АБСТРАКЦИОНИЗМ (лат. abstractus ‒ отвлеченный)

0 комментариев

Широкое модернистское направление в искусстве ХХ в., возникшее в начале 1910-х в нескольких странах Европы и использующее исключительно формальные элементы для создания произведений.

Основоположники А. (русский художники В. Кандинский и К. Малевич, голландец П. Мондриан, француз Р. Делоне и чех Ф. Купка) в своем творчестве опирались, как правило, на мистические идеи, заимствованные из теософской доктрины. В основе метода отвлеченных построений лежало стремление символически выразить внутренние закономерности и интуитивно постигаемые сущности, скрываемые за явлениями видимого мира. При этом первоэлементы формы трактовались как некие живописные знаки, наделенные духовным содержанием, а пластические формулы, организованные из таких знаков, — как отношения между элементами универсума. Создаваемые отвлеченные живописные построения мыслились и как проекции структур космического миропорядка, и как проекты идеального устройства мира социального, и как принципиальные схемы организации пространственной и предметной среды, окружающей человека. С момента возникновения А. в нем четко определились два направления: геометрической абстракции, основанной преимущественно на четко очерченных конфигурациях (Малевич, Мондриан), и лирической абстракции, в которой композиция организуется из свободно текущих форм (Кандинский). Если символика геометрического А. призвана отразить некие устойчивые «субстанциональные» состояния, то абстракции Кандинского и его последователей сосредоточивают внимание на динамике процесса. В США подъем А. начинается в середине 1940-х, а в начале 1960-х в обновленном виде абстрактное искусство возвращается в Европу. Но эстетические концепции А. теряют свою метафизическую символику: абстрактная форма теперь соотносится лишь с теми или иными проявлениями природы и социального мира или рассматривается как фиксация психических состояний художника. Именно последнее обстоятельство превратило понятие «А.» в символ формализма в различных сферах искусства.

Автор статьи: И. Б. Орлов.

© Российская Историческая Энциклопедия

Литература
  • Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997. С. 12–14.
  • Art 1998. Chicago at Navy Pier. Chicago, 1998.

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты