АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ

0 комментариев

Направление в изобразительном искусстве XX – XXI вв.

Термин

Впервые выражение «абстрактный экспрессионизм» было употреблено в 1919 г. в статье журнала «Der Sturm», посвященной немецкому экспрессионизму. В 1929 г. искусствовед Альфред Барр использовал это словосочетание для характеристики творчества Василия Кандинского. Однако только в 1946 г. арт-критик Роберт Коатс употребил это выражение для характеристики произведений искусства, объединенных формальными задачами и их технической реализацией. «Абстрактный экспрессионизм» своими корнями восходит к антифигуративной эстетике немецкого экспрессионизма и понятию бессознательного в трактовке З. Фрейда, воплощенному в искусстве сюрреалистами (техника «автоматического письма»).

«Абстрактный экспрессионизм» стал одним из важнейших направлений искусства XX в., возникнув как своеобразный ответ на события Второй мировой войны. По мнению историка искусства и философа В. Воррингера, «стремление к абстракции является следствием великой внутренней тревоги человеческой личности». Ужасы войны, глубоко травмировавшие психику человека, переживались им как через работу сознания, так и через бессознательные процессы. Так, согласно теории З. Фрейда, творческий процесс вызван глубокими бессознательными побуждениями человека. Представители рассматриваемого направления в искусстве в своем творчестве руководствовались концепцией автоматизма, т.е. свободных импровизаций, где конечной целью был процесс, а не результат. Эту идею замечательно отразил искусствовед Гарольд Розенберг, написавший следующее: «В какой-то момент для американских художников холст стал своеобразной ареной действия. То, что было на холсте - не картина, но событие».

Стилистически абстрактный экспрессионизм разнообразен. Так, художник мог выражать свое внутреннее состояние на холсте методом хаотичного разбрызгивания краски (Д. Поллок), используя негеометрические штрихи, линии разных форм, закрашивая части поверхности картины одним или несколькими цветами (М. Ротко) и т.д. Таким образом, в работах абстрактных экспрессионистов форма (логическое мышление) противопоставляется цвету (бессознательное).

Важной особенностью абстрактного экспрессионизма является то, что по мнению его представителей, полотно или скульптура должны вступить в диалог со зрителем. Постижение живописи должно происходить не через рациональное осмысление, но через центры восприятия зрителя, работать с его восприимчивостью. Картина совсем отходит от критериев объективности и становится итогом субъективного переживания – художника, пока он над ней работал, и зрителя, пока он на нее смотрел. Таким образом, абстрактный экспрессионизм уходит от оценочности, ведь измерить внутреннее состояние субъекта невозможно, его можно только почувствовать.

История развития

«Абстрактный экспрессионизм» в полной мере возник и развивался в послевоенных США. На построение новой художественной реальности оказало влияние творчества таких художников, как П. Пикассо, А. Матисс, В. Кандинский, Х. Миро, Г. Гофман, Дж. Грэхам, П. Мондриан, Ф. Леже, М. Эрнст и др. Важным явлением в американской художественной среде 1930-1940 гг. было творчество Аршила Горки. Его «лирический абстракционизм» стал новым языком живописи эпохи, следы которого прослеживаются в творчестве его младших современников.

В конце 1940-х в американской прессе впервые появились попытки охарактеризовать новое направление в искусстве. Так, в 1946 г. арт-критик Р. Коатс в статье «Нью-Йоркер» писал о Г. Гофмане как о ярком представителе направления, названного автором статьи абстрактным экспрессионизмом. В конце 1940-х в нью-йоркских галереях стали проходить выставки «абстрактных экспрессионистов». Уже к середине 1950-х рассматриваемое направление в искусстве получило международное внимание и признание. В 1958 г. Мак Тоби, представитель американского абстрактного экспрессионизма, получил главный приз Венецианского биеннале современного искусства. Драматический конфликт, выраженный контрастными сочетаниями цветов, в творчестве М. Ротко; переплетение цветовых линий и хаотичных цветовых памятен в работах Дж. Поллока; лирические зыбкие формы А. Горки; энергичные мазки-удары подобно невротическим всплескам, рожденным бессознательным, у де Кунинга  - стали не только новой вехой, но примерно с 1960-х фундаментом для углубления исследования выразительных средств живописи. Такие течения как «флукус», «неодада», «концептуальное искусство», «феминистическое искусство» выросли из абстрактного экспрессионизма.

Представители

Джексон Поллок; Марк Ротко; Барнетт Ньюман; Элен де Кунинг; Виллем де Кунинг; Эд Рейнхардт; Энрико Донати; Франц Клайн; Адольф Готлиб; Ганс Гофман; Марк Тоби; Джон Грэхам; Аршил Горки и многие другие. 

поллок номер 3 49.jpg
Д. Поллок. "Номер 3". 1949 г. Источник: artchive.ru
виллем де кунинг.jpg
В. де Кунинг. "Раскопки". 1950 г. Источник: artchive.ru
Литература
  • Абстрактный экспрессионизм: Три картины из собр. Музея соврем. искусства (Нью-Йорк). СПб., 1999.
  • Кацис Л.Ф. Макс Вебер: между Эколь де Пари и абстрактным экспрессионизмом Нью–Йорка // Лехаим. 2010. № 2(214).
  • Ламанская Л.Ю. Судьбы абстрактного экспрессионизма: к 100-летию со дня рождения Ги де Монлора (1918-1977): сборник статей. М., 2018.
  • Миддендорф Р. Джексон Поллок. Работы на бумаге: нет границ, только грани // Искусство. 2005. № 1.
  • Мокроусов А. Виллем Де Кунинг. Живопись 1960-1980 годов // Искусство. 2006. № 2.
  • Плунгян Н.В. На пути к абстрактному экспрессионизму: Жоан Миро и Александр Колдер // Искусство. 2016. № 4(519).
  • Сомсикова О.А. Художественная реальность абстрактного экспрессионизма // Вестник Волгоградского государственного университета. 2008. Вып. 2(8).
  • Хеллер Б. Корни абстрактного экспрессионизма // Art in America. Т. 49. 1961. № 4.
  • Хорошилова О.А. Ревизия абстрактного экспрессионизма // Искусство. 2010. № 2-3.
  • Ярцева О.А. Роберт Раушенберг и опыт переосмысления абстрактного экспрессионизма // Иностранные мастера в Академии художеств: сборник статей. М., 2007.

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты