ Зап. и Центрального Судана с Сев. Африкой и долиной Нила сыграло использование для транссахарского транспорта верблюда, ввезенного из Малой Азии в Сев. Африку римлянами. Существовали и морские контакты по Индийскому океану, о чем свидетельствует крупная миграция в начале новой эры из Юж. Азии групп населения индонезийского происхождения на о. Мадагаскар, ставших одной из основ мальгашского этноса. Сложились три региона афро-средиземноморских и афро-азиатских контактов: долина Нила, Зап. и Центральный Судан, прибрежные районы Вост. Африки.  В Средние века и Новое время социальная организация народов Африки отличалась пестротой. Наряду с крупными по местным масштабам государствами существовала так называемая первобытная периферия — народы, не создавшие иных социально структур, кроме общинно-родовых. Большую роль играл географический фактор — плодородие почв, близость к внешним очагам цивилизации и пр. Основной ячейкой общества была и остается община, представляющая собой, как правило, объединение нескольких семейно-клановых групп. Даже в Новое время у большинства африканских народов переход общины от родовой к соседской не был полностью завершен. Возникновению надобщинных структур способствовал ряд причин. В надобщинной структуре, как правило, выделялась «лучшая» община, из которой и выдвигались надобщинные лидеры — конический клан. Универсальной для всего человечества структурой на пути к формированию государства является вождество, структура этнически гомогенная, знакомая с социальным и имущественным неравенством, разделением труда и возглавляемая лидером, зачастую сакрализованным. Вождество — относительно сложная структура, имевшая несколько уровней управления — центральный, региональный и местный. Социальное неравенство в вождестве выражено не сильно — жизнь вождя не слишком отличается по качеству от жизни его подданных. Государства, возникавшие в доколониальной Африке, были ранними государствами (за исключением Эфиопии). Они имели четкое административно-территориальное деление, во главе их стоял наслед­ственный верховный правитель, часто обожествлявшийся своими подданными или являвшийся верховным жрецом. Население ранних государств, как правило, принадлежало к разным народам — «основному» и покоренным. В африканские ранние государства гармонично врастали институты родового общества, большую роль играли родовая аристократия и родственные связи. Западный Судан Судан в географическом смысле — часть Тропической Африки, простирающаяся широким поясом с запада на восток континента от Атлантического океана до Эфиопии. Условная граница Зап. и Вост. Судана — оз. Чад. В Зап. Судане в IV—XVI вв. сменяли друг друга государства Гана, Мали и Сонгай. Расцвет Ганы пришелся на VII—IX вв., Мали — на XII—XIV вв., Сонгай — на XV—XVI вв. С XIII в. государственной религией в Мали, а затем и в Сонгай стал ислам. Во второй половине XV в. Сонгай подчинило себе главные торговые и культурные центры Зап. Судана — Тимбукту и Дженне. К югу в XIV—XV вв. возникло несколько государств народа моси, первым из которых  было Уагадугу. В VIII—IX вв. возникло и к середине XIII в. достигло наибольшего расцвета государство Канем к востоку от оз. Чад. В конце XIII в. государ­ство пришло в упадок, с конца XIV в. его центр переместился к юго-западу от оз. Чад в обл. Борну. Государ­ство Борну достигло наивысшего могущества в конце XVI — начале XVII в. В XII—XIII вв. усилились миграции в Зап. Судане народа фульбе. Фульбе (фулани, пель) — одна из загадок региона. Антропологически они резко отличаются от своих соседей более тонкими чертами лица и более светлой кожей, но говорят на одном из местных языков. Некоторые ученые считают фульбе пришельцами из района Вост. Судана — Эфиопии. В конце XIV в. в Масине в средней дельте Нигера сложилось государство фульбе, в XVI—XVII вв. подвергавшееся нападениям соседей, вызвавшим цепь новых миграций фульбе. Государственность у хауса зародилась еще в XIII в., а в XIV—XV вв. распространился ислам. Росли военно-политическое сословие и духовенство. Хаусанские эмираты в Средние века находились в сфере влияния Мали, а затем — Сонгайской державы. Именно оттуда, из Тимбукту, пришла арабская письменность, на основе которой хауса создали собственный алфавит — аджам. После падения Сонгайской державы в 1591 центры транссахарской торговли и мусульманского богословия переместились в хаусанские эмираты. В XVII—XVIII вв. возвышаются города Кацина и Кано, в XVIII в. — Замфара и Гобир на западе Страны хауса. Но в 1764 Гобир разгромил Замфару и стал наряду с Кациной главным из хаусанских городов-государств. В Зап. Судане фульбе расселены с XIII—XIV вв. на территории нескольких современных государств. Они создали государства на плато Фута-Торо (Сенегал) и плато Фута-Джалон (Гвинея). В 1727—1728 фульбе начали джихад под предводительством Ибрахима Самбегу Барии. Местные жители были ассимилированы фульбе. Сложившееся государство характеризовалось высоким уровнем развития культуры. Здесь широко распространилась письменность, причем не только арабская, но и на языке фульбе. Правил страной верховный глава альмами, который избирался Советом, в свою очередь выбиравшимся фульбской знатью. Возникновение халифата Сокото было связано с именем Османа дан Фодио (1754—1817). Он был сыном учителя коранической школы. В 1789 получил право проповедовать, затем создал религиозную общину недовольных. В своих трудах Осман дан Фодио выступал против режима сарки — правителя Гобира. В 1804 он объявил себя главой всех мусульман (амир-эль-муминин), начал джихад против властителей Гобира, и в 1808 восставшие захватили Алькалаву — столицу Гобира. Осман дан Фодио объявил о завершении джихада. Он провозгласил себя халифом новой империи Сокото. В 1812 халифат был разделен на 2 части — западную и восточную. Во главе их стали соответственно брат и сын Османа дан Фодио. Эмираты, входившие в халифат, управлялись так называемыми царскими эмирами, местными представителями фульбской знати, активными участниками джихада. Ниже власть осуществляла целая пирамида наместников из фульбской аристократии, включая судей — алькали. После смерти в 1817 Османа дан Фодио во главе халифата стал его сын Мухаммед Бело. Он сохранил старые хаусанские эмираты в их границах под властью фульбской аристократии. Во второй половине XIX в. халифат Сокото был относительно стабильным крупным государством. Один из очагов цивилизации региона в Новое время — город-государство йоруба. Генезис государственности начался у йоруба в Х—ХII вв., колыбелью их государственности и культуры считается Иле-Ифе на юго-западе современной Нигерии. В Новое время одним из заметных центров йоруба становится город Ойо. Он был основан примерно в ХIV в., а с ХVII в. начинается период его возвышения и экспансии, продолжавшийся два века. В результате государство Ойо стало одним из крупнейших военно-политических образований региона. С 1724 Ойо вело войну с соседней Дагомеей, которую и покорило в 1730. В результате Ойо значительно расширилось территориально и получило выход к Атлантическому океану. Однако в начале XIX в. Дагомея вновь отпала от Ойо, ослабленного междоусобными войнами и внутренней борьбой. Окончательно Ойо пало в 1836 под ударом халифата Сокото. Государство Дагомея образовалось ок. 1625. Его этническую основу составил народ аджа группы фон. Возвышение Дагомеи произошло к началу XVIII в. Дальнейшему усилению государства способствовал захват работорговых портов Ардра (Аллада) и Вида на побережье Атлантического океана, произошедший в 1724—1725. Этот же факт, однако, способ­ствовал и подчинению Дагомеи мощным соседом Ойо, нуждавшимся в выходе к океанскому побережью. С 1730 Дагомея становится данником Ойо, а сын ее правителя отправляется туда в качестве заложника. В 1748 договор между Дагомеей и Ойо закрепляет установившиеся отношения зависимости. В конце XVIII — начале XIX в. начинается новое возвышение Дагомеи, и она отпадает от Ойо. Восточным соседом Дагомеи был Бенин. Расцвет этого государства, этническую основу которого составлял народ эдо, приходился на конец XVI — начало XVII в. Новое возвышение Бенина началось в XIX в., но было прервано французским завоеванием. Широко известны так называемые бронзы Бенина — рельефы и головы, выполненные из бронзы с необыкновенным мастерством. Впервые Европа познакомилась с бенинскими бронзами, когда в 1897 при разграблении дворца обы были вывезены его сокровища и даже барельефы с внешних стен. Ныне любой крупный художественный музей выставляет бенинские бронзы. Искусствоведы делят их на 3 периода: ранний — до середины XVI в., средний — XVI—XVIII вв. и поздний — конец XVIII—XIX вв. С развитием трансатлантической работорговли в дельте р. Нигер возникло несколько политических образований, которые принято называть государствами-посредниками. Важнейшими из них были Ардра (Аллада) и Вида, этническую основу которых составлял народ аджа. Работорговля вызвала трансформацию социальной организации этих городов. Традиционно поселения делились на кварталы (поло), а те, в свою очередь, на субкварталы (вари). Поселения управлялись собранием всего взрослого населения во главе со старейшиной — амайонабо. Он выполнял функции верховного жреца и командующего войском. С развитием работорговли в регионе в XVIII—XIX вв. власть амайонабо укрепилась, а вари трансформировалась в новый тип социальной организации — дом. В дом, в отличие от вари, входили не только кровные родственники, но и рабы. Главным источником приобретения рабов служил не захват, а покупка. В городах дельты сложились рынки рабов. Народ ашанти живет на севере современной Ганы. Основу экономики ашанти в Новое время оставляли работорговля и торговля золотом. Основой этносоциальной организации ашанти был оман — объединение семейно-родовых общин. Каждая община возглавлялась советом старейшин, на базе общин создавались военные отряды. Армия каждого омана представляла собой объединение таких отрядов. Четкая военная организация ашанти не знала себе равных в регионе. Оманы были самодостаточными структурами, однако в самом конце XVII в. ашанти создали так называемую конфедерацию — объединение оманов — для борьбы с соседями. Первый асантехене (верховный вождь) — Осей Туту — объединил под своей властью всех ашанти в 1701 и правил 30 лет. Последующие правители контролировали все больше земель, и к началу ХХ в. власть асантехене распространялась почти на всю территорию современной Ганы. Центральный и Восточный Судан Канем был расположен у северной оконечности оз. Чад. Постепенно центр этого объединения предков современного народа канури сместился на запад в обл. Борну. Основой экономики просуществовавшей до середины ХVI в. державы Канем-Борну была транссахарская торговля со странами Сев. Африки, заинтересованных в получении сугубо африканских товаров — слоновой кости и рабов. В обмен северонигерийские территории получали соль, лошадей, ткани, произведенное в Европе и странах Магриба оружие и различные бытовые товары. Значительные затруднения вызывали постоянные набеги объединявшихся для этих целей сахарских племен туарегов. В западной части Вост. Судана в XVI—XIX вв. существовал султанат Дарфур. Его этническую основу составлял народ фор (конджара). В начале XIX в. население султаната составляло ок. 3—4 млн чел., а армия достигала численности 200 тыс. чел. Власть султана была практически абсолютной. У него был главный совет из высшей знати, малый тайный совет и несколько особо важных сановников. Султанат делился на провинции во главе с наместниками султана, в распоряжении которых были полицейские силы — отряды вооруженных рабов. Деревенские жители должны были платить в пользу султана натуральный налог до 1/10 своего дохода — зерном, кожами, мясом и пр. Это же касалось и кочевников-арабов, живших на территории султаната. В стране преобладало натуральное хозяйство, но существовал обмен и рынки. Роль денег выполняли оловянные и медные кольца, бруски соли, рабы. Султанат вел и внешнюю торговлю, вывозя рабов, верблюдов, слоновую кость, страусовые перья, гуммиарабик. Ввозились огнестрельное оружие, металлы, ткани, бумага и др. Города стояли на караванных путях, столицей султаната был город Эль-Фашер. В 1870 султанат Дарфур признал свою зависимость от Египта. В восточной части Вост. Судана в XVI—XIX вв. существовал султанат Сеннар. Его этническую основу составлял народ фунг. Сеннар представлял собой объединение под властью фунгов целой цепи территорий вдоль Нила от третьего порога на севере до собственно Сеннара (Голубой Нил) на юге. Султанат жил орошаемым земледелием, его жители умело строили каналы, плотины и водяные мельницы. Они выращивали пшеницу, просо, кукурузу, бахчевые, перец и хлопчатник. Разводили скот — мясной, молочный и тягловый — и были искусны в изготовлении особой хлопчатобумажной ткани. Принципы государственного устройства были основаны на законах шариата. Султан, при нем — совет знати из высших сановников, тайный совет четырех, главный судья — кади. Зависимые провинции платили больше податей, а собственно сеннарские — подушный налог, налог на скот и земли и 1/10 урожая. В султанате было широко развито строительство — даже в деревнях были укрепленные замки, в городах же богатые кварталы состояли из глинобитных домов с плоской крышей. Столица султаната — город Сеннар насчитывал к концу XVIII в. ок. 100 тыс. жителей. В стране широко применялся рабский труд — только на султанских землях трудилось до 8 тыс. рабов. Сильна была и армия, насчитывавшая несколько десятков тысяч солдат. Сеннар являлся страной мусульманской учености, арабский выполнял роль государ­ственного языка, велик был процент грамотных, обучавшихся в школах при мечетях. От основания султаната до 1912 велись исторические хроники. Султанат Сеннар был захвачен хедивским Египтом в 1821. Эфиопия В первые века новой эры на территории современной Эфиопии образовалось Аксумское царство. В IV—VI вв., в период расцвета, гегемония Аксума распространялась на Нубию, где на смену древнему Мероит­скому царству пришли государства Мукурра, Алоа и Набатия. В этот период там начало распространятся христианство (в IV—VI вв. в Аксуме, в V—VI вв. в Нубии). В первой половине XI в. Аксумские царство окончательно распалось. К Новому времени Эфиопия — уже достаточно обширное по территории и мощное в военном отношении государство, экономический базис и политическая надстройка которого позволяют говорить о наличии в стране развитого феодализма. В середине XVI в. страна вступила в полосу опустошительной 30-летней войны с некогда вассальными мусульманскими султанатами. Призвав на помощь португальцев, вооруженных огнестрельным оружием, Эфиопия с большим трудом сумела разбить мусульманскую армию и отстоять свою независимость. Попытки португальского духовенства обратить население страны в католицизм вызвали упорное сопротивление со стороны эфиопского клира и паствы, не пожелавших отойти от «чистой веры отцов». Важным фактором в истории Эфиопии стала массовая миграция с красноморского побережья племен оромо. В течение двух веков оромо сумели захватить плодородные области страны, в том числе и в ее центральной части. Страна находилась в состоянии самоизоляции, и под страхом смерти европейцам было запрещено находиться в ее пределах. Основным содержанием внутриполитической жизни были постоянные междоусобные войны феодалов за расширение своих владений. Центробежные тенденции, усилившиеся к середине XVIII в., привели к «времени князей». Власть императора была чисто номинальной, а страна превратилась в конгломерат фактически независимых областей-государств. При ослаблении центральной власти шел процесс укрепления и развития отдельных частей Эфиопии, прежде всего Шоа. Вторая половина XIX в. — время непрестанной борьбы за создание и укрепление централизованного эфиопского государства, за сохранение и упрочение государственности. Начавшаяся в этот период «схватка за Африку» между западноевропей­скими империалистическими державами делала процесс создания сильного и объединенного эфиопского государства задачей первой необходимости. Эта задача была решена в период правления трех императоров, вошедших в историю как императоры-объединители: Теодроса II, Йохан­ныса IV и Менелика II. Действуя в зависимости от конкретной исторической обстановки разными методами, им в разной степени удалось подавить сопротивление феодалов-сепаратистов и упрочить центральную власть. Усилиями Менелика II была создана та Эфиопия, которая просуществовала вплоть до революции 1974, в конце XIX — начале XX в. страна приобрела современные географические очертания, была проведена административная реформа, появилась собственная валюта. Был создан кабинет министров, организованы почтовая и телеграфная службы, открыты первые школы по европейскому образцу. Конец XIX в., известный в историографии Африки как период «схватки за Африку», был тревожным и для Эфиопии. Особую активность в районе Рога Африки проявляла Италия. Не сумев навязать Эфиопии свой протекторат дипломатическим путем, она решила добиться своей цели силой. Итало-эфиопская война 1895—1896  вылилась в три сражения: при Амба-Алаге, при Мэкэле и Адуа. В решающем сражении в ночь на 1 марта 1896 умелое руководство императора Менелика, мужество эфиопских воинов вкупе с тактическими ошибками итальянского командования привели к полному разгрому колонизаторов. Восточная Африка Территории, лежащие между Великими Африканскими озерами, называются Восточноафриканским Межозерьем. Здесь еще на рубеже I и II тысячелетий возникло государство Китара, расцвет которого пришелся на XII—XIV вв. Государство сложилось в результате взаимодействия земледельческих и скотоводческих народов. Земледельческую культуру принесли народы группы банту, скотоводческую — народы нилотской группы, пришедшие в Межозерье, как считают, с Эфиопского нагорья. К началу Нового времени Китаре пришлось уступить главенство в Меж­озерье своей бывшей маленькой и незаметной южной провинции — Буганде, жители которой назывались «баганда». Буганда стала одним из крупнейших государств доколониальной Тропической Африки. От Китары Буганда унаследовала деление на провинции, но здесь они дробились на более мелкие округа. Каждую провинцию или округ возглавлял наместник, назначавшийся непосредственно верховным правителем — кабакой. Кабака считался связующим звеном с духами своих предков, восходивших к легенданому основателю Буганды. Кабака обладал абсолютной властью. Роды, или кланы, были устойчивой единицей социальной организации. Старейшины или их представители занимали определенные придворные должности, передававшиеся по наследству, и поначалу составляли большинство управленческого сословия. Однако в XVIII в. происходит постепенное становление и укрепление служилой аристократии, на которую все больше опирались кабаки. Наибольшего расцвета Буганда достигла при кабаке Мутесе I (правил в 1856—1884), создавшем зачатки постоянной армии и флот боевых каноэ. Межозерье развивалось в относительной изоляции от внешнего мира. Торговцы, в том числе и работорговцы с побережья Индийского океана, попали сюда только во второй половине XVIII в. Они, представители суахилийской цивилизации, несли с собой ислам. Первых европейцев-христиан в Буганде увидели вообще лишь в 1862, это были известные английские путешественники Дж. Спик и Дж. Грант. А в 1875 Буганду посетил другой известный путешественник — Г М. Стэнли. По его инициативе в стране появились европейские миссионеры, за которыми последовала колониальная экспансия. В VII—VIII вв. на океанском побережье Вост. Африки на стыке местных культур и исламской культуры, принесенной переселенцами из Аравии и Персии, возникла суахилий­ская цивилизация. К XIII в. прибрежные торговые поселения выросли в крупные города-государства Кильва, Пате, Ламу и др. Суахилийская цивилизация была очагом торговли и каменного городского строительства, здесь расцветала богатая духовная культура, для которой были характерны лирические песни и эпические поэмы на местном языке суахили. В каждом городе-государстве велись хроники. Города-государства суахили пришли в упадок после Великих географических открытий, в результате которых португальцы постепенно перехватили инициативу в морской торговле — основе экономического процветания суахилий­ской цивилизации. Наследником этой цивилизации стал Занзибарский султанат, возникший по воле оман­ского султана Сейида Саида. К 1832 он переехал туда, включив в свои владения до 300 крупных и мелких соседних островов. На Занзибаре и соседних островах были заложены гвоздичные плантации, ставшие основой экономического процветания султаната. Другой важной статьей была работорговля — султанат стал одним из ее крупнейших центров, поставляя рабов из внутренних районов Вост. Арики на Ближний Восток. После смерти Сейида Саида в 1856 его империя была поделена между наследниками на две части — Оманский и Занзибарский султанаты. Занзибарские султаны вели активную внешнюю политику, на острове открылись консульства всех ведущих европейских держав и США. Занзибар стал воротами в Вост. Африку для европейских товаров, а невольничий рынок был закрыт в 1871 султаном Сейдом Баргашем под давлением европейских держав. В ходе «схватки за Африку» Занзибарский султанат в конце концов попал в зависимость от Великобритании. Экваториальная Африка Центральная Африка — один из самых сложных для жизни человека регионов. Здесь густые тропические леса уступают место саваннам на плато, уступами поднимающихся от океана вглубь континента. На самом восточном из этих плато, Шаба, банту в ходе своих миграций консолидировались на рубеже I—II тысячелетий и начали вторичные миграции. К началу Нового времени на побережье Атлантического океана к югу от устья р. Конго расселились баконго, к югу от них, на территории современной Анголы, — бамбунду, в междуречье Касаи и Санкуру — бакуба, на плато Шаба — балуба, а на северо-востоке Анголы — балунда. В XIII в. к югу от устья р. Конго, на территории современной Анголы, возникло государство Конго, правители которого — маниконго — в результате контактов с португальцами в XV в. приняли католичество. В период расцвета (XVI — первая половина XVII в.) Конго разделялось на 6 провинций, имелось множество придворных должностей с пышной титулатурой. Во второй половине XVII в. в стране не раз вспыхивали междоусобные войны. Окончательному распаду государ­ства способствовала так называемая антонианская ересь, когда в стране объявилась некая пророчица Беатриче, объявившая, что в нее вселился св. Антоний. Она проповедовала, в частности, ненависть к миссионерам и находившемуся в их руках королю. Беатриче была сожжена на костре в 1706, а ее сторонники разгромлены королевскими войсками лишь в 1709. После этого от Конго осталась практически только провинция, окружавшая столицу, — Мбанза-Конго (Сан-Сальвадор). Государство Ангола (Ндонго) возникло на южной периферии Конго ок. XV в. Оно было многонаселенным и полиэтничным. Основу его экономики составляли переложное земледелие и скотоводство, а также обработка металлов (железа и меди), гончарное ремесло и ткачество. Ндонго имело сильную по тем временам армию, насчитывавшую до 50 тыс. солдат. Именно это обстоятельство определило упорство сопротивления государства португальскому проникновению (так называемые ангольские войны с 1575). Сопротивление португальцам возглавила Нзинга Мбанди Нгола (род. ок. 1582), сначала принцесса, а с 1624 правительница Ндонго. Она вела долгую войну с португальцами, заключив против них в 1641 союз с Голландией. В октябре 1647 ангольско-голландские войска разбили португальцев. Однако те взяли реванш в 1648. Смерть Нзинги в 1663 способствовала дальнейшему упадку Ндонго, и с конца XVII — начала XVIII в. Португалия подчиняет себе Анголу. В глубине Экваториальной Африки последовательно достигали своего расцвета государства народов бакуба, балуба и балунда. Первое, называвшееся Бушонго, возникло к конце XVI в., наивысший расцвет переживало в 1630—1680, известно, в частности, рабской гвардией и специализацией судей по различным типам дел. Расцвет государства луба — конец XVIII — начало XIX в. В это время оно простиралось с запада на восток на 600 км. Титул верховного правителя государства — мулохве. При нем существовали совет знати и номинальная мать-соправительница. Титул верховного правителя государства балунда — муата ямво. Наивысшего расцвета государство достигло в XVIII — первой половине XIX в. Экспансия балунда на восток привела к возникновению ок. 1750 государства Казембе, устроенного по схожему образцу. К концу XVIII в. Казембе стало доминирующей силой на территории юга нынешней Демократической Республики Конго и Замбии. Государство вело торговлю с восточноафриканским океанским побережьем и в 1798—1799 успешно отразило атаки военной экспедиции португальцев. Государства внутренних районов Экваториальной Африки имели много общего. Они долгое время развивались практически в полной изоляции. Во главе каждого из них стоял верховный наследственный правитель, определяемый по нормам материнского права. При правителе существовали совет знати и многочисленные придворные. Каждое государство имело несколько уровней административного управления. Резиденция правителя находилась в поселении городского типа, но местоположение столицы постоянно менялось. Наиболее стабильным по составу было государство бакуба, менее стабильным — балуба и еще менее — балунда. В общем можно отметить, что это были типичные так называемые африканские ранние государства. Южная Африка Юж. Африка — один из регионов антропогенеза. Останки австралопитека были обнаружены именно здесь. Считается, что именно в этом регионе произошло формирование койсанидов: саан (бушменов) и кой, или нама (готтентотов). Они считаются подрасой негроидной расы. Саан — охотники и собиратели. Кой (нама) издавна перешли к скотовод­ству, к началу Нового времени у них сформировались конические кланы. Археологические раскопки показывают, что уже в конце XV в. в регионе начали появляться банту. У банту Юж. Африки к Новому времени сложилось имущественное неравен­ство. Имелся верховный старейшина, у него были советники, ниже стояли старейшины экзогамных кланов. Издавна их объединения были не родовыми, а территориальными. Клан был основной единицей социальной организации, параллельно складывались конические кланы и формировались вождества. В междуречье Замбези и Лимпопо начиная с IX в. сложилась цивилизация Зимбабве. Этническая основа — народы каранга и розви, две ветви бантуязычного народа шона. Цивилизация просуществовала ок. 10 веков, известна крупными каменными постройками общественного и культурного назначения. В XV в. один из правителей государства принял титул Мвене мутапа, и государство стало называться Мономотапа. Его упадок, как и упадок городов-государств суахили, был вызван португальскими завоеваниями в Вост. Африке и монополизацией португальцами морской торговли в Индийском океане. 6 апреля 1652 был заложен форт у подножия Столовой горы, ставший началом города Капстаада (ныне Кейптаун). Голландская Ост-Индская компания основала там опорный пункт. Часть ее служащих стали фермерами, фермеры переселялись и непосредственно из Нидерландов. Население Капской колонии быстро росло также за счет выходцев из немецких земель, а позже — французских гугенотов. Развитие фермерства повлекло за собой массовый сгон нама с земель. Войны сопровождали всю дальнейшую историю белых на юге Африки — это был основной способ территориального расширения Капской колонии. С 1654 Ост-Индская компания ввозила в Капскую колонию рабов с о-ва Мадагаскар. Буры стали новой этнической группой, возникшей в Южн. Африке в результате смешения выходцев из Нидерландов, немецких земель, Франции. Их язык — капско-голландский (ныне — африкаанс) — постепенно отдалился от классического голландского. Система управления Капской колонией оставалась почти неизменной до перехода ее в руки англичан в 1806. Во главе колонии стоял губернатор. Он председательствовал в Политическом совете, игравшем роль высшей инстанции в колонии. Провинциями управляли ланддросты, возглавлявшие соответствующие советы. Постоянной армии не существовало, но фермеры обязаны были нести воинскую службу в случае военных действий. Владения Голландской Ост-Индской компании на Капе — первая поселенческая, или переселенческая, колония на Африканском континенте, выходцы из Европы селились там навсегда и вели производящее хозяйство. С 1806 в Капской колонии окончательно утвердилось британское господство. В 1820—1821 на Кап приехало более 5 тыс. семей поселенцев, в результате белое население колонии удвоилось. Буры стали меньшинством даже среди белых. В 1808 вступил в силу запрет британских властей на Капе на работорговлю, в 1834 — запрет иметь рабов. Все это подорвало основы хозяйства буров и переполнило чашу их терпения. Буры решили уйти из Капской колонии, ими же когда-то основанной. Наиболее масштабное переселение, осуществленное под руководством Питера Ретифа, началось в 1835, получив название Великого трека. Свыше 5 тыс. буров пересекли р. Оранжевую и покинули пределы Капской колонии. К 1845 численность переселенцев возросла до 45 тыс. В 1839 в Юго-Вост. Африке возникло независимое государство буров — республика Наталь. Однако через 4 года англичане захватили и эту территорию. Африканеры вынуждены были вновь мигрировать во внутренние районы Южн. Африки, где образовали две новые республики: в 1852 — Южно-Африканскую Республику (с 1856 года она также именовалась Трансвааль) со столицей в Претории, и в 1854 — Оранжевое свободное государство со столицей Блумфонтейн. Поскольку размер многих ферм достигал 50—100 тыс. акров, активно использовался труд батраков-туземцев и рабов. С самого начала существования Капской колонии проходили антиколониальные выступления и восстания кой, а затем и бантуязычных народов. Расширение Капской колонии на восток привело к затяжным войнам с народом коса. Так называемые кафрские войны продолжались с переменным успехом с 70-х XVIII в. до 80-х XIX в. Развитие южноафриканских банту не было равномерным. Процессы этнической консолидации проявились в наибольшей степени у зулу и сото. В 1820—1840-е эти процессы, совпавшие с расширением европейской экспансии и Великим треком, получили название «умфекане» — «перемалывание» на зулусском языке. В ходе этого сложного явления появился зулусский этнос и возникла так называемая империя Чаки. Тогда же сформировался этнос ндебеле и возникла империя Мзиликази, возникли этнос басуто и империя Мшвешве. В ходе Великого трека буры столкнулись с зулусами, имевшими хорошо обученную регулярную армию. 16 декабря 1838 на р. Баффало между войском преемника Чаки — Дингаана и несколькими сотнями бурских переселенцев произошло решающее сражение. Во­оруженные огнестрельным оружием буры уничтожили более 3 тыс. зулусов. После поражения Дингаана его государство распалось. Зулусам сначала была оставлена территория к северу от р. Тугела, но затем и эти земли были захвачены европейцами. Автохтонным населением Намибии являются саан (бушмены). Позднее туда пришли нама и гереро. Мигрировавшие на север современной Намибии овамбо издавна разводили крупный и мелкий рогатый скот, главными земледельческими культурами для них были зерновые. В начале Нового времени у них возникли социальные надклановые структуры — вождества и ранние государства. Гереро постоянно передвигались в поисках пастбищ и воды, преодолевая огромные расстояния. Хозяйственной ячейкой у них являлась община во главе со старейшиной, однако к середине XIX в. появились институт омухоны — наследственного надобщинного лидера — и вождества. Эти вождества были совершенно независимы. Одним из таких омухон стал Магареро (Камагереро, самопровозглашенный верховный вождь гереро), выдвинувшийся в ходе войн против нама (1863—1870). Отдельные группы нама продвигались в северном направлении на территорию современной Намибии. Одним из проявлений процесса умфекане было вторжение туда намаязычных групп орлам. Их вторжение нарушило традиционный уклад жизни местного населения и хрупкий социально-политический баланс в здешних краях. В 1830—1850-х вождь орлам Йонкер Африкаанер подчинил многие группы нама и гереро и создал военно-территориальное образование, власть которого распространялась на большую часть центральных районов современной Намибии. После смерти Йонкера Африкаанера в 1861 его государство распалось, однако нама держали в постоянном страхе гереро. Войны между гереро и нама продолжались с перерывами практически весь XIX в. В 1890 перед лицом общей опасности для гереро и нама — германского колониализма — между ними был окончательно заключен мир. Гигантский о-в Мадагаскар населен в основном представителями не негроидной, а монголоидной расы, говорящими на языках малайско-полинезийской семьи. Археологические находки свидетельствуют, что формирование народов, населяющих Мадагаскар, проходило в ходе многочисленных переселений и ассимиляции выходцев из Индонезии, Вост. Африки и стран Арабского Востока. К началу XVI в. на острове насчитывалось ок. 18 этнических групп, отличавшихся друг от друга формой хозяйственной деятельности. В XVI—XVII вв. на территории Мадагаскара возникли несколько раннеполитических образований, самое значительное из них — Имерина, этническую основу которой составляли мерина. До конца XVIII в. Имерина переживала период гражданских войн. Объединителем государства стал Андрианампуйнимерина. К этому времени там сложилось три основных социальных слоя: знать, рядовые общинники, патриархальные рабы. XIX в. — время бурного развития Имерины как единого государ­ства. Радама I (правил в 1810—1828) создал регулярную армию по европейскому образцу, насчитывавшую до 10 тыс. чел., и сумел подчинить практически все народы, жившие в низинных прибрежных районах острова. При нем миссионеры открыли школы, появилась первая типография, была заложена основа для введения в 1876 всеобщего бесплатного образования для детей от 8 до 16 лет. Было начато строительство первого канала в прибрежной зоне острова, а в 1825 открыт сахарный завод. Трон Радамы в 1828 унаследовала его жена Ранавалуна I, которая продолжила укрепление государства, при ней был издан первый юридический кодекс — Кодекс 46 статей. Последний абсолютный монарх Имерины Радама II открыл двери на остров французам, заключив с ними в 1862 договор. В 1863—1896 фактическим правителем Имерины был премьер-министр и муж трех королев Райнилайаривуни. В 1868 он объявил христианство в форме англиканства (см. Англиканская церковь) государственной религией Имерины. При нем Мадагаскар переживал расцвет. Были укреплены законодательная система и государственный аппарат. Французская экспансия на остров возобновилась в 1882. В результате двух франко-малагасийских войн (1883—1895) Франция упразднила местную монархию и в июне 1896 объявила остров своей колонией. Не помогли ни героическое вооруженное сопротивление жителей Мадагаскара, ни твердая позиция их правителя. Колониальный раздел Африки Колониальный раздел Африки начался в последней четверти XIX в. Важным его этапом стала Берлин­ская конференция по разделу бассейна р. Конго (ноябрь 1884 — 23 марта 1885). В ней участвовала и Россия, председательствовал на конференции германский канцлер О. Бисмарк. 26 февраля 1885 был принят важнейший документ конференции — Заключительный акт, объявивший свободу торговли в бассейне Конго, ее устьях и окрестных странах. Был установлен так называемый принцип «эффективной оккупации», т. е. колониальные державы обязывались не просто провозгласить свой суверенитет над той или иной территорией, но и создать там систему управления, ввести налоги, строить дороги и т. д. Колониальный раздел Африки завершился в основном к концу XIX в. В результате вся Тропическая и Юж. Африка, за исключением Либерии и Эфиопии, оказалась в той или иной форме в колониальной зависимости от метрополий — Великобритании, Франции, Португалии, Германии, Бельгии, Италии. Тропическая и Южная Африка в ХХ — начале ХХI в. В истории Тропической и Южн. Африки в ХХ в. можно выделить несколько определяющих моментов, тесно связанных с ключевыми событиями всемирной истории. Таковыми стали итоги Первой мировой войны 1914—1918 и появление мандатной системы; воздействие победы во Второй мировой войне 1939—1945 Антигитлеровской коалиции; противоборство капиталистического и социалистического блоков и ускорение деколонизации (год Африки — 1960). Такой же важной вехой стало прекращение «холодной войны» в начале 1990-х. Окончательное оформление колониальных режимов в большинстве африканских владений произошло на рубеже ХIХ—ХХ вв. ХХ столетие в Тропической и Южн. Африке — время формирования и эволюции колониальных обществ. Колониальное общество — не промежуточный исторический этап «модернизации» или перехода от докапиталистического общества к капиталистическому, а особый социальный феномен со своими законами развития, социальными группами, политическими институтами и пр. Колониальное общество как тип социальности не заканчивается с достижением африканскими странами политической независимости, а сохраняется там с некоторыми видоизменениями практически до сих пор. Колонии по­степенно превращались в аграрно-­сырьевые придатки метрополий. С. х. и создававшаяся промышленность африканских колоний (в основном горнодобывающая и обрабатывающая) были рассчитаны главным образом на экспорт. На землях, присвоенных европейцами, возникали крупные фермерские или плантационные хозяйства. Имея дело с докапиталистическими обществами, колониальные власти сами неизбежно пользовались докапиталистическими методами их эксплуатации, такими как принудительный труд, а также массовые сгоны африканцев с земель и переселение их в резерваты. Последнее было характерно для переселенческих колоний, в частности Кении, Сев. и Южн. Родезии (Замбии и Зимбабве), Юго-Зап. Африки (Намибии). Столкновение докапиталистических обществ с реалиями европейского капитализма приводило к тому, что капиталистический уклад в Африке не был чисто капиталистическим: там, как правило, использовался принудительный труд или труд отходников. Отходник — одна из центральных социальных фигур колониального общества. Это индивид, часть жизни проводящий на заработках (сезонно, спорадически или аккордно несколько лет), но не выключенный из своего исконного хозяйства, где продолжает жить и работать его семья. Колониальный крестьянин в реальности — отходник, батрак с наделом, общинник, ведущий практически натуральное хозяйство, и пр. Важный элемент социальной структуры колониальных обществ — так называемые туземные вожди и правители. Став частью колониальной системы, они способствовали интеграции рядовых общинников в колониальное общество, выполняя на местах функции «туземных» администраций — сбор налогов, организацию общественных работ, поддержание законности и порядка. Еще на заре истории колониализма в Африке многие ее народы с оружием в руках пытались отстоять свою независимость. Восстания гереро и нама в Юго-Зап. Африке (1904—1907), Маджи-Маджи восстание 1905—1907 в Германской Вост. Африке и другие выступления неизбежно ждало поражение из-за неравенства сил. «Освоение» Африканского континента европейскими державами, формирование и эволюция колониальных обществ порождали новые формы протеста африканцев. На первом этапе вплоть до завершения Первой мировой войны борьба африканцев развивалась не столько против колониализма как такового, сколько за упорядочение отношений колония — метрополия. Позднее антиколониальный протест выливался в новые формы и реализовывался в других сферах жизни. Долгие годы во многих районах Африки одной из важнейших форм антиколониализма были афро-христианские и исламские движения и секты. Пассивный протест выливался в неуплату налогов, бойкот европейских товаров, бегство в соседние колонии и пр. Деколонизация Африканского континента не была прямолинейным процессом с заранее обозначенной целью. В межвоенное 20-летие в общественном сознании африканцев стали складываться представления о возможности альтернативных путей развития — не только под эгидой европейских метрополий, но и в рамках самоуправления, принципы которого широко обсуждались возникшими в это время многочисленными общественно-политическими организациями (Африканский национальный конгресс Южной Африки, создан в 1912, Национальный конгресс Британской Зап. Африки, создан в 1920, и другие движения и партии). Большое значение в их становлении сыграли идеи панафриканизма, зародившегося в Новом Свете и боровшегося против дискриминации всех народов африканского происхождения. Определенное значение имели также социалистические и коммунистические идеи, особенно в Южн. Африке, где компартия возникла еще в 1921 и была принята в Коммунистический Интернационал. Политические партии современного типа, выдвигавшие требования независимости своих стран, возникли в Африке в основном после Второй мировой войны. Именно эти организации возглавили движение за получение политической независимости на третьем этапе деколонизации, начавшемся с завершением Второй мировой войны. Союзниками в этой борьбе, носившей мирные и вооруженные формы, для африканских народов стали прежде всего страны Восточного блока и различные международные, региональные и национальные неправитель­ственные организации. Большое влияние на оформление общих принципов процесса деколонизации оказала Организация Объединенных Наций и ее специализированные органы, по­стоянно обогащавшие международно-правовые основы этого процесса. Пятый Панафриканский конгресс (1945) провозгласил курс на достижение независимости. Возникли массовые партии, утвердились старые и выдвинулись новые политические лидеры. Первой в 1957 независимость получила британская колония Золотой Берег, взявшая себе историческое название Гана. В 1960 политическую независимость обрели сразу 17 африканских колоний, в основном бывшие владения Франции, поэтому он и вошел в историю как год Африки. Далее в 60-е независимыми стали британские колонии в Тропической Африке, после португальской революции, в 1975, — бывшие португальские владения, в 1980 — британская Южн. Родезия, получившая название Зимбабве. Провозглашение независимости последних колоний Черной Африки приходится на 1990-е: в 1990 получила независимость оккупированная ЮАР Намибия, а в 1994 с особым колониальным режимом было покончено в ЮАР, где после первых всеобщих выборов к власти пришло правительство черного большинства. Затягивание процесса деколонизации континента в его южных регионах может быть объяснено прежде всего особенностями развития так называемого внутреннего колониализма в странах, имеющих сложный этнический состав населения. Помимо этого следует учитывать, что деколонизация всегда рассматривалась как важный аспект противостояния в идеологической борьбе Восточного и Западного блоков, допускавших или сознательно провоцировавших возникновение «горячих точек» в рамках «холодной войны». Деколонизация Африки не привела к разрешению всех ее прежних проблем. Более того, в ходе деколонизации наметились или возникли новые. В частности, серьезнейшей проблемой, с которой многие африканские страны столкнулись либо накануне независимости, либо вскоре после ее провозглашения, стал сепаратизм. В Уганде накануне получения независимости попытку отделения совершила Буганда. В Заире (бывшее Бельгийское Конго, ныне — Демо­кратическая Республика Конго) сразу после получения независимости отделялись две провинции — Катанга и Касаи. В Нигерии в 1967—1970 шла гражданская война с отделившейся «Республикой Биафра». Вплоть до сегодняшнего дня продолжается напряженное балансирование между необходимостью соблюдения права народов на самоопределение, зафиксированного во многих международных документах, включая основополагающие документы ООН, и прин­ципом сохранения территориальной целостности, защищаемым каждым дееспособным современным государством. Другая проблема — поиск африканскими странами своего места в мире, включая проблему выбора модели социально-экономического и политического развития, союзничества с ведущими мировыми и региональными блоками. Еще одной важной проблемой, с которой столкнулись африканские страны, стала необходимость духовной деколонизации, о чем с середины ХIХ в. говорили выдающиеся представители африканской интеллектуальной элиты, считая подобное освобождение первоочередным и намного более важным делом в сравнении с получением статуса независимого государства. В целом экономические, политические и этнические проблемы в Тропической и Южн. Африке на исходе ХХ в. обострились. Уровень жизни среднего африканца продолжал падать. Усилилась милитаризация многих стран. Возник ряд новых и оживились некоторые старые очаги нестабильности и конфликтов — в Сомали, Руанде, Сьерра-Леоне, Конго и других странах.

Автор статьи: Балезин А.С.

© Российская Историческая Энциклопедия

Литература
  • Балезин А. С. Тропическая и Южная Африка в Новое и Новейшее время: люди, проблемы, события. Учебное пособие. М., 2008
  • Бюттнер Т. История Африки с древнейших времен до 1884. М., 1981
  • История Тропической и Южной Африки в 1918—1988. М., 1989

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты