САГА
08.03.2024
0
0
23
Поделиться
САГА

Сáга (древнеисл. saga) — особый жанр средневековой словесности, возникший в середине XII в. в Скандинавии, в первую очередь в Исландии (см. Исландские саги), получивший там широкое развитие и завершивший свое существование на рубеже XIII–XIV вв. Сохранились С., однако, в значительно более поздних рукописях. Дискуссия о форме и важности устной традиции, на которой основаны С., ведется с середины XIX в. Наиболее гибкая позиция на сегодняшний день сводится к тому, что авторы С. могли использовать и, без сомнения, использовали письменные источники, дополнительные устные источники, свое собственное воображение, свои собственные слова, но рамки рассказа были заданы им традицией, и вдохновляющая идея С. была в конечном счете устной. Современные исследователи, основываясь на тематико-хронологическом принципе, выделяют «королевские С.», или «С. о норвежских конунгах», посвященные истории Норвегии с древнейших времен до конца XIII в.; «родовые С.», или «С. об исландцах», описывающие историю исландских родов с момента заселения Исландии в конце IX в.; «С. о древних временах», повествующие о событиях в Скандинавии до конца IX в.; «С. о епископах», то есть жизнеописания исландских епископов; комплекс С. о жизни в Исландии в XII–XIII вв. — «С. о Стурлунгах». Кроме того, «С.» называется и переводная (или стилизованная под переводную) литература: «рыцарские С.», представляющие собой прозаические пересказы рыцарских романов, либо аналогичные им поздние собственно скандинавские С.; жизнеописания святых; переводы исторической и псевдоисторической литературы. Между названными видами С. не всегда просто провести четкую грань: не только С. об исландцах, но и С. о епископах и «С. о Стурлунгах» повествуют об исландцах; конунги часто оказываются героями С. о древних временах, а не только королевских С.; «С. об Инглингах», открывающая собой свод королевских С. «Круг Земной» Снорри Стурлусона, нередко причисляется к С. о древних временах, а четко классифицировать вставные рассказы (древнеисл. þættir, букв. — «пряди») в родовых и королевских С. вообще не представляется возможным.

Все виды С. самостоятельны, самобытны и имеют свои истоки, характер содержащихся в них сведений связан с типом источника, а потому учет видового деления С. в историческом исследовании необходим. Основанные на генеалогическом принципе, С. практически не содержат абсолютных хронологических вех. Стержнем, вокруг которого строится повествование, является жизнь того или иного персонажа или правление конунга, при этом сообщения источников нередко находятся в противоречии. При­урочение событий, описываемых в С., к хронологии общеевропейской истории достигается преимущественно их сопоставлением с нескандинавскими источниками. Хронологический разрыв между описываемыми событиями и временем фиксации С. сказался в том, что сведения, не менее века бытовавшие в устной традиции, подверглись значительной трансформации и литературной обработке. Учета требует вытекающая из этого модернизация в С. более ранней истории. С. отличает синтез правды и вымысла, и вероятность обнаружения в них абсолютно достоверных известий практически равна нулю. Наибольшего доверия заслуживают те данные С., которые подтверждаются ссылками на скальдов IX–XI вв. Как и большинство традиционных жанров средневековой словесности, С. характеризуются существованием иерархии стереотипов, которыми пронизано все — от мировосприятия до языка. Только с учетом мировоззренческого уровня следует объяснять конкретные ситуации и вычленять языковые клише, используемые для их описания. Выявляя в С. стереотипные формулы, можно обнаружить историческую основу как за фактом их существования, так и за отклонениями от стереотипной схемы. На характере информации сказывается присущая С. тенденциозность: и «государственная» в С. о современности, пытающихся обосновать право на власть династии самозванца Сверрира, и, так сказать, «бытовая» в С. о прошлом, выражающаяся в стремлении разукрасить свои походы либо возвеличить конунга, которому посвящена С. Все перечисленные черты С. исключают вольное использование их фрагментов — С. следует привлекать в максимально полном объеме, дабы рассмотреть в контексте всего источника. Источниковедческий анализ требует изучения всех соответствующих С. и вычленения из них определенных комплексов преданий. Поздний характер С. делает необходимым сопоставление содержащихся в них сведений с данными других источников: с археологическими, нумизматическими и топонимическими материалами, с сообщениями скандинавских и нескандинавских письменных памятников.

Лит.: Old Norse-Icelandic Literature: A Critical Guide / Ed. by C. J. Clover, J. Lindow. Ithaca–London, 1985 (Islandica; 45); A Companion to Old Norse-Icelandic Literature and Culture / Ed. by R. McTurk. Oxford, 2005; Древнескандинавские источники / Сост. Г. В. Глазырина, Т. Н. Джаксон, Е. А. Мельникова // Древняя Русь в свете зарубежных источников. Хрестоматия. Т. 5. М., 2009; A Critical Companion to Old Norse Literary Genre / Ed. by M. Bampi, C. Larrington, Síf Rikhardsdóttir. Woodbridge, 2020. Т. Н. Джаксон.