АББИАТЕ ЛУИ

0 комментариев

АББИА́ТЕ, Лю́двиг Эдуа́рдович. / Ориг.: ABBIATE, Louis; ABBIATE, Luigi

Французский виолончелист, композитор, педагог. Профессор игры на виолончели 2-й степени (1911) Санкт-Петербургской консерватории.

Музыкальные способности проявил в раннем возрасте, учился играть на фортепиано, органе и виолончели. Окончил Туринскую консерваторию (Conservatorio di Torino) — кл. фортепиано К. Казеллы (1879–1882, 1-я премия по виолончели и гармонии). Окончил Парижскую консерваторию (1882–1887, 1-я премия по виолончели), учился у О. Франкомма и Ж. Дельсара.

Солист оркестра Казино Монте-Карло (1886–1891), оркестра Комической оперы (Париж, 1891–1894), оркестра т-ра Ла Скала (итал. Teatro alla Scala или La Scala) под руководством А. Тосканини (Милан, 1900–?). Директор l’Ecole de musique de Monaco, (в др. источн. — l’École Municipale de Musique, впоследствии — консерватория Фонда Ренье III). В 1890–1900-е руководитель Квартета Аббиате («Quatuor Abbiate»).

Член жюри конкурса виолончелистов, посвященного 50-летию Московского отделения Императорского Русского музыкального общества (1911).

В Санкт-Петербургской (Петроградской) консерватории: профессор игры на виолончели 2-й степени (1911–1919). В число профессоров был приглашен А. К. Глазуновым по рекомендации К. Сен-Санса, Ж. Массне и Г. Форе, высоко ценивших исполнительское искусство виолончелиста. К тому моменту он уже являлся автором методического труда «Новая метода игры на виолончели: практика и теория» (Париж, 1900).

Имеются сведения о том, что Аббиате в 1918 некоторое время жил и преподавал в Костроме. Покинул Россию в 1920.

Среди учеников — М. А. Амфитеатров (солист оркестра Ла Скала), Н. М. Граудан, Н. Н. Каринский (преподаватель Брестского музыкального училища), М. Г. Манизер (скульптор, президент Академии художеств СССР), Г. И. Пеккер (профессор Новосибирской консерватории), Л. К. Штрассенбург (преподаватель Свердловского музыкального училища), А. Я. Штример (преподаватель  Ленинградской консерватории).

Игра Аббиате отличалась ярким виртуозным блеском (его называли «Паганини виолончели») и чувством стиля, приятным тоном, искусной фразировкой и чистотой интонирования.

В репертуаре — концерты, сонаты, пьесы П. Локателли, Л. Боккерини, Л. Бетховена, А. К. Пиатти (итал. Piatti), Э. Лало, И. Брамса, К. Сен-Санса, П. И. Чайковского, Д. Поппера и др. Концертировал в качестве солиста во Франции (в т. ч. в зале Эрара в Париже), Монако, Италии, Германии, Испании, Англии, Швейцарии. В 1899 и 1911–1919 выступал в России (Москве, Санкт-Петербурге и Павловске) как солист и камерный музыкант, в т. ч. давал сонатные вечера с M. H. Бариновой. В Костроме концертировал в ансамбле с пианистом А. Ф. Штейном. Играл под управлением Г. Рихтера.

Аббиате — автор многочисленных музыкальных произведений (115 опусов), написанных для различных исполнительских составов. Обширно камерно-инструментальное наследие, включающее сочинения для виолончели соло (в т. ч. 13 прелюдий-этюдов и 6 прелюдий и фуг), виолончели с фортепиано (2 сонаты, 5 сонатин, 2 сюиты и др.), фортепиано (в т. ч. 8 сонат, некоторые из них имеют программные названия: № 3 «Élégiaque», № 5 «1914», № 7 «De Profundis», № 8 «Liturgique»), органа, а также 2 струнных квартета, фортепианное трио, сонату для арфы и др. Разнообразны произведения для симфонического оркестра и солирующих инструментов с оркестром, среди которых — Симфония ре мажор, 4 симфонических поэмы («La Voix du luthier de Crémone», «Les Elfes», «Illuminations», «Le Songe d’or»), виолончельный концерт, «Concerto italien» для фортепиано, Фантазия для фортепиано с оркестром «Monaencencis». Обращался к вокальной музыке, создав ряд песен и хоровых произведений. Автор виолончельных транскрипций (в т. ч. «Альбома для юношества» Р. Шумана) и каденций к концертам Й. Гайдна, Л. Боккерини и Р. Шумана.

Стиль музыки Аббиате определяется сочетанием черт позднего романтизма и импрессионизма. Большая часть его композиторского наследия не издана, отдельные произведения опубликованы при жизни автора парижскими издательствами «F. Durdlly, Ch. Hayet», «P. Schneider» и др. Некоторые камерно-инструментальные и симфонические сочинения композитора записаны на грампластинки французскими музыкантами и оркестром Théâtre National de l’Opéra de Monté-Carlo под управлением Л. Френо.

Нотография: 

Compositions (sélection) [de Louis Abbiate] // Wikipédia. L’encyclopédie libre. Свободная энциклопедия. URL:. http://fr.wikipedia.org/wiki/Louis_Abbiate. Загл. с экрана. Яз. фр.

Литературные сочинения:

Nouvelle méthode de violoncelle, théorique et pratique, en trois parties, contenant de nombreuses photographies explicatives, des extraits et des cadences des concertos les plus connus, et suivie d’une étude symphonique par l’auteur. Paris: Enoch, [1900]. 301 p.

Иллюстрация:

Louis Abbiate // Wikipédia. L’encyclopédie libre. Свободная энциклопедия. URL: http://fr.wikipedia.org/wiki/Louis_Abbiate. Загл. с экрана. Яз. фр.

Автор статьи: М. И. Алейников

Литература:

[Аббиате Луи] // Гинзбург Л. История виолончельного искусства: Русская классическая виолончельная школа (1860–1917). М., 1965. С. 260–261;

Гинзбург Л. С. Аббиате Луи // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 1. М., 1973. Стб. 17. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/171/Аббиате;

Louis Abbiate // Wikipédia. L’encyclopédie libre. Свободная энциклопедия. URL: http://fr.wikipedia.org/wiki/Louis_Abbiate. Загл. с экрана. Яз. фр.;

Louis Abbiate // Wikipedia. L’enciclopedia libera. Свободная энциклопедия. URL: http://it.wikipedia.org/wiki/Louis_Abbiate. Загл. с экрана. Яз. ит.;

Discographie. Louis Abbiate // Comité National des Traditions Monégasques URL: http://www.traditions-monaco.com/abbiate.php?menu=5, Загл. с экрана. Яз. фр.

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты