ЗАПЕ́В

0 комментариев

ЗАПЕВ:

1. Певческое исполнение начала песнопения священником или руководителем хора.

О существовании традиции запева свидетельствуют указания литургических памятников начиная с XII века. Так, в рукописи 1122 года, содержащей иерусалимское последование Святых Страстей и Пасхальной седмицы, упоминается, что на 9-м часе Великой пятницы доместик перед собравшимися воедино 3 хорами начинает «громким голосом на глас 5» пение «Слава, и ныне: Зрящи Тя тварь вся» (Дмитриевский. 1894. С. 156-157). Практика исполнения песнопений с запевом отражена также в уставах студийской традиции. Согласно Мессинскому Типикону (Mess. gr. 115, 1131 г.), перед началом песнопения доместиком пропевались ихима (интонационная формула гласа) и 1-я фраза псалма (например, на вечерне в день Пятидесятницы; см.: Arranz. Typicon. P. 278-279). В литургических источниках XIV-XV веков, отражающих традиции константинопольского песненного последования, указано, что доместик на воскресной вечерне исполнял начала великого славословия, воскресного тропаря по нем и «Слава» перед повторением этого тропаря священниками и др. песнопений (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 165-166; Скабалланович. Типикон. С. 384-385. Примечание 1; Strunk. 1977).

В песнопениях силлабо-невматической разновидности, например в ирмосах, 1-е слово песнопения нередко отделяется от последующего текста ритмической остановкой (византийская дипли и соответствующая ей древнерусская статия), что также может трактоваться как «след» сольного запева (мнение И.Е. Лозовой, высказанное в лекционном курсе в МГК).

В современной греческой практике начала указанных выше песнопений, как правило, исполняются всеми певчими, но им предшествует пение протопсалтом ихимы гласа, возможно, заменяющей в этом случае запев.

В различных славянских списках Иерусалимского устава присутствует указание о пении начала предначинательного псалма игуменом или экклисиархом, например: «Оттуду начинает вышьшим гласом или игумен или еклисиарх во глас 8 Благослови душе моя Господа» (РГБ. Ф. 304. № 242. Л. 22 об., первая половина XVI века), восходящее к аналогичной ремарке в греческих источниках: «Предстоятель или екклисиарх начинает во услышание на 4-й плагальный глас Благослови душе моя Господа» (ὁ προεστὼς ἄρχεται ϒεϒωνότερον ἢ ὁ ἐκκλησιάρχης εἰς πλ. δ´ Εὐλόϒει ἡ ψυχή μου: Sinait. gr. 1096, XII в.; Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 21). По аналогии с этим правилом в славянской традиции пелись и другие песнопения всенощного бдения, преимущественно псалмы («Блажен муж», «Господи, воззвах», полиелей, кафизмы, «Хвалите Господа с небес»), что подтверждается соответствующими ремарками в певческих рукописях c начала XVII века и богослужебной практикой старообрядцев. Так, в певческих рукописях можно обнаружить следующие указания: «посем правыи лик поет головщик первую кафизму» (ГИМ. Син. певч. № 1354. Л. 4, сер. XVII в.), «также начинает правого крылоса головщик кафизму 1-ю славу», «полиелос начинает праваго лика головщик велегласно» (ГИМ. Син. певч. № 1191. Л. 5 об., 49, сер. XVII в.), «на утрени по ексапсалмех начинает головщик равным гласом» (Там же. Л. 36), «первыи в лику начинает псалом 1-й кафизму 1-ю» (РНБ. Кир.-Бел. № 646/903. Л. 5, 1-я пол. XVII в.), «кафизму начинает един настоящий певец» (ГИМ. Хлуд. № 130. Л. 74 об., нач. XVII в.), «начинает псалом Давидов 140 настоящий певец един» (Там же. Л. 78), «начинает правыя страны настоящий певец един велегласно Господи помилуй трижды. Слава. И ныне. Таж кафизму» [2-ю; выписана с нотацией] (Там же. Л. 89 об.), «начинает левая страна настоящий певец един вторую славу» (Там же. Л. 90), «начинает правыя страны един» [полиелей] (Там же. Л. 95 об.), «красно гласом воздвизает головщик» [Хвалите Господа со небесо] (РГБ. Ф. 304. № 429. Л. 152 об., 1-я пол. XVII в.). В старообрядческих литургических источниках подобные указания систематизированы. В «Уставе обители святаго Богоявления на Выгу реце», отражающем особенности богослужения поморских старообрядцев, сказано, что предначинательный псалом поет «головщик правого лика един», «Блажен муж» и «Господи, воззвах» «запевает правого лика головщик» (Саратов, 1911. Л. 6 об., 7; тем не менее в поморском «Обиходе» указание к предначинательному псалму: «Поем сие велегласно» (Л. 3), но к 1-й кафизме: «Начинает правого лика головщик» (Л. 6)). В «Кратком уставе» епископа Арсения Уральского для старообрядцев белокриницкого согласия указание на запев присутствует для предначинательного псалма, стихов «Блажен муж», «Господи, воззвах», полиелея (Уральск, 1908. Л. 7 об., 10, 11 об., 37 об.).

Кроме того, в древнерусской традиции на всенощном бдении существовала практика исполнения с запевом песнопений «Свете тихий» и великого славословия, которая не имела аналогий в греческой практике богослужений, согласно Иерусалимскому уставу. Вероятно, эти запевы по происхождению связаны с использованием Типикона Великой церкви.

Исполнение начальных слов гимна «Свете тихий» диаконом известно с XIII века («речеть дияк Свѣтъ тихъ святыя люд Славы бесъмьр» - РНБ. Соф. № 519. Л. 10 об., XIII в.). В соборных и приходских храмах на протяжении XV-XVI веков это песнопение читалось, о чем свидетельствуют и указания в уставах («мы глаголем: Свете тихий» - ГИМ. Син. № 678. Л. 5 об., XV в.; «нареченный мних глаголати псалмы глаголет Свете тихий» - РГБ. Ф. 304. № 242. Л. 14, XVI в.), и вопрос о пении этого песнопения на Стоглавом Соборе (Емченко Е. Б. Стоглав: Исслед. и текст. М., 2000. С. 264). Тем не менее в монастырских уставах, например в печатном Уставе 1610 года (Л. 8), отражающем практику Троице-Сергиева монастыря, и в уставе Соловецкого монастыря (БАН. Арханг. № 229. Л. 11, сер. XVII в.), зафиксирована следующая традиция: диакон исполняет начало «Свете тихий», а певчие поют «Святыя славы». Доказательством существования подобной практики являются нотированные обиходы, в которых с конца XVI века «Свете тихий» фиксируется с нотацией со второй строки (РНБ. Кир.-Бел. № 646/903. Л. 21, 1-я пол. XVII в.; ГИМ. Син. певч. № 1149. Л. 156 об.- 157, кон. XVI в.; РГБ. Ф. 304. № 431. Л. 48 об.- 49, нач. XVII в., и др.). Несмотря на отсутствие 1-й строки с нотацией, можно предположить, что она исполнялась нараспев.

Первую строку великого славословия в русской традиции произносил священник, возможно, только в случае певческого исполнения всего песнопения, которое, судя по вопросам Стоглава, было распространено в Новгороде и Пскове (Емченко Е.Б. Стоглав. С. 265). З. этого песнопения в некоторых певческих рукописях выписан с нотацией (как правило, перед славословием путевого распева) (ГИМ. Син. певч. № 1268. Л. 45 об., 1677 г.; РГБ. Ф. 379. № 28. Л. 294 об., XVII в.).

Вероятнее всего, практика исполнения песнопений с запевом существовала во многих монастырях до начала XX века, причем не только в тех, которые сохраняли традиции знаменного пения. Так, в «Обиходе» Валаамского монастыря отмечено, что «головщик начинает» предначинательный псалом, 1-ю кафизму, воззвахи (СПб., 19092). Согласно «Обиходу» Соловецкого монастыря, предначинательный псалом «головщик первого лика начинает» (СПб., 1912. С. 1). По «Обиходу» Киево-Печерской лавры, отражающему местную многоголосную традицию, положено петь уставщику начало предначинательного псалма и 1-й кафизмы (К., 1910. М., 2001р).

В современной практике Русской Православной Церкви запев в этом значении употребляется редко: например, на пасхальном каноне, когда начало ирмоса запевает священник, или в авторских сочинениях, где подобное исполнение связано с замыслом композитора.

2. В некоторых славянских источниках под запевом подразумевается стих псалма, который припевается к последующей стихире.

Таким образом, слово «запев» в данном значении является синонимом термина «припев». В певческих рукописях XVII века и печатных певческих сборниках иногда можно встретить стихи псалмов с нотацией, имеющие ремарки «запев»: «запевы приимощныя», «примеры на запевы стихир», «для запева стихир» и др. (ГИМ. Син. певч. № 1191. Л. 28-28 об., сер. XVII в.; Обиход [поморский]. М., 1911. Л. 17; Обиход [поповский]. К., 1909. Л. 8 об.- 9; Октай учебный [старообрядцев белокриницкого согласия]. К., 1908; Обиход [Соловецкого мон-ря]. СПб., 1912. С. 3-13; Обиход [синодальный]. М., 1902. Л. 7 об.- 25; Обиход церковного пения [4-голосный]. М., 1997. С. 32-45). В современной практике такой запев произносится канонархом, а его конец допевает весь лик (письменное свидетельство о подобной практике см. в поморском Уставе для запева на стихирах на «Господи, воззвах» - Устав обители св. Богоявления на Выгу реце. Саратов, 1911. Л. 7-7 об.).

© Православная энциклопедия

Литература
  • Одинцов Н.И. Порядок общественного богослужения в Др. России до XVI в. СПб., 1881
  • Дмитриевский А.А. Богослужение в Русской Церкви в XVI в. Каз., 1884. Ч. 1: Службы круга седмичного и годичного и чинопоследования таинств: Ист.-археол. исслед.; он же. Богослужение Страстной и Пасхальной седмиц в Иерусалиме IX-X вв. Каз., 1894
  • Дмитриевский А.А. Описание; Скабалланович. Типикон. С. 131-136, 306-313
  • Strunk O. The Byzantine Office of Hagia Sophia // Essays on Music in the Byzantine World. N. Y., 1977. P. 112-149; Arranz. Typicon
Статью разместил(а)

Скиженок Алексей Владимирович

редактор

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты