ЗАВА́ДСКИЙ Юрий Александрович

0 комментариев

Российский режиссёр, актёр, педагог, театральный деятель.

С 1915 в дра­ма­тич. сту­дии Е. Б. Вах­тан­го­ва (с 1920 – 3-я Сту­дия МХАТ, З. – ак­тёр, ре­жис­сёр, ху­дож­ник). В 1924–31 ак­тёр МХАТа. В 1924 ос­но­вал сту­дию, ре­ор­га­ни­зо­ван­ную в 1927 в Те­атр-сту­дию под рук. Ю. А. За­вад­ско­го (ру­ко­во­дил ею до 1936). В 1932–35 худ. рук. ЦТКА, в 1936–40 – Дра­ма­тич. те­ат­ра им. М. Горь­ко­го в Рос­то­ве-на-До­ну. С 1940 ре­жис­сёр, с 1941 худ. рук. (позд­нее гл. реж.) Те­ат­ра им. Мос­со­ве­та (Мо­ск­ва). Соз­да­вая пер­вые ро­ли (Ан­то­ний – «Чу­до свя­то­го Ан­то­ния» М. Ме­тер­лин­ка, Ка­лаф – «Прин­цес­са Ту­ран­дот» К. Гоц­ци), З. вос­при­нял от Вах­тан­го­ва вкус к бле­стя­щей те­ат­раль­ной фор­ме, кар­на­валь­но­сти сце­нич. пред­став­ле­ния, к им­про­ви­за­ци­он­но­сти и пла­стич. изя­ще­ст­ву иг­ры. Ра­бо­та под рук. К. С. Ста­ни­слав­ско­го во МХАТе над ро­ля­ми Чац­ко­го («Го­ре от ума» А. С. Гри­бое­до­ва), гра­фа Аль­ма­ви­вы («Бе­зум­ный день, или Же­нить­ба Фи­га­ро» П. Бо­мар­ше) и др. от­кры­ла воз­мож­но­сти пси­хо­ло­гич. ана­ли­за ха­рак­те­ров, вы­яви­ла спо­соб­ность З. глу­бо­ко и тон­ко вос­при­ни­мать ду­шев­ную жизнь че­ло­ве­ка. Экс­пе­ри­мен­та­тор­ский ха­рак­тер но­си­ла рeжис­сёр­ская ра­бо­та З. в Те­ат­ре-сту­дии («Про­стая вещь» по Б. А. Лав­ре­нё­ву, 1927; «Уче­ник дья­во­ла» Б. Шоу, 1933; «Вол­ки и ов­цы» А. Н. Ост­ров­ско­го, 1934; «Ва­гра­мо­ва ночь» Л. С. Пер­во­май­ско­го, 1935, и др.). Творч. ис­ка­ния З., ха­рак­те­ри­зо­вав­шие его ре­жис­су­ру в Те­ат­ре им. Мос­со­ве­та, вы­ра­зи­лись в ря­де ге­рои­ко-ли­рич., пси­хо­ло­гич., тра­ге­дий­ных по­ста­но­вок [«Ма­шень­ка» А. Н. Афи­но­ге­но­ва (1941), «На­ше­ст­вие» Л. М. Ле­о­но­ва (1943), «Встре­ча в тем­но­те» Ф. Ф. Кнор­ре и «Отел­ло» У. Шек­спи­ра (обе 1944), «Бран­ден­бург­ские во­ро­та» М. А. Свет­ло­ва (1946), «Мас­ка­рад» М. Ю. Лер­мон­то­ва (1952 и 1964), «Бит­ва в пу­ти» Г. Е. Ни­ко­лае­вой (1958) и др.], а так­же в по­сле­до­ват. ос­вое­нии раз­но­об­раз­ных мо­ди­фи­ка­ций ко­ме­дий­но­го жан­ра [«Трак­тир­щи­ца» (1940) и «За­бав­ный слу­чай» (1942) К. Голь­до­ни, «Винд­зор­ские на­смеш­ни­цы» Шек­спи­ра (1957) и др.]. Два­ж­ды воз­вра­щал­ся З. к «Штор­му» В. Н. Билль-Бе­ло­цер­ков­ско­го (1951 и 1967), от­кры­вая но­вые воз­мож­но­сти совр. про­чте­ния пье­сы. «Пе­тер­бург­ские сно­ви­де­ния» (по «Пре­сту­п­ле­нию и на­ка­за­нию» Ф. М. Дос­то­ев­ско­го, 1969) ста­ли творч. за­ве­ща­ни­ем З. По­свя­тив спек­такль Е. Б. Вах­тан­го­ву, ре­жис­сёр раз­ви­вал в нём тра­ди­ции те­ат­раль­но­го гро­те­ска. З. соз­дал свою ак­тёр­скую шко­лу, пред­став­лен­ную не­сколь­ки­ми по­ко­ле­ния­ми ис­пол­ни­те­лей: В. П. Ма­рец­кая, Н. Д. Морд­ви­нов, О. Н. Аб­ду­лов, Р. Я. Плятт, М. Б. Те­ре­хо­ва, Г. Л. Борт­ни­ков, А. С. Лень­ков, А. М. Адо­скин и др. Сре­ди уче­ни­ков З. – ре­жис­сё­ры И. С. Ани­си­мо­ва-Вульф, М. З. Ле­ви­тин, А. В. Бо­ро­дин, а так­же Е. Гро­тов­ский, Сюй Ся­оч­жун (КНР), А. Гуть­е­рес (Мек­си­ка), Фа­уз аль-Сад­жер (Си­рия). Ав­тор книг и ста­тей по тео­рии и тех­но­ло­гии те­ат­раль­но­го иск-ва. Сни­мал­ся в ки­но («Аэли­та», «Мед­ве­жья свадь­ба»). С 1940 пре­по­да­вал в ГИТИСе (проф. с 1947), в 1954–1958 худ. рук. Гос. пр. СССР (1946, 1951). Ле­нин­ская пр. (1965). На­гра­ж­дён 3 ор­де­на­ми Ле­ни­на.

Сочинения:

Из опы­та ре­жис­се­ра // Ра­бо­та ре­жис­се­ра над со­вет­ской пье­сой. М.; Л., 1950;

Об ис­кус­ст­ве те­ат­ра. М., 1965;

Учи­те­ля и уче­ни­ки. М., 1975;

Ро­ж­де­ние спек­так­ля. М., 1975.

Иллюстрации:

Сце­на из спек­так­ля «Трак­тир­щи­ца» К. Голь­до­ни. Ре­жис­сёр Ю. А. За­вад­ский. Архив БРЭ.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Награды
  • Государственная премия СССР (1946, 1951)
  • Ленинская премия (1965)
  • 3 ордена Ленина
Литература
  • Мо­с­ков­ский дра­ма­ти­че­ский те­атр име­ни Мос­со­ве­та. М., 1985
  • Ю. А. За­вад­ский в вос­по­ми­на­ни­ях со­вре­мен­ни­ков. М., 1993
Статью разместил(а)

Лебедев Дмитрий Леонидович

редактор

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты