АБРАМЦЕВСКАЯ ГОНЧАРНАЯ МАСТЕРСКАЯ

0 комментариев

Керамическая мастерская, созданная в 1889 – 1890 годах в Абрамцево для возрождения русской майолики. Главную роль в работе мастерской сыграли М.А. Врубель и П.К. Ваулин.

Около 1889-1890 годов в усадьбе С.И. Мамонтова в Абрамцеве была создана экспериментальная керамическая мастерская, главной задачей которой было возрождение майолики – изделий из цветной обожженной глины, покрытых непрозрачной глазурью. Под мастерскую в усадьбе отвели здание, построенное в 1872 году архитектором В.А. Гартманом. Среди тех, кто принимал участие в работе мастерской, можно назвать М.М. Антокольского, В.М. Васнецова, И.Е. Репина, самого владельца усадьбы С.И. Мамонтова, увлекавшегося скульптурой. Техника керамической живописи интересовала и Е.Д. Поленову, которая некоторое время руководила классом керамики в

Петербургской школе императорского Общества поощрения художеств. В доме В.Д. Поленова проводились так называемые «керамические четверги». Одним из инициаторов создания мастерской, вероятно, был  Андрей Мамонтов. Однако главную роль в формировании собственного облика абрамцевской керамики сыграли Михаил Александрович Врубель и Петр Кузьмич Ваулин.

Первыми работами мастерской стали печи для усадебного дома и флигелей в Абрамцево. Об этом писал Михаил Врубель сестре в 1892 году: «Я опять в Абрамцеве… опять руковожу заводом изразцовых и терракотовых декораций … и постройкой (по моему проекту) пристройки к дому Мамонтовых в Москве с роскошным фасадом в Романо-византийском вкусе. Скульптура вся собственноручная. Так всем этим занят, что к живописи стал относиться легкомысленно». 

Именно М.А.Врубелю, «русскому Гауди», принадлежит заслуга возведения утилитарного мастерства до уровня настоящего искусства. П.К. Ваулин, химик-технолог по образованию, разрабатывает новый технологический процесс, работает над рецептами цветных покрытий. Ваулин заново открывает технологию восстановительного обжига –процесса, основанного на химической реакции обратного превращения оксидов, из которых состоят глазури, в металлы. Кроме характерного металлического отблеска, который придавала изделиям эта технология, абрамцевскую майолику отличал еще один прием: использование не только стандартной плитки, но и различных фигурных фрагментов, придававшее ей сходство с мозаикой.

В 1896 году С.И.Мамонтов построил в Москве завод по производству майолики. Туда же была перенесена и мастерская, переименованная в Гончарный завод «Абрамцево». Продукция керамического завода вскоре стала пользоваться успехом в России и за границей. Завод, как правило, не выпускал тиражированную продукцию, а выполнял штучные авторские заказы. Среди наиболее известных работ, изготовленных на заводе – декоративное панно «Принцесса Греза» по эскизу В.М. Врубеля, панно «Сокол» на фасаде доходного дома на Кузнецком мосту (художник Н.Н. Сапунов), серия декоративных панно Ярославского вокзала (К.А. Коровин), панно на фризе Третьяковской галереи работы В.М. Васнецова.

В том же 1896 году работы мастерской участвовали во Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. Обозреватель писал о них: «К разряду школ, экспонировавших на выставке предметы гончарного производства, должна быть отнесена мастерская Мамонтова. Сюда привозятся мальчики, окончившие курс народного училища в имении владетеля. До какого совершенства достигают здесь ученики, видно из описания их экспонатов, представляющих художественную имитацию старинных металлических предметов. Остается пожелать, чтобы в будущем по крайней мере некоторые выученики мастерской г. Мамонтова не обрывали своих связей с деревней, а шли обратно в последние, устраивали там свои гончарные мастерские. Оригинально, но нельзя сказать, чтобы изящно в витрине высматривались барботины, рисованные в продолжение 5—15 минут Васнецовым, Серовым, Киселевым и др.».

В 1899 году на выставке «Мира искусства» впервые были показаны изделия, выполненные с помощью разработанной Ваулиным техники. В 1900 году продукция майоликового завода была представлена на Всемирной выставке в Париже. К этому времени мастерская выступает не как ремесленное учебное заведение, а как художественное предприятие, основанное на индивидуальной работе мастера. С.И. Мамонтов был награжден на этой выставке золотой медалью, золотые медали получили М.А. Врубель и А.Я. Головин.

Некоторое время завод процветал. В начале XX века в мастерской Мамонтова работали такие художники, как С.Ю. Судейкин, Н.Н. Сапунов, П.В. Кузнецов, А.Т. Матвеев, П.И. Бромирский, И.С. Ефимов, С.В. Чехонин, А. Брускетти. С болезнью и смертью владельца в 1918 году деятельность мастерской на время была приостановлена. В 1919 году завод и мастерская переходят в ведение отдела ИЗО Наркомпроса. С этого времени вопрос о принадлежности мастерской в течение долгого периода оставался нерешенным. С 1926 года «Абрамцево» передается Вхутемасу, а несколько месяцев спустя прекращает свое существование.


М.А. Врубель. "Весна". Майолика, цветная глазурь. После 1899 г.

Декоративное панно "Принцесса Грёза" по эскизу М.А. Врубеля. Главный фасад гостиницы "Метрополь". 1899-1903 гг.

М.А. Врубель. Камин в доме Бажанова «Встреча Вольги с Микулой Селяниновичем». Майолика. 1898-1900 гг.
Смежные статьи
Литература
  • Арензон Е.Р. «Абрамцево» в Москве. К истории художественно-керамического предприятия С.И. Мамонтова. http://www.raruss.ru/russe-moderne/3969-abramtsevo-workshop-majolica.html
  • Пастон Э.В. Абрамцево. Искусство и жизнь. М., 2003.
Статью разместил(а)

Галимзянова Евгения Александровна

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты