ЗАКХЕ́Й

0 комментариев

/ Ориг.: Ζακχαῖος; Zacchaeus

ЗАКХЕЙ (греч. Ζακχαῖος, лат. Zacchaeus) - начальник мытарей в Иерихоне, встреча которого с Иисусом Христом привела к покаянию и изменению жизни (Лк 19. 1-10) (пам. греч. 20 апр.).

Словом «мытарь» (τελώνης) в римский период называли сборщиков пошлин, которые выкупали на аукционе право собирать пошлины на данной территории, а также чиновников по сбору налогов с населения, находившихся на службе у местного правителя или имперской администрации (Donahue. P. 337). В Евангелиях в основном имеются в виду первые. Греческое слово ἀρχιτελώνης - «начальник мытарей» (Лк 19. 2) - уникально для греческой античной литературы (A Greek English Lexicon / Ed. H. G. Liddell et al. Oxf., 1996. P. 253). Оно, по-видимому, обозначает не государственного чиновника, управлявшего группой сборщиков налогов, а человека, который сдал в аренду свое право собирать пошлину или пользовался услугами наемных сборщиков пошлин (Donahue. P. 337). Мытарей презирали и считали обманщиками и взяточниками, изверженными из числа избранного народа (Nolland. P. 907).

Когда Спаситель, направляясь в Иерусалим на Свою последнюю Пасху, проходил через Иерихон, Закхей хотел Его увидеть, но толпа народа плотно заслонила Христа. Закхей, невзирая на свое солидное положение, влез на сикоморовое дерево (Ficus sycomorus), «потому что мал был ростом» (Лк 19. 3), и увидел Спасителя. В слове о Закхее, приписываемом святому Иоанну Златоусту, говорится, что залезть на дерево его заставила божественная любовь, и «она уже не позволяет ему ни глядеть на земное, ни сноситься с людьми; но, поглядев на любовь, он ожидал небесного» (Ioan. Chrysost. In Zaccheum publicanum: [Sp.] // PG. 61. Col. 768). Иисус Христос, проходивший мимо, увидел его на дереве и сказал Закхею: «...сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк 19. 5). Закхей на радостях устроил у себя большое угощение для Гостя и Его спутников (ср.: Лк 5. 27-32). В результате общения с Господом мытарь осознал неправедность своей жизни и во время пира во всеуслышание пообещал половину своего состояния раздать нищим, а из другой половины возместить вчетверо убыток тем, кто могли пострадать от поборов. Это было свидетельством признания своей вины пред Богом (ср.: в Исх 22. 1-4 предписывается взимать с вора, в частности, вчетверо за сворованную и убитую или проданную овцу) и желания изменить свой образ жизни, хотя за неправедно приобретенные деньги по закону Моисееву требовалась компенсация в виде той же суммы, к которой прибавлялась 1/5 ее часть (см.: Лев 6. 1-5; Числ 5. 5-7). Блж. Феофилакт Болгарский заметил, что евангелист, описав этот сюжет, «научает и нас, что нет никакой пользы, если кто, имея богатство неправедное, милует иных, а обиженных оставляет без внимания… Истинная же милость не просто убыток возвращает, но и с прибавлением, согласно с законом» (Theoph. Bulg. In Luc. 19 // PG. 123. Col. 1021). Святой Василий Великий, рассуждая о Закхее, говорит, что «Христос не иначе приемлет щедрость к нищим, как по вознаграждении обиженных за отнятое у них корыстолюбием» (Basil. Magn. De miseric. 2).

В ответ на этот порыв Христос сказал Закхею, что «ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама» (Лк 19. 9). Эти слова указывают на то, что Спаситель считал, несмотря на мнение толпы и особенно фарисеев (Лк 19. 7; ср.: 5. 30-32), Закхея членом народа Божия (ср.: Лк 19. 10). Свидетельством этому стало покаяние Закхея. Святой Григорий Богослов призывает христиан быть «Закхеем, который вчера был мытарь, а ныне стал щедр: все принеси в дар Христову вхождению, чтобы оказаться тебе великим, хорошо увидеть Христа, хотя мал ты ростом телесным» (Greg. Nazianz. Or. 40 // PG. 36. Col. 404).

В одной из гомилий, приписываемой святому Иоанну Златоусту, отмечается композиционно-смысловая параллель между внутренним переворотом Закхея и предыдущим исцелением в эпизоде со слепцом (см.: Лк 18. 35-43): «Вслед за прозрением слепца прозрел другой, кто был слеп душою. Кто именно? Начальник сборщиков податей, слепой ко всему, кроме денег, с душою, ослепленною жадностью» (Ioan. Chrysost. In caecum a Christo Sanatum et in Zacchaeum. 3 [Sp.] // PG. 59. Col. 603). Один из современных исследователей указывает на социальное измерение совершенного Иисусом Христом: «С избавлением в сцене с нищим, погруженным в слепоту и жалкое прозябание, соотносится сцена избавления человека, охваченного погоней за деньгами и погрязшего во взяточничестве» (Nolland. P. 907).

По мнению ряда исследователей, в рассказе Евангелия от Луки о Закхее прежде всего раскрывается тема божественной заботы, проявляющейся в служении Господа Иисуса Христа, Спасителя отверженных, выходящего, подобно пастуху, на поиски заблудших людей. Закхей «представлен как образец человека, предпринимающего настойчивое усилие найти и увидеть Иисуса; Закхей - это пример радостной отзывчивости на призыв Христа, признающий в Нем Господа и выказывающий правильное отношение к богатству» (O'Toole. P. 1033).

Закхей также упоминается в «Псевдоклементинах» как сотрудник апостола Петра, поставленный им в епископы Кесарии Палестинской (Ps.-Clem. Hom. 3. 63-72 // PG. 2. Col. 152-157; Idem. Recogn. 3. 66 // PG. 1. Col. 1311). Климент Александрийский упоминает факт отождествления некоторыми Закхея с апостолом Матфеем (Clem. Alex. Strom. IV 6. 92), под которым автор, судя по тексту, подразумевал апостола Матфея-мытаря (ср.: Мф 9. 9-13).

Коптская Церковь празднует память Закхея 20 апрела (Angarano. Col. 1457). В сирийском Мартирологе Рабана Слибы (конец XIII - начало XIV века) под 27 августа помещена память мытаря Закхея, еп. Кесарии (Peeters P. Le Martyrologe de Rabban Sliba // AnBoll. 1908. Vol. 27. P. 159, 192). Память «святого апостола Закхея» помещена под 21 апреля в Синаксаре Константинопольской церкви (конец X века) и в Типиконе Великой церкви IX-XI веков (Mateos. Typicon. T. 1. P. 268-269), в греческой печатной Минее (Венеция, 1603) - под 20 апреля (SynCP. Col. 617, 619). В современном календаре Русской Православной Церкви память Закхея отсутствует, в 32-ю Неделю (т.е. воскресенье) по Пятидесятнице за литургией звучит евангельское чтение, посвященное обращению Закхея (Лк 19. 1-10).

http://www.pravenc.ru/text/182523.html

Литература
  • Angarano F.A. Zaccheo // BiblSS. Vol. 12. Col. 1456-1457
  • Donahue J.R. Tax collector // ABD. Vol. 6. P. 337-338
  • O'Toole R. F. Zacchaeus // Ibid. P. 1032-1033
  • Hillyer N. Τελώνης // NIDNTT. Vol. 3. P. 754-764
  • olland J. Luke. 18: 35-24: 53. Dallas (Tex.), 1993. Vol. 3. P. 902-908. (WBC; 35с)
  • Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ᾿Αϒιολόϒιον. Σ. 160
Статью разместил(а)

Скиженок Алексей Владимирович

редактор

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты