ТУРЦИЯ
08.03.2024
0
0
27
Поделиться
ТУРЦИЯ

Тýрция (Турецкая Республика) — страна, азиатская часть которой (Анатолия) расположена на п-ове Малая Азия и восточной оконечности Армянского нагорья, а европейская занимает Фракию (тур. Тракия). Их разделяют проливы Босфор, Дарданеллы и Мраморное море. Граничит на северо-востоке с Грузией, на востоке — с Ираном, Азербайджаном и Арменией, на юго-востоке — с Ираком, на юге — с Сирией, на западе — с Болгарией и Грецией. На севере омывается водами Черного моря, на западе — Мраморного и Эгейского морей, на юге — Средиземного моря. Столица — Анкара, крупнейший город — Стамбул. Площадь — 783 356 кв. км. Численность населения — 85,3 млн человек (2022). Точных данных об этническом и конфессиональном составе населения Т. нет; по оценкам, турки составляют около 77 %, курды — около 19 %, арабы — около 2 % (2022). Абсолютное большинство населения (88 %, оценка 2021) — приверженцы суннитского ислама, также представлены шииты, алавиты, йезиды, наиболее многочисленной среди деноминаций христианства в Т. является Армянская апостольская церковь. Официальный язык — турецкий. Административно-территориальное деление: 81 ил (провинция).

Тюркская государственность в Анатолии насчитывает около 10 столетий: в XI в. туркменские племена основали здесь Румский султанат, в XIV в. Османское государство начало длительную экспансию, достигнув пика в XVII в. Об истории Т. до 1919 см. Османская империя.

Вой­на за независимость (1919–1923). После поражения в Первой мировой вой­не и подписания султанским правительством Мудросского перемирия 1918 Османская империя фактически прекратила существование. Правящая младотурецкая партия «Единение и прогресс» самоликвидировалась, формально с 1919 у власти оказалась пробританская партия «Свобода и согласие», великим везиром стал зять султана Дамад Ферит-паша, а парламент распустили «до заключения мира». Военный флот Антанты вошел в Проливы. Англичане оккупировали районы Мосула и Искендеруна, французы — широкую полосу к северу от Сирии, итальянцы — Юго-Зап. Анатолию вплоть до Коньи, а в мае 1919 греческие вой­ска захватили Измир. Курс держав Антанты на раздел Т. способствовал появлению движения за сохранение турецкой государственности: возникали «общества защиты прав» (ОЗП), создавались партизанские отряды. Один из самых успешных османских боевых офицеров Мустафа Кемаль-паша (Ататюрк), высадившись в Самсуне 19 мая 1919, создал руководящий центр борьбы против интервентов. В Амасье 20 июня 1919 на тайном совещании командиров ряда армейских соединений под руководством Кемаль-паши был принят секретный циркуляр, ставивший задачу объединения сил для национальной борьбы. 23 июля 1919 в Эрзуруме делегаты конгресса ОЗП восточных вилайетов под председательством Кемаль-паши приняли манифест о недопустимости расчленения Вост. Анатолии и избрали народное правительство — Представительный комитет во главе с Кемаль-пашой. Всетурецкий конгресс ОЗП Анатолии и Румелии в Сивасе (4–12 сентября 1919) провозгласил неделимость и неотчуждаемость территорий в границах, определенных Мудросским перемирием, и потребовал отставки правительства Дамада Ферид-паши. Был сформирован новый Представительный комитет во главе с Кемаль-пашой, сосредоточившим в своих руках фактически всю власть в стране, кроме Стамбула и оккупированных иностранцами территорий.

Султан Мехмед VI 2 октября 1919 заменил кабинет Дамада Ферид-паши правительством Али Рыза-паши, который должен был ликвидировать национальное движение, провести выборы в парламент и подписать мирный договор с Антантой. Но в открывшемся 12 января 1920 османском парламенте преобладали сторонники кемалистов, и 28 января он принял «Национальный обет», провозгласивший право Т. на независимость и целостность в границах Мудросского перемирия и готовность подписать соглашения о проливах. В ответ с согласия Мехмеда VI 16 марта 1920 в Стамбуле высадились новые силы союзников, было введено военное положение, парламент распущен. Принадлежность к освободительному движению каралась казнью. Правительство вновь возглавил Дамад Ферид-паша, шейх-уль-ислам объявил анатолийское движение мятежным. Военный суд в Стамбуле заочно приговорил Кемаль-пашу к смертной казни. Начались митинги против оккупантов.

Представительный комитет призвал способствовать национальной борьбе турок против интервентов, объявил о выборах и созыве в Анкаре нового однопалатного парламента — Великого национального собрания Т. (ВНСТ), начавшего работу 23 апреля 1920. ВНСТ провозгласило себя единственной законной властью в Т., его председателем избрали Кемаль-пашу. 3 мая 1920 ВНСТ сформировало новое правительство во главе с Кемаль-пашой.

Для подавления кемалистского движения султанские власти послали вой­ска в Анатолию и спровоцировали восстания против правительства ВНСТ. Султанские вой­ска были разбиты, а мятежи подавлены, но в июне 1920 греческие вой­ска начали из Измира продвижение вглубь Анатолии, а на западном фронте вошли в Вост. Фракию и заняли Эдирне.

По Севрскому мирному договору, подписанному 10 августа 1920 Антантой и ее союзниками с султанским правительством, но не ратифицированному султаном, за Т. сохранялась лишь область между Анкарой и Черным морем, и она фактически лишалась экономического и военно-политического суверенитета. ВНСТ не признало договор и объявило султанское правительство свергнутым.

Во внешней политике ВНСТ решило опереться на поддержку Советской России, 26 апреля 1920 обратившись к В. И. Ленину с предложением установить дипломатические отношения, разработать общую военную стратегию на Кавказе и просьбой о помощи в борьбе за независимость. В ответ Совет народных комиссаров первым в мире признал правительство ВНСТ. Кемалисты отправили в Москву миссию для переговоров (июль-август 1920), было достигнуто соглашение о помощи Т. оружием, боеприпасами и золотом. Разрешение территориальных разногласий на Кавказе завершилось переходом к Т. районов Карса, Ардагана и Артвина. 16 марта 1921 в Москве был подписан Договор о дружбе и братстве между РСФСР и Т., позднее заключены аналогичные договоры с закавказскими советскими республиками и Украинской ССР.

20 января 1921 ВНСТ приняло закон «Об основах организации» — временную конституцию, провозгласившую, что верховная власть принадлежит нации, а исполнительная и законодательная власть осуществляется ВНСТ. Государство официально получило название Т.

Державы Антанты пригласили на Лондонскую конференцию в феврале 1921 и представителей султанского (стамбульского), и кемалистского (анкарского) правительства, признав его де-факто. Англия рассчитывала навязать Т. основные положения Севрского договора, Франция и Италия — сохранения капитуляций и новых концессий. Конференция закончилась безрезультатно, и греческая армия при поддержке Англии начала новое наступление в Анатолии. ВНСТ назначило Кемаля верховным главнокомандующим с неограниченными полномочиями. С 23 августа 1921 на р. Сакарья началось 22-дневное сражение, за победу в котором ВНСТ присвоило Кемалю чин маршала и титул «гази» («победитель»). 20 октября 1921 Франция подписала сепаратный мир (Договор Франклен-Буйона), признав правительство ВНСТ. Французские и итальянские вой­ска покинули оккупированные ими районы Т.

Летом 1922 кемалисты перешли в «большое наступление», наголову разбив 30 августа 1922 у Думлупынара (ныне район Кютахья) греческие вой­ска и вступив 9 сентября в Измир. 11 октября 1922 было подписано Муданийское перемирие: греческие силы выводились из Вост. Фракии, но вой­ска Антанты оставались в Стамбуле и зоне Проливов до заключения мира. 1 ноября 1922 ВНСТ упразднило султанат. Мехмед VI бежал на Мальту, а стамбульское правительство прекратило существование.

Становление республиканской Т. (1923–1939). Т. получила международное признание на Лозаннской мирной конференции 1922–1923, завершившейся подписанием Лозаннского мирного договора 1923 и ряда конвенций: об обмене населением с Грецией, что привело к выдворению около 1,3 млн греков из Т. и репатриации около 400 тыс. турок; международном режиме Черноморских проливов, полный контроль над которыми Т. восстановила лишь по решениям Монтрё конференции 1936, и др. Многие острые вопросы остались открытыми, например, статус Мосульского вилайета (см. Мосульский вопрос) и Александреттского санджака (ныне ил Хатай).

Весной 1923 на Измирском экономическом конгрессе была принята программа индустриализации, создания национальной финансово-банковской системы, заложены основы государственного регулирования экономики (этатизма). 8 апреля 1923 кемалисты провозгласили создание Народной партии (см. Народно-республиканская партия Турции). На выборах в ВНСТ 28 июня 1923 она уверенно победила оппозицию, выступившую против модернизационных реформ. 13 октября 1923 ВНСТ объявило о переносе столицы в Анкару, а 29 октября 1923 провозгласило Т. республикой с выборным президентом и назначаемым им премьер-министром. Кемаль стал первым президентом, а Исмет (Инёню) премьер-министром.

На открытии сессии ВНСТ 3 марта 1924 Кемаль инициировал принятие законов о роспуске Министерства по делам шариата и вакфов, унификации образования, упразднении халифата и высылке членов Османской династии. В апреле 1924 была принята новая Конституция, закрепившая республиканский строй Т., основанный на «шести стрелах» кемализма (республиканизм, национализм, народность, лаицизм, этатизм и революционность).

В феврале 1925 вспыхнуло крупнейшее курдское восстание шейха Саида. Хотя в годы Освободительной вой­ны курды поддерживали кемалистов, а в пределах новых границ Т. составляли около 20 % населения, обещания им автономии были забыты. Неприятие курдов вызвала также политика секуляризации и запреты на использование и преподавание курдского языка. Успехи восстания на юго-востоке Анатолии заставили ВНСТ объявить чрезвычайное положение (ЧП), был принят Закон об охране порядка, позволявший правительству запрещать любую организацию и цензурировать любую публикацию за нарушение «законности и порядка», отмененный лишь в 1929. Пленение 27 апреля 1925 шейха Саида фактически означало конец восстания. Власти переселили более 20 тыс. курдов в западные районы, казнили многих их лидеров. Официально отрицалась отдельная курдская идентичность.

После 1925 Кемаль перешел к реализации радикальных реформ (см. Кемалистская революция), пре­вративших Т. в светское государство и обеспечивших ее ускоренную модернизацию и вестернизацию. Из текста Конституции в 1928 изъяли положение об исламе как государственной религии, а в 1937 ввели «не подлежащую отмене» норму о светском характере Т. Образовательная система по Закону об унификации образования 1924 была полностью секуляризирована. Вместо упраздненного Министерства по делам шариата и вакфов создавалось Управление по делам религии и Главное управление вакфов, напрямую подконтрольное аппарату главы правительства. Принятие в 1926 гражданского и уголовного кодексов секуляризовало семейное право и запретило создание организаций на религиозной основе. В 1925 были введены запреты на ношение фески, заменявшейся европейским головным убором, и публичное чтение в мечетях призыва к молитве на арабском — эзана, закрыты дервишские обители (текке, завие), упразднены суфийские братства — тарикаты. Был принят григорианский календарь (26 декабря 1925), в 1928 введен латинский алфавит, в 1931 — европейская система мер и весов, в 1935 выходной день перенесен с пятницы на воскресенье. В 1934 женщины обрели избирательные права и возможность для общественно-политической и профессиональной деятельности.

В 1931 на съезде НРП в Т. была официально провозглашена однопартийная политическая система. В 1936 Инёню объявил о политике слияния госаппарата с партийным: губернаторы автоматически становились главами провинциальной организации НРП. До конца Второй мировой вой­ны (ВМВ) в Т. отсутствовала активная оппозиция, кроме малозначительного коммунистического движения и курдских националистов. Самое крупное из курдских восстаний, вспыхнувшее в Дерсиме (ныне Тунджели) в 1937–1938, было жестоко подавлено, а десятки тысяч курдов переселены в западные районы.

В 1934 ВНСТ принял закон о ведении фамилий и преподнес Кемалю фамилию Ататюрк — «Отец турок». В 1937 резко обострились отношения между премьером Инёню и тяжело больным президентом Ататюрком. В сентябре 1937 по требованию Ататюрка Инёню подал в отставку по «состоянию здоровья» и был заменен Дж. Баяром. 10 ноября 1938 Ататюрк скончался, и на следующий день ВНСТ избрало Инёню вторым президентом. В декабре 1938 НРП провозгласила Ататюрка «основателем и вечным председателем», а Инёню — «пожизненным председателем» с титулом «национальный вождь».

Внешняя политика Т. была подчинена внутренним интересам. Т. в 1926 смирилась с потерей Мосула, вошедшего в 1926 в состав Ирака, но смогла в 1939 присоединить Хатай (Александреттский санджак), получивший автономию от Франции в 1937. Следуя политике нейтралитета, Т. поддерживала Лигу Наций, вступив в нее в 1932. В 1934 с Грецией, Югославией и Румынией была заключена Балканская Антанта, в 1937 — Саадабадский пакт с Ираном, Ираком и Афганистаном.

Т. в годы Второй мировой вой­ны. Осторожная тактика Инёню позволила Т. остаться в стороне от вой­ны и сотрудничать как с Великобританией, так и с Германией. 19 октября 1939 был заключен Англо-франко-турецкий договор 1939 о взаимопомощи, но неудачи союзников на Западном фронте удержали Т. от выполнения обязательств. 18 июня 1941 Т. заключила с Германией пакт о дружбе и ненападении.

К 1941 Т. оставалась единственной нейтральной европейской страной с возможностью прямого сухопутного сообщения с Берлином и общей границей с СССР. Т. мобилизовала около 1 млн человек и сосредоточила значительные силы на границе с СССР, отношения с которым были напряженными. С 1941 по 1944 Т. маневрировала между Англией и США с одной стороны и Германией — с другой. В Т. действовали германские разведслужбы, особенно близ границ с СССР, росло военно-техническое сотрудничество с Германией.

После поражения вермахта и армий стран «оси» в Сталинградской битве 1943 Т. 2 августа 1944 разорвала все политические и экономические связи с Германией, 12 января 1945 открыла Проливы для прохода союзнических судов с грузами по ленд-лизу, а 23 февраля 1945 объявила Германии вой­ну. Этим Т. заслужила приглашение на конференцию в Сан-Франциско и стала одной из стран-учредителей ООН, но из-за прагматичного нейтралитета во ВМВ после ее окончания Т. фактически оказалась в международной изоляции.

Хотя активная торговля с Германией медью, хромом, хлопком, пшеницей и другими товарами улучшила внешнеэкономическое положение Т., формальное неучастие в вой­не не избавило Т. от проблем, связанных с перегибами экономики военного времени, включая притеснения нац­меньшинств и нарушения трудового законодательства. Дискриминационный чрезвычайный налог на имущество в 1942–1944 составлял 232 % для армян, 179 % для евреев, 156 % для греков, 4,94 % для мусульман. Во время вой­ны серьезно упало производство. Мобилизация более 1 млн человек, в основном оторванных от земли, привлечение рабочих на принудительные трудовые повинности, введение драконовских механизмов регламентации производства и ценообразования (Закон о национальной обороне 1940) и изъятие продукции на чрезвычайные государственные нужды (Закон о создании Управления по сельскохозяйственной продукции 1938) привели к падению в 1945 объема сельхозпроизводства до 40 % от показателей 1939, а промышленный сектор вырос к 1945 лишь на 20 % по отношению к 1932. Рост теневой экономики на фоне резкой инфляции (38,5 % в 1941 и 93,7 % в 1942) привел к обнищанию значительной части населения.

Т. в 1945–1960: первый опыт социально-экономической либерализации. Прозападная ориентация Т. способствовала сближению с США и окончательному уходу от курса добрососедских отношений с СССР. В марте 1945 СССР денонсировал Договор о ненападении и нейтралитете 1925, выдвинув в августе 1946 неприемлемые для Т. условия подписания нового договора. Отвергнув их, Т. начала утверждаться в роли плацдарма для наращивания геополитического влияния США на Ближнем и Среднем Востоке.

Переориентация на США потребовала от Т. соответствия западным политическим и экономическим стандартам (демократия, свободное предпринимательство и т. д.) и отказа от авторитарного правления НРП. II чрезвычайный съезд НРП 10 мая 1946 одобрил предложения Инёню по расширению демократии: отменялся запрет на создание профсоюзов и политических партий, двухстепенная избирательная система заменялась на прямые выборы и т. п. Из устава и программы НРП исключались положение о пожизненном статусе генерального председателя, упоминания о государственной партии и т. п.

К концу 1946 возникло 15 новых партий, включая главного оппонента НРП — Демократическую партию (ДП), созданную Баяром и А. Мендересом. Политическая программа ДП брала за основу «шесть стрел» Ататюрка, но в толковании этатизма (поддержка частного предпринимательства государством, а не его прямое участие в экономике) и лаицизма (признание свободы совести и вероисповедания как неотъемлемого права граждан) принципиально расходилась с НРП. Приоритет в экономическом развитии страны ДП отдавала сельскому хозяйству, а не промышленности.

Опасаясь конкуренции с ДП, правительство перенесло всеобщие выборы с июля 1947 на июль 1946, стремясь не дать противникам полноценно подготовиться. Из-за массовых подтасовок демократы получили лишь 62 депутатских мандата из 465. В августе Инёню назначил на пост премьера Р. Пекера — сторонника однопартийного государства, попытавшегося запугиванием добиться лояльности оппозиции. Но ДП продолжила резко критиковать правительство. В июле 1947 Инёню в выступлении для прессы был вынужден подчеркнуть необходимость самого существования оппозиции. Подавшего в отставку Пекера сменил умеренный политик Х. Сака, а ставший в 1949 премьером Ш. Гюналтай был еще более компромиссной фигурой.

На всеобщих выборах в мае 1950 ДП получила 55,2 % голосов против 39,6 % у НРП. По мажоритарной избирательной системе, введенной по инициативе правительства Инёню накануне выборов, ДП получила 416 депутатских мандатов, а НРП только 69. На первой сессии нового состава ВНСТ Баяр был избран президентом Т., Мендерес стал главой правительства и председателем партии.

Правительство Мендереса поставило на первое место интересы сельского землевладельца-производителя. Предоставление дешевых кредитов, использовавшихся на покупку импортной техники, и высокие цены на сельскохозяйственную продукцию позволили резко увеличить площади обрабатываемых земель с 14,5 млн га в 1948 до 22,5 млн га в 1956. Успехи аграрного сектора и достигнутые при благоприятных погодных условиях небывалые урожаи обеспечили экономический рост на уровне 11–13 % в год. Была существенно расширена и индустриальная база страны, шло активное дорожное строительство.

Накануне следующих парламентских выборов ДП постаралась подорвать позиции НРП. В декабре 1953 ВНСТ принял закон о конфискации и передаче в казну всего материального имущества НРП. Вводились поправки к гражданскому кодексу, ужесточавшие контроль над прессой и университетами (запрет политической деятельности для преподавателей и профессоров). Экономические успехи правительства Мендереса гарантировали ДП поддержку населения: на выборах 2 мая 1954 она получила 58,4 % голосов (503 места в парламенте), а НРП лишь 35,1 % (31 место).

В августе 1950 Т., уже ставшая членом Организации европейского экономического сотрудничества и Совета Европы, обратилась с просьбой о вхождении в НАТО. Ради этого Т. приняла участие в Корейской вой­не 1950–1953: на Корейском п-ове сражались свыше 25 тыс. турецких военнослужащих, более 10 % из них погибло. В 1952 страна стала полноправным членом НАТО. Т. служила ключевым элементом в сети региональных союзов, которыми США пыталась окружить советский блок. В 1955 Т., наряду с Ираком, Ираном и Пакистаном, стала учредителем Багдадского пакта (с 1960 — СЕНТО). Балканский пакт, заключенный Т., Грецией и Югославией в 1953, был так же неэффективен, как и Багдадский пакт. В 1956 Т. поддержала англо-франко-израильскую агрессию против Египта и в дальнейшем выступала на стороне США во всех их конфликтах с арабскими странами.

Во 2-й половине 1950-х экономическая политика правительства Мендереса стала менее успешной. В сентябре 1953 правительство ввело контроль над импортом и обменом иностранной валюты. Темпы экономического роста упали с 13 % до 4 %. Инфляция с 3 % в 1950 выросла до более 20 % к 1958. Остро нуждаясь в новых иностранных займах, правительство Т. в августе 1958 согласилось на проведение мер, которые требовал Международный валютный фонд (МВФ): девальвацию лиры, реструктурирование долгов, повышение цен. В 1960 общие размеры внешнего долга Т. составляли 1,5 млрд долларов США, или четверть ВНП.

Экономические проблемы привели к массовой миграции сельских жителей в города. Свыше 1 млн человек покинуло деревню, к концу 1950-х население крупных городов росло на 10 % в год. Возникали целые города-спутники из построенных за ночь хижин — «геджеконду» — без нормальной инфраструктуры, водоснабжения, электричества и канализации. Лишь малая часть мигрантов нашла постоянную работу в промышленности, большинство нанимались на временные работы или становились уличными торговцами.

Экономический спад и растущий авторитаризм правительства подтачивали поддержку, оказываемую ДП населением. На выборах 1957 ДП получила 48,6 % голосов и 424 места в ВНСТ, НРП — 41,4 % голосов и 178 мест. Оппозиция, ободренная результатами выборов, продолжила критику правительства. В этой ситуации ДП стала апеллировать к религиозным чувствам электората. Был отмен запрет на чтение эзана; факультативные уроки религии стали неотъемлемой частью учебной программы. В 1951–1954 было отреставрировано около 600 мечетей и мавзолеев, за 1950–1960 возведено свыше 15 тыс. новых мечетей.

Транш стабилизационного кредита МВФ и богатый урожай 1958 несколько укрепили позиции ДП, но не остановили рост политической напряженности. 18 апреля 1960 ДП провела через парламент закон о создании «комиссии по расследованию противозаконной подрывной деятельности НРП» с чрезвычайными полномочиями. На три месяца ее работы запрещалась любая политическая деятельность за пределами ВНСТ. Ученые-правоведы Стамбульского и Анкарского университетов объявили создание комиссии антиконституционным и были наказаны «за незаконную политическую деятельность», что спровоцировало студенческие волнения и демонстрации. Привлечение армии к подавлению выступлений привело к жертвам среди студентов. Уже 25 мая 1960 Мендерес заявил о готовности комиссии представить итоговый доклад. Но утром 27 мая в радиообращении полковник А. Тюркеш объявил, что армия взяла на себя управление страной ради «предотвращения братоубийственной борьбы»: военные заняли правительственные здания в Анкаре и Стамбуле, арестовали всех министров и депутатов ДП, включая премьера Мендереса и президента Баяра.

Годы «Второй Республики» (1960–1980). Власть перешла к Комитету национального единства (КНЕ) во главе с генералом Дж. Гюрселем, назначенным 28 мая главой государства, премьер-министром и министром обороны. Но настоящим лидером военной хунты был полковник Тюркеш — советник президента и лидер радикального крыла КНЕ. По инициативе Тюркеша были проведены масштабные чистки в армии и университетах. Растущее влияние радикалов было неприемлемым для политической элиты Т. и вызывало опасения у западных союзников. 13 ноября 1960 Гюрсель объявил, что КНЕ распущен и вновь сформирован, но уже без 14 наиболее радикальных членов во главе с Тюркешем. Оставшиеся умеренные члены КНЕ включились в работу над новой конституцией. Ее окончательную редакцию подготовило Учредительное собрание, куда вошли 272 представителя политических партий и общественности и КНЕ.

По Конституции 1961, считающейся самой либеральной в истории Т., создавался Конституционный суд, вводился двухпалатный парламент (Национальное собрание и Сенат Республики) и принцип разделения властей. Политические партии и движения признавались «неотъемлемым элементом демократической политической жизни». Из прямого ведения исполнительной власти были выведены университеты, радио и телевидение. Конституция предоставляла возможности для борьбы за расширение социальных, политических и экономических прав, но оставляла нерешенной проблему национальных меньшинств (прежде всего, курдов) и открывала дорогу для легальной деятельности политическому исламу и радикальному тюркизму. При этом в Т. создавался Совет национальной безопасности (СНБ) во главе с президентом, куда входили командующие всеми видами вооруженных сил (ВС) и ряд ключевых министров.

На референдуме 9 июля 1961 новую конституцию одобрили лишь 61,7 % избирателей. На парламентских выборах 15 октября 1961 возглавляемая Инёню НРП получила 36,7 % голосов (173 места), а Партия справедливости (ПС), которую рассматривали как «прямую наследницу» распущенной ДП, — 34,7 % (158 мандатов). Остальные голоса почти поровну разделили демократическая Партия новой Турции и консервативная Республиканско-крестьянская национальная партия (РКНП). Это делало партии, «продолжавшие дело ДП», самой значительной силой в стране.

На фоне избирательных кампаний проходил суд над бывшими лидерами ДП. 123 человека были оправданы, 31 — приговорен к пожизненному заключению, 418 — к меньшим срокам, 15 — к смертной казни, включая Мендереса и Баяра. Смертный приговор последнему был смягчен из-за его преклонных лет и болезни (он скончался лишь в 1986 в 103 года).

За первые пять лет после переворота сменились четыре слабых коалиционных кабинета. 80-летний Инёню не смог сформировать сильное правительство. Его карьере положила конец обострившаяся международная обстановка и кризис на Кипре, где в 1963 прошли этнические чистки. На выборах в октябре 1965 ПС, возглавленная 44-летним С. Демирелем, завоевала абсолютное большинство в 52,9 %. НРП получила лишь 28,7 %, все другие политические партии вместе — не более 3–6 %. Демирель сформировал однопартийное правительство.

Официальные источники выделяют 1965–1971, когда у власти находилась ПС, как один из «самых ярких периодов» в «республиканской истории» Т., отличавшийся «высоким экономическим ростом, низкой инфляцией, защитой свобод, активностью общественных организаций и СМИ, независимой внешней политикой». Но быстрые изменения общественной жизни в 1960-е способствовали и политической поляризации. Леворадикальные боевые группировки: Турецкая рабоче-крестьянская освободительная армия, Турецкая народно-освободительная армия Д. Гезмиша и Турецкая народно-освободительная партия — фронт М. Чаяна открыли кампанию городской партизанской вой­ны, чтобы дестабилизировать обстановку в стране. В июле 1968 и в феврале 1969 на фоне визитов 6-го флота США произошли столкновения с полицией и вой­сками, во время которых погибли люди.

Леворадикальным группировкам противостояла правая РКНП, преобразованная А. Тюркешем в 1965 в иерархически организованную партию с ультранационалистической программой (с 1969 — Партия националистического движения, ПНД). Молодежная организация РКНП/ПНД, члены которой называли себя «серыми волками» и получали военизированную подготовку в специальных лагерях, стала боевым отрядом Тюркеша. В декабре 1968 они развязали кампанию по запугиванию левого студенчества, преподавателей, публицистов и политиков. С 1968 по 1970 Т. погрузилась в атмосферу уличных столкновений и беспорядков.

К началу 1971 правительство Демиреля, ослабленное расколом ПС, было фактически парализовано. 12 марта 1971 начальник Генерального штаба М. Тагмач вручил премьеру «меморандум» с требованиями сформировать сильное и пользующееся доверием правительство. Демирель подал в отставку. Формировать «правительство национального единства» поручили Н. Эриму — члену правого крыла НРП. Предложенные им реформы: изменение фискальной политики, национализация горнодобывающего сектора и протекционистские меры по защите турецкой промышленности не встретили поддержки, и в апреле 1972 Эрим ушел в отставку.

В апреле 1971 возобновились акты террора, и 27 апреля 1971 СНБ инициировал ведение в 11 вилайетах, включая самые крупные города, ЧП, продлившегося два года. Помимо лиц, подозревавшихся в терроризме, армия начала преследовать левых. В мае 1971 была закрыта исламистская Партия национального пути (ПНП) Н. Эрбакана, в июле — Рабочая партия Турции. В октябре 1972 Эрбакану разрешили возобновить политическую деятельность, и по­явилась новая исламистская Партия национального спасения (ПНС). По инициативе правительства были изменены 44 статьи конституции 1961: ограничивались гражданские свободы; урезалась автономия университетов, ограничивалась свобода СМИ, сокращались полномочия Конституционного суда, а полномочия СНБ увеличивались, учреждались специальные Суды государственной безопасности (до упразднения в 1976 пред ними предстало свыше 3 тыс. обвиняемых).

В 1971–1973 гражданские политики восстановили контроль над властью в стране. На президентских выборах 1973 политические партии не поддержали кандидатуру начальника Генштаба генерала Ф. Гюрлера, но лишь после 14 туров голосования смогли договориться об избрании президентом Ф. Корутюрка. На выборах в октябре 1973 «Новая» НРП Б. Эджевита, возглавившего в 1972  партию вместо Инёню, получила 33,3 % голосов (185 мандатов), ПС Демиреля — 29,8 % (149 мандатов). Ни у одной из партий не было абсолютного большинства — такая ситуация сохранялась десятилетие, вынуждая к созданию коалиций. В январе 1974 правительство сформировала коалиция левоцентристской НРП и исламистской ПНС, вскоре распавшаяся из-за нового витка Кипрского кризиса. Вторжение на Кипр (см. в статье Северный Кипр) сделало Эджевита национальным героем, и 14 сентября 1974 он подал в отставку с поста премьера в расчете завоевать большинство на досрочных выборах. Но решение о них не было принято. После нескольких месяцев переговоров Демирелю удалось объединить ПС с ультранационалистической ПНД и исламистской ПНС в коалицию «Националистический фронт», сформировавшую новый кабинет из 30 министров.

На выборах 5 июня 1977 НРП благодаря личной популярности Эджевита получила 41,4 % голосов и 213 мандатов, ПС — 36,9 % и 189 мандатов. Но Эджевит не смог договориться с независимыми депутатами, и Демирель сформировал вторую коалицию «Националистического фронта», где усилилось влияние ПНД и ПНС. В условиях роста политического насилия коалиция просуществовала до декабря 1977. В январе 1978 Эджевит сформировал коалиционное правительство в составе НРП и независимых депутатов, также не справившееся с нарастающей волной насилия. В ноябре 1978 А. Оджалан основал неомарксистскую Рабочую партию Курдистана (РПК) (известную как ПКК от курд. Partiya Karkerên Kurdistan), провозгласившую своей целью создание на юго-востоке Т. социалистического курдского государства. В декабре 1978 в городе Кахраманмараш «серые волки» организовали погром алавитов, повлекший убийство более 100 человек. Эджевит ввел режим ЧП в 13 провинциях (позднее распространено на 20 провинций).

В октябре 1979 частичные выборы в Сенат показали падение популярности НРП, а выход депутатов из коалиции лишил Эджевита большинства в парламенте, заставив подать в отставку. Демирель вернулся к власти, но в коалиции ПС с независимыми депутатами.

На фоне чехарды со сменой коалиционных правительств в конце ­1970-х левоэкстремистские молодежные группировки, правонационалистические «серые волки» и фундаменталисты боролись за контроль над улицами и студенческими кампусами. Жертвами терактов все чаще становились видные общественные деятели. В мае 1980 был убит заместитель председателя ПНД, в июле — бывший премьер-министр Эрим и бывший генеральный председатель Федерации революционных профсоюзов (ДИСК) К. Тюрклер.

Первопричиной социально-политического кризиса стал резкий спад в экономике к концу 1970-х. Правительства «Второй республики» придерживались курса на импортозамещение и возврат к экономическому планированию. 30 сентября 1960 в Т. была учреждена Государственная плановая организация (ГПО), правда, правительство Демиреля в 1965 объявило второй пятилетний план (с 1968) обязательным лишь для государственного сектора. Для стимулирования создания местной промышленности вводились ограничения на импорт и высокие тарифы. Между 1963 и 1976 среднегодовые темпы экономического роста составили 6,9 %.

Но новые отрасли промышленности сильно зависели от иностранных компонентов. При этом в 1960–1970-х сохранялся дефицит торгового баланса. Растущую потребность в валюте Т. покрывала за счет иностранной финансовой помощи и огромных по объему переводов турецких рабочих из стран Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Нефтяной кризис 1973–1974 серьезно ударил по Т., где с 1950-х импортируемая нефть являлась основным источником энергии. После «второго нефтяного шока» 1979–1980 две трети заработанной Т. валюты шло на покупку нефти. Западный рынок для турецких товаров сокращался из-за экономического спада в Европе, а денежные поступления от турецких рабочих из Европы с 1974 резко снизились.

Правительства Демиреля пытались решить финансово-экономические трудности за счет чрезвычайно дорогого краткосрочного займа в евродолларах, денежной эмиссии и ограничений на импорт. Поставки нефти резко сократились, и к 1979 даже зимой пятичасовые отключения электроэнергии стали нормой. В начале 1970-х инфляция составляла в среднем 20 % в год, а к 1979 достигла 90 % и продолжала расти. Попытка обуздать ее с помощью Управления по контролю цен (1973–1980) привела к появлению громадного «черного рынка», дефициту потребительских товаров и росту контрабанды. В июле 1978 переговоры правительства Эджевита с МВФ, Всемирным банком и Организацией экономического сотрудничества и развития привели к предоставлению новых кредитов в 1,8 млрд долларов. В соответствии с взятыми Т. обязательствами в январе 1980 Т. Озал начал реализацию реформ по полному переводу экономики на рыночные основы и интеграции в мировое хозяйство. Значительная часть общества и профсоюзы встретили либерализацию в штыки. В январе–апреле 1980 члены ДИСК заняли несколько предприятий, повсеместные забастовки часто сопровождались столкновениями с полицией. Коллапс политической системы стал очевиден, когда ВНСТ не смогло избрать нового президента в 1980 даже после ста раундов голосования.

Во внешней политике коалиционные правительства «Второй республики» оставались лояльными НАТО, но стало очевидно существенное расхождение интересов альянса с национальными интересами Т. Так, в 1962–1963 во время Карибского кризиса президент США Дж. Кеннеди уступил требованиям СССР, и ядерные ракеты «Юпитер», размещавшиеся в Т. с 1957, были удалены в обмен на обещание СССР не размещать ракеты на Кубе. Стремясь уменьшить зависимость от США, Т. старалась развивать связи со странами Европы, СССР и, в меньшей степени, исламским миром. В 1964 Т. стала ассоциированным членом ЕЭС, а после 17-летнего подготовительного периода могла претендовать на полное членство. Страны ЕЭС заменили США как главного торгового партнера Т. в 1960-х.

Первое десятилетие «Третьей Республики» (1980–1990). 12 сентября 1980 произошел новый военный переворот. Парламент был распущен, правительство смещено, приостановлена деятельность всех политических партий, их лидеры интернированы, закрыты границы, во всей стране введено ЧП. Власть сконцентрировалась в руках СНБ под председательством начальника генерального штаба генерала К. Эврена. 14 сентября 1980 он был провозглашен главой государства, а спустя неделю СНБ назначил правительство во главе с отставным адмиралом Б. Улусу. Военные подчинили себе деятельность учебных заведений, прессы, торгово-промышленных палат, профсоюзов и т. д. В июне 1981 СНБ инициировал запрет на публичное обсуждение политических проблем, в октябре распустил все политические партии и конфисковал партийное имущество.

Волна арестов охватила страну: к концу 1980 их было произведено 30 тыс., а год спустя — 122,6 тыс. Жесткие меры снизили число политически мотивированных актов террора на 90 %, коснувшись и левых, и «серых волков» из уличных банд Тюркеша. Выслеживались и подвергались аресту также все, кто до сентября 1980 выражал левые или исламистские взгляды. Во время допросов и тюремного заключения применялись пытки. Были организованы процессы над ПНС, ПНД, РПТ, ДИСК, городским партизанским движением Революционные левые и РПК. За два года после переворота военные трибуналы вынесли 3600 смертных приговоров (в исполнение приведено 15) и десятки тысяч менее суровых вердиктов.

23 октября 1981 был созван Консультативный меджлис из 160 членов (все назначены СНБ), который избрал конституционный комитет во главе с профессором О. Алдыкачты, представивший 17 июля 1982 проект новой конституции. Власть концентрировалась в руках исполнительных органов, объем полномочий президента и СНБ увеличивался. Свобода прессы и профсоюзов ограничивалась. Оговаривалась возможность аннулирования, приостановления или ограничения традиционных политических прав и свобод (слова, создания объединений и т. д.) в случае необходимости обеспечить национальные интересы и безопасность, предотвратить угрозу республиканскому порядку и др.

Декретом от 20 октября запрещалась всякая критика новой конституции. Референдум по ней прошел 7 ноября 1982, «за» было подано 91,4 % голосов, игнорирование голосования каралось штрафом и 5-летним запретом участвовать в выборах. После принятия конституции Эврен стал новым президентом Т. В марте 1983 по новому Закону о политических партиях публичным фигурам, активно участвовавшим в политике до сентября 1980, подобная деятельность запрещалась на 10 лет. Для создания новой партии требовалось одобрение СНБ. Студентам, учителям и госслужащим не разрешалось вступать в партии. А партиям запрещалось создавать женские или молодежные отделения, развивать связи с профсоюзами. Из 15 новых партий 12 не прошли фильтр СНБ, включая преемников ПС — Партию великой Т. и Партию верного пути (ПВП), а также наследницу НРП — Социал-демократическую партию (СДП).

На выборы 6 ноября 1983 были допущены Партия националистической демократии (ПНДем), поддерживаемая генералитетом, Народническая партия (НП), близкая к традиционалистскому крылу НРП, и Партия Отечества (ПО) во главе с Т. Озалом, который сумел привлечь электорат распущенной правоцентристской ПС, исламистской ПНС и ультранационалистической ПНД. Военная элита открыто поддерживала ПНДем и в меньшей степени ПН, что дало преимущество Озалу, претендовавшему на роль подлинного демократа. На выборах ПО получила более 45 % голосов (211 мандатов — абсолютное большинство в парламенте), НП — 30 % голосов (117 мандатов), а ПНДем лишь 23 % (71 мандат). Озал стал премьер-министром, и благодаря его лидерским качествам ПО долго продержалась у власти.

Отмена правительством Озала монополии государства на ряд отраслей, начало реальной приватизации, отказ от жесткого контроля над валютной системой, либерализация режима импорта и иностранных инвестиций, поощрение экспорта, ограничения на вмешательство государства в цено­образование и другие реформы привели к 7 % среднегодовому росту экономики в 1984–1987. Если в 1979 около 60 % экспорта составляла аграрная продукция, то к 1988 он состоял уже на 72 % из промышленных товаров. Однако возросший объем импорта постоянно превосходил по стоимости экспорт, что вело к серьезному дефициту бюджета.

В 1987 Озал инициировал проведение референдума по конституционным поправкам, снимающим мораторий на политическую деятельность партийным лидерам 1970-х. Хотя при этом сам Озал агитировал против поправок, 6 сентября 1987 «за» было отдано 50,24 % голосов. Озал объявил досрочные парламентские выборы в ноябре 1987, рассчитывая лишить конкурентов потенциальной поддержки 2 млн избирателей, которые не могли голосовать до 1988 из-за неучастия в референдуме 1982. На выборах ПО набрала лишь 36,3 % голосов, но избирательный закон, благоприятствующий крупным партиям, позволил Озалу удержать большинство в парламенте (292 мандата). Социал-демократическая народническая партия (СДНП) Э. Инёню, объединившая НП и СДП, получила 24,7 % голосов, демирелевская ПВП — 19,2 %. В ноябре 1989 Озал выставил свою кандидатуру на президентский пост и был избран парламентом, несмотря на бойкот выборов оппозицией.

Резкое падение популярности Озала и ПО объяснялось политическими и экономическими причинами. За 1980-е резко увеличился разрыв между богатыми и бедными. В 1988 темпы роста экономики упали до 1,5 %. Высокий уровень инфляции (к концу 1980-х около 80 %) привел к серьезному снижению покупательной способности населения, но правительство ПО во многом закрывало глаза на растущий экономический кризис. Процветали непотизм и коррупция, семья самого Озала оказалась замешанной в крупных махинациях.

Внешняя политика Т. в 1980-е — середине 1990-х. В 1980-е Анкара развивала военно-политическое сотрудничество с США и НАТО. В 1980 США и Т. подписали соглашение о сотрудничестве в области обороны и экономики: взамен продолжавшейся помощи Т. в модернизации военной промышленности и поставок вооружений США получили разрешение на строительство новых и модернизацию старых военных баз (базы ВВС в Инджирлике, Измире и более 20 других военных объектов).

После военного переворота 12 сентября 1980 из-за масштабных нарушений прав человека в мае 1981 было приостановлено членство Т. в Совете Европы, а в 1982 запущено официальное расследование в этом отношении. Тем не менее, экономические связи Т. и европейских стран укреплялись. В апреле 1987 правительство Озала подало заявку на полноформатное членство в ЕЭС, но получило лишь предложение о заключении таможенного союза (ТС). В октябре 1994 в связи с судебным процессом над депутатами-курдами Европарламент инициировал процедуру исключения Т. из Парламентской ассамблеи Совета Европы. Соглашение о ТС с ЕС удалось подписать только летом 1995, но Европарламент ратифицировал его лишь в декабре после объявления правительством Т. конституционной реформы.

В 1980-е по инициативе ООН неоднократно, но безрезультатно возобновлялись переговоры по решению Кипрской проблемы. 15 ноября 1983 было провозглашено создание Турецкой республики Северного Кипра (ТРСК), которую признала только Т.

В 1989 коммунистическое правительство Болгарии активизировало политику насильственной ассимиляции турецко-мусульманского меньшинства, что вынудило более 344 тыс. болгарских турок бежать в Т., но большинство мигрантов, не найдя работу и жилье, в течение следующего года вернулись в Болгарию.

В Ирано-иракской вой­не 1980–1988 Т. придерживалась нейтралитета, и находящийся под торговым эмбарго США Иран в 1983–1984 стал для нее важнейшим экспортным рынком, а Ирак получил разрешение на перекачку нефти по проходящим через Т. нефтепроводам.

К концу 1980-х ухудшились отношения Т. с Сирией и Ираком из-за строительства Т. огромной плотины на Евфрате, что ограничивало доступ к водным ресурсам ее южным соседям. Сирия, пытаясь давить на Т., разрешила РПК открыть на своей территории тренировочные лагеря и закрывала глаза на проводимые РПК операции. Но тактика себя не оправдала, Сирии пришлось отказаться от поддержки РПК, не получив взамен от Т. гарантий сохранения объемов водотока.

После вторжения Ирака в Кувейт (1990) Т. поддержала коалицию ООН во главе с США, перекрыла сообщение с Ираком и прокачку нефти по трубопроводам на своей территории. Неконтролируемый поток курдских беженцев из Ирака вызвал обострение курдского вопроса. 500 тыс. беженцев были остановлены турецкими вой­сками недалеко от границы Т., что вызвало критику на Западе. В июне 1991 Т. согласилась на создание сил реагирования («Операция утешение II»), состоящих из американских, британских и французских вой­ск и использовавших турецкие базы для защиты курдов от атак со стороны Ирака.

Летом 1986 Озал совершил официальный визит в СССР, за чем последовало подписание 30 различных соглашений в 1987–1990 (дополнивших долгосрочное соглашение о поставках природного газа в Т., 1984), а ежегодный объем торговли между странами вырос с 350 млн долларов до 1,9 млрд.

После распада СССР Т. первой признала независимость пяти тюркских республик — Азербайджана, Туркменистана, Узбекистана, Казахстана и Кыргызстана. Было подписано более 300 соглашений, охватывающих всевозможные сферы сотрудничества со странами Центральной Азии. С 1992 регулярно проводились саммиты тюркских государств, но к середине 1990-х экспансия Т. на постсоветском пространстве застопорилась, а Россия восстановила свои позиции ключевой державы в регионе.

Курдская проблема и борьба с РПК. После переворота 1980 власти усилили давление на курдов, использование курдского языка даже в частной беседе было официально запрещено. С сентября 1980 РПК при негласной поддержке правительства Сирии развернула тренировочные лагеря в долине Бекаа. В условиях Ирано-иракской вой­ны 1980–1988 Иракская Демократическая партия Курдистана (ДПК) М. Барзани позволила РПК действовать из контролируемых ею районов к югу от турецко-иракской границы. Празднование Навруза весной 1984 ознаменовало на юго-востоке Т. начало партизанской деятельности РПК, быстро нарастала и ее террористическая активность. В 1986 власти Т. сформировали в деревнях отряды «сельских стражников» (к 1987 более 18 тыс. человек), но устаревшее вооружение не позволяло им дать отпор бойцам РПК. Попытки сил правопорядка и армии перекрыть границу с Сирией и Ираком и заблокировать боевиков в горах не увенчались успехом. Для пресечения каналов снабжения РПК турецкие военные регулярно обстреливали лагеря РПК на севере Ирака, но лишь создание постоянных дислокаций в горах позволило турецким вой­скам к середине 1990-х перехватить инициативу в борьбе с РПК.

В Юго-Вост. Анатолии военные широко применяли тактику выжженной земли: переселяли или просто выселяли жителей горных деревень, затем полностью уничтожавшихся, чтобы отрезать РПК от мест скрытого базирования и лишить поддержки населения сельских районов. К 1996 совокупное число уничтоженных курдских горных деревень превысило 3 тыс.

В июне 1990 в знак протеста против отстранения депутатов СДНП от участия в конференции по Курдистану в Париже часть депутатов СДНП основали Народную рабочую партию, выступившую с лозунгами борьбы за права курдов и распущенную в 1993 Конституционным судом из-за обвинений в сепаратизме. Ее члены создали к тому времени Демократическую партию (ДемП), избежав потери депутатских мандатов. В феврале 1994 в штаб-квартире ДемП в Анкаре прогремел взрыв. В марте 1994 из-за возбужденного в Конституционном суде дела депутаты от ДемП были арестованы в здании ВНСТ, а сама ДемП была распущена. Не успевших бежать за границу 7 членов ДемП в декабре 1994 приговорили к длительным срокам лишения свободы. Сторонники распущенной ДемП в 1994 создали Народно-демократическую партию во главе с М. Бозлаком.

Боевые действия против курдов чрезвычайно болезненно воспринимались турецким обществом. Т. Озал, наполовину курд по матери, первым из высших руководителей Т. открыто заговорил о необходимости компромиссов с курдами и отменил запрет на использование курдского языка в межличностном общении и песнях (1991). Но давление военной элиты и большинства депутатов ВНСТ не позволили изменить официальную позицию по курдскому вопросу: сначала силовой разгром РПК и лишь затем политические переговоры.

Политическое и экономическое развитие Т. в 1990–2000-е. На выборах 1991 победу одержала правоцентристская ПВП С. Демиреля, сформировавшего новое правительство с СДНП Э. Инёню. Демирель был избран новым президентом после смерти Озала в 1993, а премьером впервые стала женщина — Т. Чиллер, сторонница ускоренной приватизации и расширения отношений с ЕС. После раскола коалиции ПВП и СДНП на досрочных выборах в декабре 1995 победила Партия благоденствия (ПБ) Н. Эрбакана, выступавшая за усиление роли ислама в общественно-политической жизни, государственный капитализм и отказ от ориентации на Запад в пользу развития отношений с мусульманскими странами. Но ПБ не сумела сформировать коалиционное правительство с другими партиями, и в марте 1996 о создании кабинета объявили ПО Чиллер и ПВП М. Йылмаз, ставший премьером. В июне 1996 Эрбакан сформировал и возглавил новое коалиционное правительство ПБ и ПО. Получение Эрбаканом поста премьера вызвало неприятие у значительной части военной и политической элиты, что привело к «постмодернистскому перевороту» — принятию СНБ 28 февраля 1997 меморандума «О борьбе с реакцией», в результате которого Эрбакан вынужден был уйти в отставку, а через год была распущена ПБ. Премь­ером вновь стал Йылмаз, но ПВП потерпела неудачу на выборах 1999, и новый кабинет сформировала Демократическая левая партия Б. Эджевита. Президентом в 2000 парламент избрал бывшего главу Конституционного суда А. Сезера.

В 1990-е Т. показывала довольно высокие темпы экономического роста, урбанизации и развития промышленности. 18 ноября 1999 при участии Б. Клинтона было подписано соглашение с Грузией и Азербайджаном о строительстве трубопровода «Баку–Тбилиси–Джейхан». Но в 1999 начался финансово-экономический кризис, усугубленный Измитским землетрясением 1999 (более 18 тыс. погибших). Экономика сократилась на 6,1 %, инфляция достигла 70 %, рос дефицит бюджета. Острый банковский кризис осени 2000 сопровождался резким оттоком иностранных инвестиций и привел к массовой безработице, спаду производства, росту налогов, нехватке лекарств. В начале 2001 акции крупнейших предприятий рухнули на 18 %. К сентябрю 2001 закрылись почти 15 тыс. рабочих мест, почти в три раза упал курс лиры. ­Государственный долг увеличился на 29 квадриллионов лир. Для пополнения бюджета правительство запустило масштабную программу приватизации госпредприятий. В ноябре 2000 МВФ предоставил Т. кредит на 11,4 млрд долларов. Министр экономики К. Дервиш в 2001 объявил 3-летнюю программу восстановления экономики, которая смогла сдержать спад производства, также увеличился экспорт, заметно выросли доходы от туризма.

На внеочередных парламентских выборах 2002 неожиданную победу в 34,3 % одержала молодая консервативная Партия справедливости и развития (ПСР). 

Формальным главой ПСР на выборах выступил А. Гюль, но реальным лидером был Р. Т. Эрдоган, который из-за наличия судимости по политической статье не мог баллотироваться в парламент. В конце 2002 ПСР провела через ВНСТ конституционные поправки, снимающие это ограничение, и Эрдоган, получив депутатский мандат, стал премьер-министром (2003).

В 2004 РПК, сменив название на Народный конгресс Курдистана, или Конгра-Гел, объявила об отказе от идеи строительства курдского государства в пользу создания легального политического движения, но уже летом 2004 отказалась от прекращения огня из-за его несоблюдения турецкими силами безопасности, а в 2005 вернула себе название РПК. Из-за роста числа терактов и активности РПК по всей Т. в октябре 2007 ВНСТ одобрило проведение масштабной трансграничной специальной военной операции против РПК, включая ее лагеря в Ираке. Она началась с авиаударов по позициям курдов, а в феврале 2008 продолжилась наземным вторжением в Ирак.

Кризис 2007 и политическая трансформация Т. 1-й половины 2010-х. В 2007 доминировавшая в ВНСТ (363 мандата из 550) происламская ПСР попыталась провести на президентский пост А. Гюля. Весной 2007 противники ПСР организовали по всей стране многомиллионные митинги в защиту республики. Оппозиционные партии бойкотировали первый и второй тур голосования по кандидатуре Гюля в ВНСТ, а Конституционный суд признал их несостоявшимися из-за отсутствия кворума, и Эрдоган пошел на проведение досрочных парламентских выборов в июле 2007. ПСР уверенно победила (46,6 % голосов), и новый состав ВНСТ 28 августа 2007 избрал Гюля президентом и инициировал референдум по конституционной реформе: вводилось всенародное избрание президента, срок его полномочий сокращался с 7 до 5 лет с возможностью переизбрания, снижался кворум депутатов ВНСТ для принятия решений.

Конфронтация между ПСР и кемалистской оппозицией обострилась в июне 2007, когда власти объявили о раскрытии заговора с целью свержения правительства, готовившегося ультранационалистической организацией «Эргенекон». Это повлекло серию расследований и судебных разбирательств, к 2013 более 300 офицеров, ученых, журналистов и других известных фигур приговорили к длительным срокам заключения. Большинство обвинений строилось на показаниях офицеров и чиновников, связанных с движением «Хизмет» исламского проповедника Ф. Гюлена.

В феврале 2008 депутаты ВСНТ проголосовали за поправку в конституцию, отменявшую запрет носить религиозный платок в университетах. В марте 2008 Конституционный суд единогласно поддержал начало рассмотрения инициированного оппозицией дела о роспуске ПСР по обвинению в использовании религии в политических целях и отстранению Эрдогана и десятков членов ПСР от участия в политике на 5 лет, а в июне 2008 отменил как неконституционную поправку об отмене запрета на ношение платка в университетах. Но для принятия решения о роспуске ПСР не хватило одного голоса.

В ответ ПСР инициировала проведение 12 сентября 2010 референдума по конституционной реформе, направленной на укрепление демократии в соответствии со стандартами ЕС, повышение подотчетности армии, усиление контроля президента и парламента над судебной системой. На выборах 2011 ПСР выступала за введение новой «гражданской конституции» и получила 49,8 % голосов, обеспечив себе большинство в ВНСТ и избрание Эрдогана премьер-министром на новый срок, но не смогла договориться с другими партиями по проекту новой Конституции.

В декабре 2012 начался очередной раунд мирных переговоров с РПК, но формально продлившаяся до 2015 «курдская инициатива» привела лишь к косметическим изменениям (снятие запрета на использование курдских топонимов, запуск вещания на курдском языке на телеканале TRT 6 и т. п.). Власти не справлялись и с проблемой 4 млн беженцев, наводнивших Т. после начала гражданской вой­ны в Сирии (2011).

Летом 2013 по Т. прокатилась беспрецедентная по масштабам волна массовых протестов, начавшихся на площади Таксим в Стамбуле после разгона полицией демонстрации экологов, пытавшихся помешать строительству торгового центра в парке Гези, одном из последних оставшихся зеленых насаждений в центральной части города. Инцидент перерос в массовые митинги против авторитаризма правительства Эрдогана, экономического неравенства и навязывания консервативных ценностей, а также беспорядки в крупных городах по всей Т. Власти применяли против протестующих слезоточивый газ и резиновые пули, более 8 тыс. человек получили ранения, 11 впоследствии умерли, почти 5 тыс. были арестованы.

В августе 2014 на первых всенародных президентских выборах победил Эрдоган. Новым главой правительства и председателем ПСР стал А. Давутоглу, но Эрдоган остался фактическим лидером партии. На парламентских выборах в июне 2015 ПСР получила лишь 40,9 % голосов, но не смогла договориться о коалиционном правительстве, и в ноябре 2015 прошли досрочные парламентские выборы. ПСР с 49,5 % голосов восстановила большинство в ВНСТ и сформировала однопартийный кабинет. Но чтобы инициировать конституционную реформу, ПСР пришлось заключить союз с Партией националистического действия (ПНД).

Летом и осенью 2015 Т. сотрясла череда громких терактов — сначала прогремел взрыв на митинге курдских партий в Суруче, затем — у центрального железнодорожного вокзала Анкары (более 100 погибших). Главными подозреваемыми в терактах объявили боевиков «Исламского государства» (признано террористическим в соответствии с законодательством РФ), РПК и левых радикалов. Мирный процесс с РПК свернули, и на юго-востоке началась масштабная военная операция против курдов.

Попытка государственного переворота 2016 и экономический кризис 2018 — начала 2020-х. В ночь с 15 по 16 июля 2016 группа военных предприняла попытку переворота, выведя на улицы крупнейших городов танки и заняв ряд важных объектов в Анкаре, Стамбуле и других городах. Истребители F-16 нанесли авиаудары по президентскому дворцу и зданию ВНСТ во время его экстренного заседания. Путчисты заявили о взятии власти в стране Генштабом и отстранении правительства ПСР и президента Эрдогана, обвиненных в подрыве конституционных основ республики, ввели военное положение. Эрдоган, отдыхавший в Мармарисе, призвал в эфире CNN Türk своих сторонников противодействовать путчистам, сопротивление которых к утру 16 июля было практически подавлено верными властям силами. В результате путча более 300 человек погибло, ранено 1491, задержано более 8 тыс. военнослужащих и более 10 тыс. сотрудников судов, прокуратуры и других госучреждений. Главным зачинщиком путча объявили Ф. Гюлена (его движение еще до этих событий было объявлено властями Террористической организацией Фетхуллаха). Во всей Т. ввели режим ЧП, продлевавшийся до июля 2018. За это время было уволено более 150 тыс. служащих, десятки тысяч людей арестованы, закрыты сотни медиаресурсов, ликвидированы более 3 тыс. образовательных учреждений, уволены свыше 6 тыс. ученых и преподавателей. ЕС отреагировал на репрессии резолюцией, рекомендовавшей заморозить переговорный процесс о полноправном членстве Т.

В апреле 2017 референдум по изменению Конституции наделил президента чрезвычайно широкими полномочиями в сфере исполнительной (упразднялся пост премьер-министра, а президенту больше не требовалось сохранять беспартийность) и судебной (широкие полномочия по назначению судей высших инстанций) власти. Поправки должны были вступить в силу после президентских и парламентских выборов в ноябре 2019, но из-за ухудшавшейся социально-экономической ситуации Эрдоган решил провести досрочные выборы в июне 2018. ПСР и ПНД сформировали «Народный альянс», набравший 53,7 % голосов. Это позволило ПСР, получившей лишь 42,6 %, контро­лировать абсолютное большинство в ВНСТ. Сам Эрдоган победил в первом же туре президентских выборов.

Летом 2018 ускорился экономический спад. Нестабильность и дорогостоящие мегапроекты (автомобильный подводный туннель под Босфором «Евразия» (2016), самый большой в мире аэропорт «Стамбул» (2018) и др.) разбалансировали финансовую ситуацию и вызвали отток иностранного капитала. Резко упал курс лиры, возросла инфляция. Это сказалось на популярности ПСР, потерявшей на муниципальных выборах 2019 конт­роль над пятью из шести крупнейших городов, включая Анкару и Стамбул. Хотя Т. показала экономический рост в первый год пандемии COVID-19, финансовый кризис усугублялся. За 5 лет в шесть раз упал курс лиры, годовая инфляция в 2022 достигла 85 %. В 1-й половине 2021 Т. охватили протесты молодежи и студенческие волнения.

В феврале 2023 на юго-востоке Т. произошли два колоссальных по числу жертв и разрушений землетрясения: более 50 тыс. погибших и 110 тыс. раненных, ущерб свыше 150 млрд долларов. В преддверии президентских и парламентских выборов, намеченных на май, власти потратили миллиарды на поддержку населения, чтобы смягчить остроту экономического кризиса, и взяли обязательства по восстановлению страны после землетрясения. Это укрепило позиции ПСР на выборах, но опустошило казну. Хотя оппозиция создала мощную коалицию из шести партий, на парламентских выборах «Народный альянс» (ПСР, ПНД и ряд мелких партий) набрал 49,5 % голосов, обеспечив ПСР и ее союзникам большинство в ВНСТ. Президентские выборы прошли в два тура: Эрдоган с результатом 52,2 % обошел К. Кылычдароглу и остался в кресле главы республики.

Внешняя политика Т. в 2000-е — начале 2020-х. На Хельсинкском саммите ЕС 1999 Т. получила статус страны-кандидата. Были разработаны «Пакеты мер по гармонизации с ЕС» (2001–2002), запущены реформы по демократизации. Т. обеспечила поддержку плана Кофи Аннана по урегулированию кипрского вопроса на референдуме в непризнанной ТРСК (2004), но греческий юг Кипра отверг план. В декабре 2004 начался переговорный процесс о полноправном членстве Т. в ЕС, вскоре зашедший в тупик из-за позиции Т. по Кипру и оппозиции Франции и Австрии.

В ходе событий «арабской весны» Т. участвовала в интервенции сил НАТО в Ливию в 2011, но ее роль была минимальной. В Сирии с конца 2011 от попыток давления на Б. Асада Т. перешла к активной поддержке его противников. К середине 2016 угроза южной границе Т. с Сирией со стороны боевиков «Исламского государства» и курдов спровоцировала турецкое наступление на северо-запад Сирии (до марта 2017), ставший с 2018 единственным убежищем оппозиционных Асаду сил. Вой­ска Т. остались в Сев. Сирии для поддержки буферной зоны и защиты сирийских повстанцев. В октябре 2019 Т. начала наступление, чтобы подавить курдских сепаратистов на северо-востоке Сирии, но вскоре при посредничестве США согласилась на временное прекращение огня, ставшее перманентным после установления при посредничестве России 30-километровой буферной зоны вдоль границы Т.

В ноябре 2019 Т. подписала с признанным ООН Правительством национального согласия (ПНС) Ливии соглашение о сотрудничестве в военной сфере и Меморандум о делимитации морских зон в Средиземном море, расширивший морские границы Т. В конце декабря 2019 ПНС официально запросило у Т. военную помощь, и в начале января 2020 Т. направила военный контингент в Ливию. Это укрепило позиции ПНС в гражданской вой­не в Ливии (2014–2020), расширило доступ Т. к ресурсам Восточного Средиземноморья, но обострило ее отношения с Египтом, Грецией, Израилем и Кипром.

Отношения Т. и России активно развивались в 2000-е, и хотя существенные расхождения по вопросам региональной безопасности усиливались в 2010-х — начале 2020-х, они не помешали диалогу и даже сотрудничеству между странами. В 2000 была создана российско-турецкая комиссия по ВТС, в 2001 подписан «План действий по развитию сотрудничества между РФ и Т. в Евразии», включавший сферы торговли, культуры и туризма. Политическому сотрудничеству способствовал официальный визит в Т. В. В. Путина в декабре 2004. Т. поддержала Россию в вопросе получения статуса наблюдателя при Организации исламского сотрудничества. В 2009–2010 Россия и Т. заключили ключевые соглашения (АЭС «Аккую», безвизовый режим и т. д.). В 2010-е Россия и Китай наряду с Германией стали главными внешнеэкономическими партнерами Т. В 2012 Т. получила статус диалогового партнера ШОС.

В 2014 после кризиса вокруг Украины Т. придерживалась прозападной позиции, предоставляя Украине кредиты и гуманитарную помощь, но не присоединилась к антироссийским санкциям ЕС и США и поддержала проект «Турецкого потока» (реализован лишь на половину и запущен в 2019–2020). Инцидент со сбитым 4 ноября 2015 турецкими ВВС российским бомбардировщиком, якобы пересекшим сирийско-турецкую границу, спровоцировал семимесячную «холодную вой­ну» в отношениях России и Т.

С декабря 2016 Россия, Т. и Иран начали процесс дипломатического урегулирования сирийского кризиса, проведя 14 раундов трехсторонних переговоров перед выходом на Конгресс национального диалога в Сочи (30 января 2018). В 2017 Т. стала единственной страной НАТО, закупившей высокотехнологичное российское оружие (ЗРК С-400), что привело к напряженности в отношениях Т. с США, которые ввели против нее санкции.

В 2020 Т. подписала с Украиной договор о ВТС, в 2022 создала зону свободной торговли и наладила поставки Украине военной техники и оружия. После начала специальной военной операции РФ на Украине (24 февраля 2022) Т. проголосовала за осуждение России на Генассамблее ООН (2 марта 2022), но не поддержала западные санкции в отношении РФ. В Стамбуле 10 марта 2022 прошли первые мирные переговоры на уровне глав МИД России и Украины. Летом 2022 была заключена «зерновая сделка» (Черноморская зерновая инициатива) — соглашение между Россией, Украиной, Т. и ООН об организации безопасного морского коридора для сельскохозяйственных грузов c Украины, действие которого продлилось почти год.

Лит.: Кемаль М. Путь новой Турции. В 4 т. М., 1929–1934; Aydemir Ş. S. Tek Adam. 3 Cilt. İstanbul, 1963–1965; Миллер А. Ф. Проблемы новой и новейшей истории Турции. М., 1983; Поцхверия Б. М. Внешняя политика Турции в 60-е — начале 80-х гг. М., 1992; Ahmad F. The Making of Modern Turkey. London, 1993; Türkiye Tarihi. Cilt 4. Çağdaş Türkiye 1908–1980. İstanbul, 1998; Oran B. et al. Türk Dış Politikası. Cilt I–III. İstanbul, 2001–2013; Yavuz M. H. Islamic Political Identity in Turkey. London, 2003; The Cambridge History of Turkey. Vol. 4. Turkey in the Modern World. Cambridge, 2006; Вертяев К. В. Курдский вопрос в политике Турции (конец ХХ — начало ХХI века). М., 2007; Киреев Н. Г. История Турции XX век. М., 2007; Гасанлы Дж. СССР — Турция: от нейтралитета к «холодной вой­не» (1939–1953). М., 2008; Кудряшова Ю. С. Турция и Европейский союз. М., 2010; The Routledge Handbook of Modern Turkey. London, 2012; Türkiye Tarihi. Cilt 5. Bugünkü Türkiye 1980–2012. İstanbul, 2013; Ульченко Н. Ю., Шлыков П. В. Динамика российско-турецких отношений в условиях нарастания глобальной нестабильности. М., 2014; Turan İ. Turkey’s Difficult Journey to Democracy: Two Steps Forward, One Step Back. Oxford, 2015; Еремеев Д. Е. История Турецкой Республики с 1918 года до наших дней. М., 2016; Zürcher E. J. Turkey: A Modern History. New York, 2016; Çavdar T. Türkiye’nin Demokrasi Tarihi (1839–1950). İstanbul, 2019; Cagaptay S. The New Sultan: Erdogan and the Crisis of Modern Turkey. London, 2020; Kara İ. Türkiye’de İslâmcılık Düşüncesi. İstanbul, 2021; Ertan T. F. Başlangıcından Günümüze Türkiye Cumhuriyeti Tarihi. İstanbul, 2022; Ortaylı İ., Küçükkaya İ. Cumhuriyet’in İlk Yüzyılı (1923–2023). İstanbul, 2023. П. В. Шлыков.