АФИНЫ ДРЕВНИЕ

0 комментариев

Главный город области Аттика (на северо-востоке Балканского полуострова, в Средней Греции), отдален от моря на 5 км.

В центре Афинской равнины, очерченной р. Илисс и ее притоком Эриданом, возвышается скалистая, обрывающаяся с трех сторон платформа Акрополя, только с запада имеющая пологий склон. Люди жили здесь еще со времен неолита. Территория Аттики входила в ареал микенской (ахейской) цивилизации, расцвет которой относится к XV—XIII вв. до н. э. На укрепленном Акрополе находился дворец царей, основателем династии которых считали легендарного Кекропа. Скорее всего, под влиянием угрозы вторжения дорийцев произошло объединение Аттики вокруг А., которое в легендах связывали с именем царя Тесея. После падения царской власти господство перешло в руки знати (эвпатридов), захвативших многие земли у соплеменников, оказавшихся от них в зависимости. А. управлялись коллегией правителей — архонтов, избиравшихся из эвпатридов. Экс-архонты становились членами Совета Ареопага, который заседал на холме Ареопаг. Народное собрание (экклесия) имело немного прав. Рождение полиса в А. происходило путем постепенной трансформации родовых учреждений. Сильный удар по ним нанесла запись норм обычного права, осуществленная архонтом Драконтом в 621 до н. э. Однако положение основного населения продолжало оставаться тяжелым. Формирование демократического полиса в большой мере было результатом реформ Солона и Клисфена, обусловленных острым социальным кризисом. «Большинство народа восстало против знатных. Смута была сильная» — так характеризует тогдашнюю обстановку Аристотель в «Афинской политии» (5, 20). Солон в 594 до н. э. осуществил широкую программу социально-экономических и политических преобразований. Были кассированы все долги, сделанные под залог земли (сисахфия, т. е. «стряхивание бремени»). Все население он разделил на четыре разряда в зависимости от величины дохода, определявшей объем прав и обязанностей членов каждого разряда. Было запрещено долговое раб­ство. Солон учредил Совет из 400 чел., что ограничило деятельность Ареопага. Новым государственным институтом стал суд присяжных (гелиея) — самый демократический наряду с народным собранием орган, так как в заседаниях гелиеи участвовали все граждане, включая бедняков — членов четвертого разряда (фетов). Солон заложил основы афинской демократии. В течение 12 лет А. находились под властью тирана Писистрата, который способствовал экономическому развитию страны. Он поощрял занятие ремеслами, разведение олив и виноградарство, при нем велось большое строительство, проведен водопровод. Успешной была внешняя политика Писистрата, в результате которой А. стали играть заметную роль в международных отношениях. Следующий важный шаг к демократизации А. сделал Клисфен, преобразования которого продолжались с 508 по 500 до н. э. Он ввел новое административное деление Аттики, распределив всех граждан по 10 филам, не имевшим отношения к старым родовым округам, которые перестали существовать. Был создан новый Совет — Совет 500 (буле) с более широкой компетенцией. Реформы Клисфена завершили формирование в Аттике государства в форме демократического полиса, но это была еще ранняя стадия демократии. Активную роль в политической жизни могли играть только богатые граждане, поскольку должности не оплачивались. В Греко-персидских войнах А. сыграли важную роль. Они победили персов в знаменитой битве при Марафоне. По инициативе лидера демократов Фемистокла строился сильный флот, и благодаря ему греки разбили персидский флот при Саламине. Но сами А. захватили персы, которые сожгли и разграбили город. В отличие от Спарты А. выступили за продолжение войны вплоть до освобождения малоазийских греков. Полисы, решившие продолжить борьбу, в 478 до н. э. организовали первый Афинский морской союз (Делосскую симмахию), вскоре превратившийся в Афинскую морскую державу (Афинскую архэ). Вместо того чтобы поставлять в союзную армию положенное число гоплитов и кораблей, союзники предпочли вносить соответствующую денежную сумму. Попытки выхода из союза подавлялись силой оружия. А. вышли из войны сильнейшим морским государством Греции. Расцвет А. приходится на так называемую «пентеконтаэтию» — период в 50 лет (от изгнания персов из Греции в 479 до н. э. до начала Пелопоннесской войны в 431). Важным этапом в развитии афин­ской демо­кратии стала деятельность Фемистокла, поскольку реализация его морской программы поднимала значение беднейших слоев граждан. В 462 до н. э. лидеру демократов Эфиальту после долгой борьбы удалось ослабить Совет Ареопага, политические функции которого перешли к экклесии и гелиее. Вскоре вождем демократии становится Перикл, с именем которого связан наивысший расцвет полиса. Время, когда он стоял во главе А. (как первый стратег), считают золотым веком А. Перикл стремился, чтобы демократия была реальной, для чего ввел оплату судей, а затем деятельности членов Совета 500, участие в заседаниях экклесии и др. При Перикле началось выведение малоземельных и безземельных граждан на земли союзных полисов (клерухии). В А. развертывается грандиозное строительство, которое давало беднякам средства к существованию. А. превратились в центр культурной жизни Греции, а замечательные постройки сделали их красивейшим греческим городом. После разрушений, вызванных Греко-персидскими войнами, возведенные по инициативе Перикла на Акрополе храмы и скульптуры придали ему неповторимый блеск. Политическая система, которая существовала теперь в А., лучше всего может быть определена как прямая демократия. Суть ее состояла в полном суверенитете народного собрания — совокупности граждан, которым принадлежала вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти. Эффективность деятельности экклесии обеспечивалась как тем, что она заседала до 40 раз в год, так и прин­ципом исагории — правом каждого гражданина на выступление в народном собрании, полной свободой слова. Важнейшей функцией буле была подготовка вопросов для обсуждения народным собранием. Совет решал все важные вопросы в промежутках между заседанием экклесии и следил за исполнением принятых решений. Большую роль играл суд, состоявший из 6 тыс. граждан. Для системы магистратур характерно их большое число, чем достигалось максимальное привлечение граждан к управлению государством. Афинская демократия — выдающееся явление в истории человечества. Впервые не только появляются сами понятия «демократия» (народовластие), «граждане», но эта система последовательно проводится в жизнь. Вместе с тем этот самый передовой для того времени строй был демократическим для меньшинства, так как распространялся только на граждан. Политическими правами не обладали женщины, их не имели рабы. Наиболее сложным в истории А. был период Пелопоннесской войны, которую они проиграли. Эта война не была похожа на предыдущие, охватив практически всю Грецию, разделившуюся на два враждебных лагеря: во главе одного стояла Спарта, другого — А. Война потребовала от соперников напряжения всех сил и вызвала огромные потери, ожесточение приобрело невиданный ранее характер. Для афинской демократии это были годы самых больших испытаний — произошло два олигархических переворота (см. Олигархия), правда, эта власть просуществовала только по нескольку месяцев. Весь IV в. до н. э., вплоть до порабощения А. Македонией, демократический строй полиса оставался высшей ценностью гражданского коллектива. Гегемония Спарты, установленная в результате ее победы в Пелопоннесской войне, продолжалась недолго. Вскоре создается коалиция полисов, которые начинают военные действия против спартанцев (Коринфская война 395—387 до н. э.). В 378 до н. э., воспользовавшись ослаблением Спарты, А. организовали новый морской союз. Второй Афинский морской союз можно рассматривать как попытку создать новую форму политических отношений между полисами. Союз носил отчетливо выраженный антиспартанский характер. Ему предшествовало заключение нескольких равноправных союзов, в основе которых лежали принципы автономии и свободы. Общими делами союза руководили два органа — афинская экклесия и постоянный совет союзников (синедрион). Вопрос об их соотношении довольно сложен и ввиду определенного противоречия между надписями вызвал у ученых неоднозначное толкование. Постепенно союз меняет характер: исчезают отношения равенства, объединение перерождается и превращается в организацию под гегемонией А. и даже, как считают некоторые исследователи, в своеобразную архэ IV в. до н. э. Ясно прослеживается тенденция к проведению А. самостоятельной внешней политики. Под угрозой оказалась автономия союзных полисов. Ввиду роста военных расходов повышается синтаксис (взносы членов союза). Сбор его осуществляли афинские командующие, которые не стеснялись в средствах, нарушая автономию союзных полисов. Возобновляется система клерухий. Внешняя политика А. приобретает все более агрессивный характер. Используя средства союзников, А. значительно увеличили свой флот. Часть союзников решает с оружием отстоять свою независимость — начинается так называемая Союзническая война, которая длилась более двух лет (357—355) и поставила А. на грань истощения, тяжелый ущерб был нанесен их престижу. А. были вынуждены пойти на переговоры и заключить мир, признав независимость ряда союзных государств. Официально союз был распущен в 338 в результате битвы при Херонее. Между тем все большее влияние на состояние дел в Греции начинает оказывать македонский царь Филипп II. В А. четко обозначились две группировки — антимакедонская, возглавляемая пламенным патриотом и выдающимся оратором Демосфеном, и промакедонская. Благодаря энергичным действиям Демосфена и его сторонников формируется значительная коалиция полисов во главе с А. Решающее сражение произошло ок. Херонеи (в Беотии), в котором победил Филипп. Страшная паника охватила афинян, но Филипп, готовясь к войне с державой Ахеменидов, проявил большой политический такт в использовании результатов своей победы, стремясь показать себя вполне лояльным союзником греков. По его инициативе в Коринфе был созван общегреческий конгресс, который должен был закрепить македонскую гегемонию в Греции. Царь заключил с полисами индивидуальные союзы, объявил себя покровителем Эллады, принял ряд решений, не допускающих развития политической борьбы внутри полисов, а сила его решений подкреплялась македонскими гарнизонами, поставленными во многих городах. В годы восточного похода Александра Македонского А. сохраняют спокойствие, не примкнув к выступлению спартанского царя Агиса, поднявшего часть полисов на борьбу с Македонией. Но при известии о смерти Александра Греция восстала, и руководящую роль взяли на себя А. Началась так называемая Ламийская война, в которой греки потерпели поражение. А. утратили независимость и подпали под контроль Македонии. С 317 по 307 до н. э. они находились под властью олигархического режима во главе с Деметрием Фалернским. В эпоху эллинизма А. играли незначительную роль в международных отношениях, потеряв свое ведущее положение. Тяготясь зависимостью от Македонии, они в союзе с другими полисами предприняли неудачную войну с македонским царем Антигоном Гонатом. Долгое время А. оставались почти единственным полисом, который временами был зависим от того или иного царя, а временами — свободным. Борьба А. с Македонией продолжалась с переменным успехом до конца III в. до н. э. Складывавшаяся вовне ситуация не побуждала их активно участвовать в событиях, развертывавшихся за пределами Аттики, но в конце III в. до н. э. обстановка изменилась — в дела Греции начала вмешиваться Римская республика. В 168 до н. э. македонский царь Персей был разбит римлянами в битве при Пидне, в 148 до н. э. Македония объявлена римской провинцией. После поражения на Истме в 146 до н. э. греческие города были подчинены наместнику Македонии, и лишь А. и Спарта пользовались статусом города — союзника Рима. В 86 до н. э., во время войны Суллы с понтийским царем Митридатом VI Евпатором, А., восставшие против власти Рима, были осаждены и, истомленные голодом, взяты штурмом римскими войсками и отданы солдатам на разграбление. В Италию вывезли множество памятников искусства. В 27 до н. э., после образования провинции Ахайя, А. сохранили свой статус союзного города, они пользовались самоуправлением и не платили налогов. Их государственное устройство, несмотря на внешне демократический характер, не препятствовало фактическому господству олигархов. Древняя слава А. и филэллинская политика римских императоров способствовали сохранению значения города как одного из крупнейших культурных центров и в период их политического и социально-экономического упадка. Они по-прежнему считались средоточием наук и искусств. Культурное значение А. усилилось после того, как Адриан организовал здесь кафедру риторики, содержащуюся на государственный счет, а Марк Аврелий дал по отдель­ной кафедре каждой из классических философских школ. А. привлекали многих состоятельных иноземцев, сюда стремились и греки, и римляне для завершения философского образования. А. представляли собой своего рода музей древних памятников, куда отовсюду стекались туристы. Это обстоятельство оказало положительное влияние на хозяйственную жизнь города, способствуя относительно благоприятному положению с. х. С III в., когда Балканская Греция начинает подвергаться вторжениям варваров, А. приходят в полный упадок. Византийские императоры увозят из города лучшие памятники искусства для украшения Константинополя. В начале V в. А. начинают испытывать влияние общего для империи упадка городской жизни. В VII в. после утраты Византийской империей почти всех владений на Балканах А. сохраняют свое значение как важный опорный пункт.

Автор статьи: Маринович Л.П.

© Российская Историческая Энциклопедия

Литература
  • Античная демократия в свидетельствах современников / изд. подготовили Л. П. Маринович, Г. А. Кошеленко, М., 1996
  • Колобова К. М. Древний город Афины и его памятники. Л., 1961
  • Маринович Л. П. Греки и Александр Македонский. М., 1993
  • Хабихт Х. Афины. История города в эллинистическую эпоху. М., 1999
  • Williams B. C. Athens without Democracy: the Oligarchy of Phocion and the Tyranny of Demetrius of Phalerum, 322—307 B. C. Ann Arbor, 1982

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты