АБАШЕВСКАЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ

0 комментариев

Абашевская культура.

Археологическая культура бронзового века II тыс. до н.э. Ареал распространения ‒ преимущественно лесостепи (отдельные могильники встречаются и в лесной зоне) Восточной Европы от Северского Донца на западе до междуречья Урала и Тобола на востоке, на юге - с выходом в степь до излучины Волги и Дона.

Абашевская культура была выделена В.Ф. Смолиным в 1925 году после раскопок Абашевского могильника в Чувашии.

Внутри общности выделяются доно-волжская (бассейн Дона, правобережье Волги), средневолжская (бассейн Средней и Верхней Волги) и уральская (Южный Урал) культуры.

Хронологически в развитии этих культур намечены три этапа: 1) протоабашевский; 2) раннеабашевский (отсутствие широких контактов с представителями срубной культурно-исторической общности); 3) позднеабашевский (наличие значительных контактов со срубным населением).

Памятники представлены поселениями, могильниками, рудными выработками (Таш-Казган, Никольское), кладами металлических изделий (Верхне-Кизильский, Красноярский, Долгая грива).

Поселения

Поселения располагались, как правило, по берегам рек, на возвышенных мысах, на дюнах, редко - на вершинах скальных выступов в Уральских горах. В бассейне Дона и на Южном Урале раскопаны довольно большие по площади поселения с мощным культурным слоем, в основном неукрепленные, иногда окруженные рвами (Шиловское под Воронежем). Жилища и производственные постройки могли быть наземными, слабо углубленными, реже земляночными и полуземляночными. Форма жилищ - прямоугольная, вход с торцевой стороны.

Постройки сооружались с применением каркасно-столбовой конструкции, стены с деревянной облицовкой; крыша ‒ двускатная (часто асимметричная) или четырехскатная. Внутри жилищ располагались один или несколько очагов открытого типа, хозяйственные и жертвенные ямы, встречаются колодцы.

Поселения уральской абашевской культуры выделяются наличием находок, связанных с местным металлопроизводством (Береговское I, Баланбашовское).

Погребения

Погребения, от одного до нескольких, совершались под круглыми или овальными уплощенными насыпями. В Подонье и в Самарском Поволжье известны захоронения в более ранние курганы, а также в грунтовые могильники. На Средней Волге и Оке курганы иногда окружались кольцевыми ровиками и столбовыми оградами, в Южном Приуралье сооружались каменные ограды. Могильники в основном небольшие. Крупные являются исключением, однако некоторые могут насчитывать до 50 (Пеленгерский I) и даже 100 (Подклетенский) погребений. Захоронения, как правило, одиночные, реже - парные, рядами и коллективные. Совершались в ямах прямоугольной или овальной формы. Реже использовались камеры с деревянной или каменной облицовкой стен, иногда с перекрытием из бревен, плах и плит камня. Погребенные укладывались на спину в вытянутом положении или с приподнятыми ногами и согнутыми в локтях руками, иногда в слабо скорченном положении на левом боку. Известны случаи расчлененных и частичных костяков, а также кенотафы. На дне ям иногда фиксируются следы органических подстилок и охры. Сопровождающий инвентарь ‒ керамика, ножи и шилья из меди, орудия из камня, наконечники из камня и кости, украшения из меди и серебра.

Среди абашевских памятников выделяется одиночный Пепкинский курган в Поволжье (респ. Марий Эл). В нём вскрыто два одиночных и одно коллективное погребение, которое представляет наибольший интерес. В траншее (10,2х1,6х0,7 м) с деревянными перекрытием и берестяным покрытием на дне покоились останки 27 костяков и два отдельно положенных черепа. Все принадлежали мужчинам, погибшим насильственной смертью и погребенным в братской могиле. Почти на каждом костяке обнаружены следы тяжелых травм и смертельных ран ‒ рубленые и стреляные повреждения, нанесенные медным топором и кремневыми наконечниками стрел с шипами. На некоторых черепах сохранились следы надрезов, оставленных, как предполагают антропологи, при снятии скальпов. Один из убитых сопровождался в погребении уникальным набором инструментов, характерным для кузнеца-литейщика (глиняная литейная форма для отливки топоров, тигли, каменные наковальня, молот, молотки и абразивы). Аналогичные братские погребения со следами насильственной смерти были обнаружены также при раскопках нескольких курганов Абашевского могильника и курганов у с. Катергино.

На позднем этапе абашевской общности в Среднем Подонье появляются погребения с характерным воинским инвентарем, жертвоприношениями лошадей, собак, мелкого рогатого скота (Кондрашкинский, Селезни 2). По всей видимости, это могилы представителей элиты общества ‒ вождей, жрецов и их ближайшего окружения. Они сопровождались специфическим наборов знаков власти, а именно: каменными булавами, костяными навершиями-лопаточками, медными боевыми топорами, наконечниками копий, ножами-кинжалами, колесничим комплектом (костяные щитковые и дисковидные псалии, распределители ремней, пряжки от портупей).

Керамика

Сосуды были изготовлены ленточным способом с добавлением в глину толченой ракушки. Основные формы керамики ‒ плоскодонные горшки, банки, миски, чашки. Оригинальны колоколовидные и острореберные сосуды с геометрическим орнаментом, особенно пышным на погребальной посуде.

Металлургия

В ареале абашевской культуры находилось, по-видимому, несколько очагов металлообработки. Культура отнесена в пределы Евразийской металлургической провинции.

С абашевской общностью связана деятельность донского металлообрабатывающего и южноуральского металлургического очагов. Второй из них являлся базовым и обеспечивал металлом население всей общности. Выплавка и обработка «чистой» и мышьяковой меди, а также серебра и его сплавов (биллон) осуществлялась в специализированных центрах (Береговский, Тюбякский и др.) в излучине р. Белой и предгорьях Урала, богатых лесами.

Много металлических орудий разных форм: узкообушные топоры, плоские тесла, наконечники копий с разомкнутой втулкой, двулезвийные ножи с перекрестьем и перехватом, слабо изогнутые серповидные орудия, рыболовные крюки, гарпуны. Многообразны украшения из меди, серебра и биллона: браслеты, очковидные подвески из проволоки, височные подвески в 1,5 оборота, гривны, бляшки, пронизи-спирали из тонкой пластины. Необходимо особенно отметить характерный этнографический признак абашевского женского костюма, в частности головного убора ‒ это литые нашивные бляшки-розетки.

Хозяйство

Доминирующую роль в хозяйстве играло скотоводство. Носители доно-волжской культуры занимались пастушеским скотоводством, у них преобладал крупный рогатый скот и свиньи. Население средне-волжской культуры практиковало, вероятно, более подвижные формы скотоводства, так как в их стаде преобладал мелкий рогатый скот. Скотоводство уральской культуры, так же как в доно-волжской, было пастушеским, но тенденция к оседлости населения была выражена меньше. На втором плане в хозяйстве абашевских культур было земледелие ‒ известны находки роговых мотыг, серповидных орудий труда из меди и кремня. Дополнительно абашевцы занимались охотой, рыбной ловлей и собирательством.

Происхождение и связь с другими культурами

В центре Русской равнины выделяется пласт протоабашевских древностей, относящихся к среднебронзовой эпохе. Его формирование происходило во взаимодействии южных культур ямно-катакомбного круга и северных ‒ области боевых топоров и шнуровой керамики. В начале II тыс. до н.э. абашевцы расселяются на восток (Южный Урал) и северо-восток (Среднее Поволжье).

Поздний период характеризуется активными контактами с населением раннесрубной (покровской) и синташтинской культур. В процессах культурогенеза позднего бронзового века ключевая роль принадлежала абашевской общности, а также населению, оставившему сейминско-турбинские памятники. На последующих фазах развития Евразийской металлургической провинции в степи и лесостепи Восточной Европы, Западной Сибири и Казахстана укоренились скотоводческий хозяйственно-культурный тип, а также те стереотипы технологии металлургии и металлообработки, которые сформировались в абашевской общности.

Исторические судьбы доно-волжской и уральской абашевских культур непосредственно связаны с формированием степных и лесостепных культур Волго-Уральского региона ‒ синташтинской, раннесрубной и петровской.

Смежные статьи
Литература
  • Абашевская культура в Среднем Поволжье. ‒ Материалы и исследования по археологии СССР. №97. М., 1961.
  • Абашевская культурно-историческая общность: истоки, развитие, наследие (Материалы международной научной конференции). Чебоксары, 2003.
  • Археология. Учебник. Под ред. ак. В.Л. Янина. М. Изд-во МГУ, 2006. С. 226-228.
  • Горбунов В.С. Поселенческие памятники бронзового века в лесостепном Зауралье. Куйбышев, 1989.
  • Горбунов В.С. Бронзовый век Волго-Уральской лесостепи. Уфа, 1992.
  • Медникова М.Б., Лебединская Г.В. Пепкинский курган: данные антропологии к интерпретации погребений // Погребальный обряд: реконструкция и интерпретация древних идеологических представлений. М., 1999.
  • Пряхин А.Д. Поселения абашевской общности. Воронеж, 1976.
  • Пряхин А.Д., Халиков А.Х. Абашевская культура // Археология СССР. Эпоха бронзы лесной полосы СССР. М., 1987. С. 124-130.
  • Рындина Н.В. Дегтярева А.Д. Энеолит и бронзовый век: Учеб. пособие. М., Изд-во МГУ, 2002.
  • Сальников К.В. Очерки древней истории Южного Урала. М., 1967.
  • Синюк А.Т. Бронзовый век бассейна Дона. Воронеж, 1996.
  • Халиков А.Х. Древняя история Среднего Поволжья. М., 1969.

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты