ЗОРОÁСТР

0 комментариев

Даты жизни З. нельзя точно установить, так как он жил во время, которое для его народа было доисторическим. Язык Гат архаичен и близок языку Ригведы. Можно предположить, что З. жил между 1500 и 1200 до н. э. З. являлся одновременно потомственным священником (жрецом) и пророком. Его рождение было, согласно преданиям зороастрийцев, предсказано его матери в вещих снах. В Гатах он изображает себя как ваэдэмна (букв. «тот, кто знает») — «посвященный», «обладающий вдохновленной божеством мудростью». Согласно зороастрийским преданиям, многие годы З. провел, скитаясь в поисках истины; был свидетелем насилий, военных действий поклонников демонов-даэва, нападавших на мирные общины с целью грабежа, убийств и угона скота. Сознавая себя бессильным, З. преисполнился страстного стремления к справедливости, к тому, чтобы нравственный закон божеств-ахур был установлен одинаково и для сильных, и для слабых, чтобы восторжествовали покой и порядок и все могли бы вести добрую и мирную жизнь.

В возрасте 30 лет З. получил откровение. Однажды, участвуя в собрании по случаю весеннего празднества, он отправился на рассвете к реке за водой для приготовления священного напитка (хаомы). Войдя в реку, он постарался взять воду из середины потока и возвратился на берег в состоянии ритуальной чистоты. В свежем воздухе весеннего утра он узрел сияющее существо, которое открылось ему как Воху-Мана, т. е. «Благой помысел». Оно привело З. к Ахура-Мазде и пяти другим излучающим свет сущностям, в присутствии которых пророк «не увидел собственной тени на земле из-за их яркого свечения». Тогда же от этих семи божеств З. и получил откровение. Особым знаком божественного призвания З. стал его смех, который вошел в легенды.

Затем З. нашел пристанище при дворе князя (кави) Виштаспы в Балхе, который принял его учение. Там же он заложил основы зороастрийской церкви, упорядочил богослужение, сложил Гаты (песни). З. проповедовал поклонение Ахура-Мазде, всезнающему и премудрому, праведному и доброму, которому противостоит злой дух Ангро-Майнью, обещал пришествие Спасителя (Саошийанта). Гаты былы впоследствии истолкованы и расширены в зороастрийской традиции, так что эта расширенная форма получила название Авеста (букв. «Установление» или «Восхваление»).

Лит.: Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. М., 1988; Крюкова В. Ю. Зороастризм. 2005; Гаты Заратуштры / Пер. И. М. Стеблин-Каменского. СПб., 2009.

Статью разместил(а)

Групп Олма Медиа

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты