ЖА́ННА Д'А́ЛЬБРЕ

0 комментариев

 

ЖАННА Д'АЛЬБРЕ - кальвинистка, королева Наварры.

Мать французского короля Генриха IV. Единственная дочь и наследница королевы Наварры Генриха II д'Альбре и Маргариты Ангулемской, сестры французского короля Франциска I, покровительствовавшей кружку французских гуманистов.

Жанна д'Альбре получила образование под руководством гуманиста Никола Бурбона Старшего (1503-1550 годы). Стремясь объединить французскую Н. Наварру с территорией, находившейся под властью Испании (в 1512 году В. Наварра была завоевана испанским королем Фердинандом Арагонским), в 1538 году Генрих д'Альбре вел переговоры о браке дочери с наследником испанской короны, будущим королем Филиппом II. В свою очередь французский король Франциск I, боясь отпадения Наварры от Франции, в 1541 году настоял на браке 13-летней Ж. д'Альбре с Вильгельмом де ла Марком, герцогом Клевским. В октябре 1545 года брак, заключенный исключительно по политическим мотивам (его противниками выступали как родители Ж. д'Альбре, так и сама девушка), был аннулирован папой Римским Павлом III.

В октябре 1548 года Ж. д'Альбре вышла замуж за Антуана Бурбона, герцога Вандомского, первого принца крови, и родила в 1553 году cына Генриха (будущий французский король Генрих IV) и в 1559 году дочь Екатерину. В 1555 году Ж. д'Альбре и Антуан Бурбон унаследовали от Генриха д'Альбре суверенные королевство Наварра, герцегство Беарн и несколько владений в Гиени.

С 40-х годов XVI веке во владениях короля Наварры (во многом благодаря поддержке, которую оказывала проповедникам кор. Маргарита) стали распространяться идеи Реформации. Генрих д'Альбре оставался верным католической Церкви, после смерти жены (1549 год) принял репрессивные меры против протестантов. После его смерти в 1556-1557 годы при содействии королевской четы протестантизм в форме кальвинизма распространился в Наварре и Беарне. По приглашению Антуана Бурбона из Женевы приехал кальвинистский министр (пастор), который возглавил протестантскую церковную иерархию.

На праздник Рождества 1560 году Ж. д'Альбре и ее муж официально отреклись от католической веры, провозгласив себя приверженцами кальвинизма. Однако Антуан Бурбон, претендовавший как принц крови на регентство при малолетних королях Франциске II (умер в 1560 году) и Карле IX, вскоре после назначения генеральным наместником Французского королевства вернулся в католицизм.

В августе 1561 года королева Наваррская вместе с детьми, которых она воспитывала теперь в протестантком духе, прибыла к «порочному», по ее мнению, католическому королевскому двору. Однако после «резни в Васи» (1562 год), когда дворяне герц. Гиза напали на совершавших тайное богослужение гугенотов, положив начало религиозным войнам во Франции (1562-1594 годы), Ж. д'Альбре демонстративно удалилась в замок Вандом (конец марта 1562 года). После смерти раненного при осаде Руана мужа (17 ноября 1562 года) она открыто способствовала укоренению кальвинизма в своих владениях.

В 1563 году кардинал Жорж д'Арманьяк, архиепископ Тулузский, обратился к Ж. д'Альбре с обширным посланием и призвал королеву Наварры отказаться от мер, принятых ею в пользу «реформированной религии». Письмо кардинала и подробный ответ Ж. д'Альбре, отвергнувшей предложение папского легата, были сразу же опубликованы (Lettre d'un cardinal [Georges d'Armagnac] envoyée à la royne de Navarre (le 18e jour d'aoust 1563): Ensemble la response d'icelle dame audit cardinal. Lyon, 1564). Только благодаря вмешательству королевы Екатерины Медичи дело Ж. д'Альбре как еретички не было вынесено на рассмотрение папского суда. В 1565 году королева Наварры вновь прибыла к королевскому двору Франции и смогла вернуться в свои владения лишь в конце января 1567 года.

С 1563 году Ж. д'Альбре издала ряд законов, реорганизовавших протестантской церковь в Наварре и Беарне. Запрещалось католическое богослужение, подданные Ж. д'Альбре были обязаны либо принять кальвинизм, либо покинуть ее владения. Имущество католической Церкви было передано кальвинистсским общинам (из полученных денег каждая община должна была предусмотреть расходы в размере 1/3 суммы на образование молодых членов общины и воспитание их в протестантском духе, 1/3 предназначалась на попечение о бедных, оставшиеся деньги - на организацию протестантских богослужений).

Протестантам передавались все католические церкви, монастыри закрывались, иконы, распятия, богослужебная утварь и почитавшиеся католические реликвии уничтожались. Так, в Вандоме гугеноты разграбили усыпальницу Бурбонов, предков мужа Ж. д'Альбре, и сожгли покоившиеся там останки.

В 1571 году принятые Ж. д'Альбре законы были оформлены в виде «Церковного ордонанса» (Ordonnance ecclésiastique). В 1563 году на беарнском диалекте был опубликован Катехизис Ж. Кальвина, в 1568 году Арно де Салетт перевел с французского на беарнский Псалтирь К. Маро (т. н. Женевская Псалтирь). В 1566 году в г. Ортез была основана протестантская академия, где преподавали приглашенные из Женевы кальвинисты. Столица Наварры, г. По, превратилась при Ж. д'Альбре в «новую Женеву», став укрытием для воинствующих гугенотов со всей Франции. Эти и другие меры привели к тому, что в начале 1568 года в Н. Наварре началось восстание католиков, которые обратились за военной помощью к испанскому королю.

Сохраняя нейтральную позицию во время двух первых религиозных войн (1562-1563 и 1567-1568 годов), в 1568 году Ж. д'Альбре возглавила гугенотскую оппозицию. Отказавшись от роли посредницы между протестантскими и католическими партиями, которую ей предлагала Екатерина Медичи, королева Наварры и ее сын присоединились к лидерам гугенотского лагеря, принцу Конде и адмиралу Гаспару Колиньи, которым после обнародования королевского указа об их аресте удалось укрыться в портовой крепости Ла-Рошель на западное побережье Франции (август-сентябрь 1568 год). Ж. д'Альбра издала специальный манифест (Ample Déclaration), изобиловавший разного рода сплетнями и выдумками, направленными против «папистов» и их сторонников - Гизов, а также против французского королевского двора, чтобы узаконить возобновление войны (Lettre de la Royne de Navarre au Roy avec une ample declaration d'icelles. La Rochelle, 1569). На королеву было возложено управление крепостью (за исключением организации военных действий), а также ведение переговоров с иностранными протестантским государями.

После подписания 8 августа 1570 года в Сен-Жермен-ан-Ле эдикта примирения, завершившего 3-ю религиозную войну, начались переговоры о браке сына Ж. д'Альбре Генриха Бурбона и сестры короля Маргариты Валуа (этот брак должен был скрепить достигнутые мирные соглашения). Строгая кальвинистка, резко осуждавшая французский двор и его нравы, королева Наварры была против этой свадьбы, опасаясь, что впоследствии сын вынужден будет отречься от протестантской веры. Она была готова защищать интересы своего государства и своей веры, а в ходе переговоров собиралась потребовать от французского короля в качестве приданого новые территории и перехода невесты в кальвинизм.

В феврале 1572 года Ж. д'Альбре вместе с дочерью прибыла к королевскому двору в Блуа (она запретила сыну сопровождать ее, опасаясь католич. влияния). Переговоры продолжались 2 месяца. После оказанного на нее давления со стороны Екатерины Медичи и Гаспара де Колиньи Ж. д'Альбре дала согласие на брак. Маргарита Валуа категорически отказалась переходить в протестантскую веру, венчание должен был провести кардинал Карл Бурбон, дядя жениха.

Ж. д'Альбре отправилась в Париж совершить необходимые для свадьбы сына покупки, но заболела плевритом и через несколько дней скончалась. Современники считали, что внезапная смерть «протестантской Деборы» наступила в результате отравления, организованного Екатериной Медичи. Однако ни дочь Ж. д'Альбра, Екатерина, ни ее сын, ни гугеноты, находившиеся при французском дворе (в т. ч. Гаспар Колиньи), не высказывали подобных подозрений.

Генрих Бурбон, получивший после смерти матери титул короля Наварры, не стал вносить никаких изменений в достигнутые ею договоренности с французским королем Карлом IX. 18 августа 1572 года состоялась его свадьба с Маргаритой Валуа, а в ночь с 23 на 24 августа в Париже началось избиение прибывших на торжества гугенотов, которое получило название Варфоломеевской ночи.

На территории Н. Наварры и Беарна католическое богослужение частично возобновилось в некоторых населенных пунктах лишь в конце XVI века (кальвинизм долгое время оставался прикрытием для местных сепаратистских движений), позиции католической Церкви были восстановлены при короле Людовике XIII (в 1620 году было подавлено восстание в Беарне, после чего бывшие владения Ж. д'Альбре окончательно вошли в состав Франции).

 

©Православная энциклопедия

Литература
  • Freer M. W. The Life of Jeanne d'Albret Queen of Navarre. L., 1855. 2 vol.
  • Muret Th. C. Histoire de Jeanne d'Albret Reine de Navarre: Précedée d'une étude sur Marguerite de Valois, sa mère. P., 1862
  • Miraben A. Jeanne d'Albret. Gen., 1880
Статью разместил(а)

Попцов Александр Сергеевич

редактор

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты