СТАМБУЛ
08.03.2024
0
0
28
Поделиться
СТАМБУЛ

Стамбýл (тур. İstanbul) — крупнейший город и главный морской порт Турции, финансово-экономический, промышленный, транспортный, культурный и исторический центр страны и одноименного ила (провинции). До перевода турецкого языка на латиницу (1928) и официальной смены названия в почтовых адресах на С. в 1930 чаще именовался Константинополем. В С. проживает почти 16 млн человек (2022), 19 % населения страны. Современный С. расположен на двух берегах пролива Босфор и Мраморного моря. Золотой Рог отделяет старый С. на юге от «нового» города Бейоглу на севере; Босфор — европейский С. от азиатского: районов Ускюдар (древний Хрисополис) и Кадыкёй (древний Халкидон). Исторический центр С. внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (1985).

Историю города до 1920-х см. в ст. Константинополь.

Утрата С. статуса столицы, которую Кемаль (Ататюрк) перенес в Анкару (13 октября 1923) накануне провозглашения Турецкой Республики (29 октября 1923), реализация плана по обмену населением с Грецией (см. Лозаннский договор) и рост национализма привели к исходу значительной части греков и армян, экономическому упадку и относительному запустению районов греческого бизнеса и культуры (Пера, Фанар), а также ощутимому сокращению населения С. (с 1,125 млн в 1914 до менее 500 тыс. в 1924).

В середине 1920-х — начале 1940-х приоритетное внимание уделялось развитию Анкары, а С. как центр оппозиции игнорировался. Во 2-й половине XX в. в С. в поисках работы хлынул поток сельских мигрантов. Усиливалось давление на этноконфессиональные меньшинства С. (греков, евреев, армян, грузин). Во время массового погрома 1955 многие предприятия этнических греков были уничтожены, дискриминация привела к исчезновению численно значимой греческой общины, но С. остался центром Константинопольского Патриархата с резиденцией Вселенского Патриарха.

В 1970-х началась новая волна миграции в С. населения Анатолии в поисках работы на многочисленных фабриках, открывавшихся на окраинах разросшегося мегаполиса. Строились новые общественные пространства (например, площадь Таксим), бульвары и проспекты, часто за счет сноса исторических зданий. В 1973 открыт первый автомобильный мост через Босфор, в 1988 — второй мост, носящий имя султана Мехмеда II Фатиха. В 1989 запущен Стамбульский метрополитен в дополнение к построенному еще османами в 1875 подземному фуникулеру Тюнель, считающемуся старейшим метро в мире. 10-кратный рост населения города в 1945–2000 стимулировал жилищное строительство и разрастание агломерации «Большого С.». К 2000 население С. превысило 10 млн, создав огромную нагрузку на инфраструктуру и социальные проблемы: перенаселенность, ухудшение экологии, дефицит муниципальных услуг. Нарушение строительных нормативов в сейсмоопасных районах и пригородах С. повлекло гибель 18 тыс. человек во время Измитского землетрясения 1999.

Привлечение иностранных инвестиций способствовало быстрому обновлению С. в начале 2000-х. Улучшилась транспортная и социальная инфраструктура, были отремонтированы или перепрофилированы старые здания, восстановлены древние постройки и возведены небоскребы (главный деловой район города Левент). В 2000-е население С. выросло почти на треть.С.

С. — важнейший административный центр Турции, от С. избирается 98 депутатов в 600-местный парламент. С победы на выборах мэра С. в 1994 началась карьера Р. Т. Эрдогана, большинство мегапроектов которого локализовано в С.: железнодорожный туннель под Босфором «Мармарай» (2013), третий мост через Босфор (2016), автомобильный двухуровневый подводный туннель под Босфором «Евразия» (2016), самый большой в мире аэропорт «С.» (2018) и др.

Весной 2013 С. стал отправной точкой самой масштабной в истории Турции волны протестов, охватившей практически всю страну, летом 2016 — одним из эпицентров путча, в 2019 — единственным городом, где выборы мэра из-за победы оппозиционного кандидата Э. Имамоглу были аннулированы и проведены повторно.

Лит.: Петросян Ю. А., Юсупов А. Р. Город на двух континентах: Византий, Константинополь, Стамбул. М., 1977; Göktürk D., et al. Orienting Istanbul: Cultural Capital of Europe? London, 2010; Hofmann A., et al. History takes Place — Istanbul, Dyna­mics of Urban Change. Berlin, 2015. П. В. Шлыков.