АФАНАСЬЕВСКАЯ КУЛЬТУРА

0 комментариев

Археологическая культура Южной Сибири эпохи бронзового века (III-нач.II тыс. до н.э.). Ареал распространения ‒ предгорья и высокогорные долины Алтая, степи Минусинской котловины.

Первые могильники афанасьевского типа были вскрыты еще В.В. Радловым в 1865 году и А.В. Адриановым в 1903 году. Культура была выделена С.А. Теплоуховым при раскопках могильника у Афанасьевской горы в верховьях Енисея в 1920-1923 годах и получила своё название по этой местности. С.В. Киселев исследовал курганы афанасьевской культуры в 1925-1932 годах у села Кси (Минусинская степь Красноярского края) и в 1937 году у села Курорты (Алтай).

Погребения

Погребения данной культуры представлены в основном курганными могильниками (Ело 1-2, Бике 1, Пещеркин Лог и др.). Могильники Афанасьевской культуры отличаются небольшими размерами. Погребальные сооружения представлены кольцами из камня и каменных плит, которые перекрывались сверху бревнами или другими плитами. Внутреннее пространство имело каменную и земляную засыпь или каменную вымостку. В центре ‒ одно-два захоронения, большее количество встречается редко. Положение умерших ‒ на спине с согнутыми в коленях ногами или на боку в скорченном положении. Инвентарь ‒ глиняная и деревянная посуда (на ее наличие указывают находки медных оковок), каменные сверленые и клиновидные топоры, песты, терочники, колотушки, медные ножи и шилья, украшения из камня, кости, меди, железа, серебра и золота. Рядом с посудой лежали остатки мясной пищи (кости барана, коровы, лошади, а также диких животных). В редких случаях, среди человеческих костей, находят каменные наконечники стрел, которые, вероятнее всего, застряли в теле убитых.

Поселения

Известны высокогорные небольшие поселения открытого типа на Алтае и в Туве (Кара-Тенеш, Усть-Куюм, Тоора-Даш), а также пещерные становища (Денисова, Каминная), святилища (Кара-Коба, Кучерла 1). Жилища полуземляночные, прямоугольной формы (Кара-Тенеш). Стены, вероятно, были сложены из бревен. Вдоль стен, внутри жилища располагались каменные и земляные очаги. Такие очаги известны и в пещерных жилищах. Входы и проходы вглубь пещер были перекрыты плетнем или забором. Предполагается, что пещеры могли использоваться пастухами в качестве загона для скота. Культурный слой таких становищ состоит преимущественно из перегноя овечьих копролитов. Как на поселениях, так и в пещерах были найдены фрагменты керамики, орудия из камня, кости и меди, а также кости животных.

Хозяйство

У афанасьевцев сложилась подвижно-сезонная система скотоводства с выпасом на высокогорных пастбищах. Такой способ вертикального кочевания называется яйлажным. Он является одним из ранних типов кочевничества. Разводили мелкий и крупный рогатый скот, лошадей. Также важную роль продолжали играть охота и собирательство.

Металлургия

Афанасьевцы были первыми горняками и металлургами на своей территории. Исследованы медные рудники, которые использовались афанасьевцами в горном Алтае (Владимировка). На памятниках культуры обнаружено сравнительно небольшое количество медных изделий, однако уровень их металлообработки был высоким изначально.  Наиболее характерны следующие предметы: втульчатые топоры, плоские тесла, двулезвийные черенковые ножи и шилья. Использование двусторонних литейных форм указывает на наличие трудоемкой техники. Так же афанасьевцы умели делать украшения из железа, золота и серебра. Скорее всего, такой высокий уровень производства не мог сложиться в среде предшествующего населения Саяно-Алтая. Гораздо больше оснований полагать, что металлургия укоренилась здесь в уже сложившемся виде. Однако афанасьевский металлургический очаг на протяжении нескольких столетий оставался изолированным.

Происхождение и связь с другими культурами

Высокоразвитая афанасьевская металлургия является еще одним из косвенных свидетельств того, что само происхождение этой культуры или импульсы к её формированию в Саяно-Алтае связаны со стремительной миграцией скотоводческих групп населения из ареала ямной культурно-исторической общности. В урало-казахстанских степях известны редкие погребальные комплексы ямно-афанасьевского круга (Верхняя Алабуга, Убаган, Карагаш).

Многие черты культуры (домашние животные, погребальный обряд, металл, керамика яйцевидных форм) и европеоидный антропологический облик позволяют видеть в афанасьевцах уникальную этнокультурную группу древнейших индоевропейцев. Некоторые исследователи именно с ними связывают распространение в центре Азии носителей протохарских языков и их ранний отрыв от основного индо-европейского ареала.

Смежные статьи
Литература
  • Археология. Учебник. Под ред. ак. В.Л. Янина. М. Изд-во МГУ, 2006. С. 212-215.
  • Вадецкая Э.Б. Археологические памятники в степях Среднего Енисея. Л., 1986. С. 15-26.
  • Грязнов М.П. Афанасьевская культура на Енисее. СПб.,1999.
  • Савинов Д.Г. Афанасьевская культура // Деревянко А.П., Молодин В.И., Савинов Д.Г. Древние культуры Бертекской долины (Горный Алтай, плоскогорье Укок). Новосибирск, 1994. С. 130-134.

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты