АБДО, Мухаммед

0 комментариев

Египетский реформатор ислама и общественный деятель.

Учился в суфийском колледже Саида Бадави при мечети «Ахмади», закончил в 1865. Для А. духовным наставником всегда был дядя отца, суфийский шейх Дервиш Худар. Проучившись в каирском университете «Аль-Азхар» 12 лет, А. М. в 1877 получил докторскую степень исламского богословия и права. Ученик Джемаль-ад-дина аль-Афгани. Участник национально-освободительного движения. 1879–1882. В 1883–1888 находится в эмиграции в Бейруте, затем в Париже по приглашению Джамаль-аддина аль-Афгани, где они издавали журнал «Надежная опора». Вернулся в Египет в 1889; был судьей, преподавал в аль-Азхаре, в институте языков и в каирском университете. В этот период создает «Комментарии к курсу риторики», параллельно преподает шариат в нескольких мечетях Бейрута. Вскоре А. получает предложение из высшей султанской школы преподавать ряд предметов, а также проводит там реформу учебной программы. Считает необходимым реформировать учебные заведения, министерства вакуфов, шариатских судов. Свою концепцию реформ А. представляет генерал-губернатору лорду Кромеру, который являлся фактическим руководителем Египта. А. хотел стать ректором Дар аль-улюм (Каирского университета), однако был назначен судьей народного суда в Бенхе, затем в Эз-Заказике, а потом в Абидине. В 1895 он занял пост советника апелляционного суда. В 1899–1905 А. — главный муфтий. А. привлекала морально-нравственная сторона учения суфиев, необходимость духовного самосовершенствования, обретения внутренней веры и критического отношения к официальной догматике, обрядовой стороне религиозности, и в то же время он указывал на негативные стороны современного ему суфизма. А. утверждал, что в основе справедливой власти лежат 3 начала — свобода, мусульманский принцип совещательности и правовой закон. В качестве основы для существующей власти выступает принцип «аш-шура» (совет, консультация), который для А. являлся синонимом демократии и антиподом деспотизма. Автор пятитомного труда «Комментарии к Корану» и трактата «Послание о единобожии», в которых выразилось стремление А. дать реалистичную интерпретацию Корана. Будучи политиком-прагматиком, придерживался идей национализма («Египет для египтян») и панисламизма (идеи создания Халифата). В последние годы жизни выступал за европеизацию Египта, был противником феодального деспотизма, но не боролся активно против английских колониальных порядков, а даже активно сотрудничал с английской администрацией в деле эффективной модернизации египетского общества. Учение А. об «Истинном исламе», по сути, было направлено на адаптацию этой религии к условиям современности. Умер в Александрии 11 июля 1905.

Автор статьи: Е. М. Иванникова.

© Российская Историческая Энциклопедия

Литература
  • Зеленев Е. И. Государственное управление, судебная система и армия в Египте и Сирии (XVI — нач. XX в.). СПб., 2003.
  • Кириллина С. А. Ислам в общественной жизни Египта. М., 1989.
  • Степанянц М. Т. О религиозных взглядах Мухаммада Абдо // В кн.: Религия и общественная мысль стран Востока. М., 1974.

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты