АФРЕМ

0 комментариев

Выдающийся деятель позднеантичной сирийской (арамеоязычной) культуры, поэт и проповедник.

(Мар. Афрем, арам. Afrēm от библейско-еврейского Efrayim, в греческой традиции Ефрем Сирин). Сирийцы называют А. «лирой Св. Духа» за его выдающиеся заслуги в церковной поэзии. Именно с него ведет свое начало сирийская богословская поэзия, в VI в. перенесенная на греческую почву Романом Сладкопевцем и во многом сформировавшая византийские богослужебные формы. А. родился и прожил всю жизнь в месопотамском Нисибине, умер в сирийской Эдессе (Урхой, современная Урфа в Вост. Турции), столице обл. Осроэна. О жизни А. известно мало. Житие его носит поздний характер. Из него следует, что отец А. был языческим жрецом, который выгнал сына из дома за то, что тот стал христианином. Далее повествуется, что А. отправляется в пустынные горы, окружавшие Эдессу, чтобы там подвизаться в монашестве. Как показывают современные исследования, сирийская житийная традиция не оригинальна, в основном повторяя топосы из грекоязычной среды. Основными ее источниками были XL глава «Лавсаика», написанного Палладием Елленопольским ок. 420, и житийный цикл Василия Кесарий­ского. XL глава «Лавсаика» Палладия не представляет исторической ценности. Эти тексты стремятся грецизировать и мифологизировать образ А. В сирийской версии Палладия, созданной Ананишо и получившей в сирийской традиции название «Рай восточных отцов», к уже указанной XL главе прибавлены еще 2 апофтегмы. Упоминает А. и константинопольский историк V в. Ермий Созомен, хотя и он не имеет точных сведений о сирийском поэте. Произведения А., находившиеся в сирийских рукописях, стали основательно изучаться и издаваться только в XVIII в. Первую попытку издать в Риме полное собрание всех сохранившихся сочинений А. сделал И. Рахмани. Однако выяснилось, что создать единый корпус его сочинений практически невозможно, так как они распадаются на несколько самостоятельных групп: сирийскую, греческую и латинскую. Вторую попытку издать все сочинения А. предпринял в 1882 Т. Ж. Лами. В 1915 в Риме была сделана последняя попытка: С. Дж. Меркати издал первый том новой коллекции сочинений прп. Ефрема, на чем данное предприятие закончилось. С тех пор пути издания греческого корпуса и сирийского окончательно разошлись. Ныне самую полную коллекцию сирийских сочинений прп. Ефрема издал в Левене доминиканец Эдмунд Бек. На настоящий момент известны его прозаические (проповеди) и поэтические (мадраше, мемре) тексты общим числом более 300. Сохранились корпуса переводов на греческий, армянский, арабский, эфиопский и грузинский языки, к которым прибавились подражания. С греческого были сделаны славянские переводы, благодаря чему А. (Ефрем Сирин) стал известен в Древней Руси. Впрочем, большая часть славянских текстов А. представляет собой не подлинные творения. Для мировоззрения А. характерно сочетание библейской (влияние иудейской традиции), месопотамской (стихотворения-диалоги) и эллинистической традиций (богословская и философская культура). Темы его произведений — церковные праздники, события Библии, аскетизм.

Сочинения:

Ефрем Сирин. Собр. соч. в 12 т. М., 1889—1900;

Мар Афрем Нисибинский (прп. Ефрем Сирин) Юлианов­ский цикл / сост., пер. А. В. Муравьева. М., 2006.

Автор статьи: Муравьев А.В.

© Российская Историческая Энциклопедия

Литература
  • Пигулевская Н. В. История сирийцев в Средние века. Л., 1975

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты