АБРАМЦЕВСКАЯ СТОЛЯРНАЯ МАСТЕРСКАЯ

0 комментариев

Столярно-резчицкая мастерская, созданная в 1885 году в Абрамцево Е.Г.Мамонтовой и Е.Д.Поленовой. Деятельность мастерской легла в основу создания самобытной школы абрамцево-кудринской резьбы.

История создания мастерской началась в 1874 году, когда Елизавета Григорьевна Мамонтова (урожденная Сапожникова), жена предпринимателя и мецената С.И.Мамонтова, основала в Абрамцево школу для крестьянских детей. В 1876 году при школе были основаны столярные классы. Цель их создания Е.Г.Мамонтова определила так: «внести просвещение в среду подрастающего поколения» крестьян, «поднять его материальное благосостояние, а также нравственный уровень», «дать возможность крестьянам не помещать своих детей в ученье в город, не отрывать их от семьи, а, напротив, воспитать местных столяров-кустарей».

В 1880-1890-х годах члены Абрамцевского кружка совершали регулярные «экспедиции», целью которых было собирание предметов крестьянского быта, кустарных изделий и памятников старины. В 1882 году в соседней с Абрамцево деревне Репихово В.Д.Поленов и И.Е.Репин нашли резную подкарнизную доску, с которой, по легенде, началась история абрамцево-кудринского резного промысла. В Абрамцево возник музей народного промысла, экспонаты которого – «шкапы, ларцы, полки, рамки, солонки и тому подобные вещи» – служили образцами для первых изделий абрамцевских резчиков.

1885 год считается датой основания столярно-резчицкой мастерской. Большую роль в ее создании сыграла художница Елена Дмитриевна Поленова, взявшая на себя художественное руководство мастерской. В письме П.Д. Антиповой в 1885 году Поленова отмечала главную особенность абрамцевской мастерской: «У нас условие: по возможности не прибегать к помощи изданий и вообще печатного или какими-либо другими способами обнародованного материала.  Цель наша — подхватить еще живущее народное творчество и дать ему возможность развернуться». Зарисовки с предметов крестьянского быта, сделанные Поленовой в экспедициях по деревням, легли в основу эскизов для утвари и мебели, создававшихся в мастерской. Зародившись как простая «компоновка» существующих в народном искусстве элементов, стиль Поленовой постепенно эволюционирует в сторону творческого осмысления и создания новых, самобытных образов. Е.Д. Поленова создала более ста эскизов для абрамцевской столярной мастерской. Среди них – своеобразная «визитная карточка» мастерской, «шкафчик с колонкой».

В формировании самобытного стиля абрамцево-кудринской резьбы большую роль играли и кустари-резчики. Среди них можно назвать и отдельных мастеров, и целые резчицкие династии: П. и С. Горбачёвы, С. и А. Макаровы, И. и Д. Кузьминых, Егор Конторин, М. и И. Широковы, Гавриил Сергеев, Алексей Федин, Николай Грязнов, Василий Беззубкин, Николай Торбин, Василий Романов, Иван Проворнов, Василий, Михаил и Иван Ворносковы. Одним из основателей стиля считается выходец из деревни Кудрино Василий Петрович Ворносков, выпускник мастерской, который в 1890 году основал на родине собственное производство.

Опыт абрамцевской мастерской был положен в основу множества подобных ей. В 1891 году Московским губернским земством были организованы художественно-столярная учебная мастерская и столярно-мебельная артель в Сергиевом Посаде. С 1893 по 1903 год в деревне Семеновка Курской губернии действовала основанная Н.Д. Бартрамом учебно-столярная мастерская. Примером абрамцевских мастерских вдохновлялась и М.К. Тенишева при создании мастерских в Талашкино.

Резные изделия мастеров продавались в специально открытом магазине  на Поварской улице в Москве и к концу XIX века приобрели большую популярность. «Кустарные склады», организованные земствами, охотно приобретали продукцию абрамцевских резчиков и столяров. Тиражированием образцов абрамцевской мебели занимались и мастерские столичных городов.

С 1898 года художественной частью мастерской заведовала художница Наталья Яковлевна Давыдова. С её приходом производственная часть мастерской была существенно расширена, что позволило увеличить объем изготавливаемой продукции. С этого времени абрамцевские резчики принимали заказы на изготовление иконостасов, обстановок комнат, библиотек, столовых. Эскизы для изделий создавались видными художниками и архитекторами русского модерна - И.А. Фоминым, И.Е. Бондаренко, Н.Я. Давыдовой, К.В. Орловым и др. В 1900 году изделия мастеров были представлены на Всемирной выставке в Париже.

В 1908 году мастерской стала заведовать Мария Федоровна Якунчикова, племяннице С.И. Мамонтова. Художественное руководство осталось за Н.Я. Давыдовой.

В 1920-1930 годах традиции мастерской были продолжены руководителем мастерской К.В. Орловым.

После революции, в 1918 году Абрамцевская столярная мастерская была передана в подчинение подотделу Художественной промышленности при Наркомпросе и преобразована в Центральную государственную деревообделочную учебную производственно-показательную мастерскую. В 1924 году в Хотьково открыли еще одну мастерскую по образцу абрамцевской, и в 1931 году мастерские слились в одно учебное заведение – Абрамцевскую деревообделочную профтехшколу. В 1944 году название было изменено на Абрамцевскую профессионально-художественную школу, срок обучения был увеличен с двух лет до трех, а в программу ввели художественные дисциплины.

В 1957 году на базе профтехшколы возникло Абрамцевское художественно-промышленное училище, реорганизованное в 1991 году в Абрамцевский художественно-промышленный колледж им. В.М.Васнецова.

 

 

Смежные статьи
Литература
  • Пастон Э. В. Абрамцево. Искусство и жизнь. М., 2003.
  • Поленова Н.В. Абрамцево. Абрамцево, 2006.
  • Фролов А.И. Е.Г.Мамонтова и музей народного искусства в Абрамцеве // Серпуховский историко-художественный музей. Материалы юбилейной научно-практической конференции (Серпухов, 12-14 февраля 1996 г.). Серпухов, 1996.

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты