ЗА́ГВЕ

0 комментариев

ЗАГВЕ - династия христианских царей Эфиопии, правившая после падения Аксумского царства.

(X или XII века) до 1270 года, когда ей на смену пришла династия Соломонидов. Наиболее убедительна этимология родового имени Загве от эфиопского слова «за-агау» ( - тот, что из (народа) агау, агауский), которое стало прозвищем. Группа кушитоязычных этносов, объединенных названием агау, населяла в те времена обширные территории, расположенные к югу от Аксума, в т. ч. области Уаг (Ваг) и Ласта,- ядро владений Загве. Имена некоторых царей Загве, такие как Марара, Та(н)та(вэ)дэм, Лалибала, имеют, судя по всему, агауское происхождение.
Сведения по истории Загве в эфиопских источниках крайне скудны. За исключением нескольких списков имен, сохранившихся в различных версиях «Краткой хроники», о Загве упоминают лишь поздние (не ранее XV века) памятники местной агиографии, прежде всего пространные жития загвейских царей, причисленных Эфиопской Церковью к лику святых: Йэмрэханна Крэстоса, Лалибалы, Наакуто ла-Аба и Йэтбарака (изд. за исключением последнего), а также 4 жалованные грамоты, переплетенные вместе с «Золотым Евангелием» из монастыря Дэбрэ-Либанос близ Сэнафе в Эритрее, и краткие надписи царя Лалибалы на деревянных манбарах (аналоги алтарей) монолитных церквей.

Предание о приходе к власти 1-го царя Загве имеет явные фольклорные черты. У последнего аксумского царя Дэл-Наода родилась дочь, к которой, согласно предсказанию, должен был перейти престол. Царь приказал бросить 3-месячное дитя в пропасть, но девочка была чудесно спасена и впоследствии вышла замуж за наместника Ласты, который спустя некоторое время сверг Дэл-Наода и основал новую династию. Подчеркивается, что царь лишился престола за гордыню, противопоставив свое могущество силе Божией.

Относительно продолжительности правления Загве существуют 2 варианта хронологии: «долгая», охватывающая по разным версиям 372, 354 или 333 года (т. е. с нач. или с сер. X в.), и «краткая» - 133 года или менее (с середины XII века). Сторонник последней К. Конти Россини попытался связать приход к власти Загве с конфликтом между коптским патриархом Иоанном V (1147-1167 годы) и эфиопским царским домом, тщетно добивавшимся около 1150 года смещения престарелого митр. Михаила, который отказался признать царя-узурпатора. Однако нет никаких указаний на то, что эта узурпация означала смену династии.

На данный момент не имеется также достоверного списка царей Загве. В изданной Р. Бассе «Краткой хронике» имена стоят в следующем порядке: 1) Мара Такла Хайманот (     ) - 3 года; 2) Татадэм ( ) - 40 лет; 3) Жан Сэйум (   ) - 40 лет; 4) Гэрма Сэйум (   ) - 40 лет; 5) Йэмрэханна Крэстос (   ) - 40 лет; 6) Кэдус Харбе (   ) - 40 лет; 7) Лалибала ( ) - 40 лет; 8) Наакуто ла-Аб (    ) - 48 лет; 9) Йэтбарак ( ) - 40 лет; 10) Майрари ( ) - 15 лет; 11) Харбай ( ) - 8 лет.

Эфиопский историк Такла Цадэк Макурия предложил реконструкцию списка в ином варианте: 1) Мара Такла Хайманот (920-933 годы); 2) Сэбухай Дэл Наад II (       ) (933-943 годы); 3) Майрари (943-958 годы); 4) Харбай Харайана Маскаль (     ) (958-966 годы); 5) Мангэсана Йэбарэк (     ) (966-973 годы); 6) Йээкабэка Эгзиэ (   ) (973-983 годы); 7) Зена Петрос (   ) (983-989 годы); 8) Бахр Саф (   ) (989-1003 годы); 9) Тата Вадэм Цар Асгэд (       ) (1003-1013 годы); 10) Акутет Джан Сэйум (     ) (1013-1033 годы); 11) Ба-эмнат Гэрма Сэйум (     ) (1033-1053 годы); 12) Йэмрэханна Крэстос (1053-1093 годы); 13) Габра Марьям (   ) (1093-1133 годы); 14) Лалибала (1133-1173 годы); 15) Наакуто ла-Аб (1173-1213); 16 годы) Йэтбарак (1213-1253 годы).

Оба списка соответствуют «долгой» хронологии. Расхождения между ними значительны, но совпадают 2 последовательности: из имен 4 правителей (Татадэм / Тата Вадэм - Жан/Джан Сэйум - Гэрма Сэйум - Йэмрэханна Крэстос) и из имен 3 правителей (Лалибала - Наакуто ла-Аб - Йэтбарак). Привязка царствований к абсолютной хронологии, которую предложил Такла Цадэк Макурия, является условной. 40-летний срок правления большинства царей 1-го списка и части 2-го (5 последних царей) выглядит совершенно недостоверным.

Современный эфиопский историк Тадессе Тамрат предложил реконструкцию генеалогии династии Загве на основании агиографической традиции (имена ее представителей, занимавших престол, пронумерованы):

Основу данной генеалогии составляет «краткая» хронология. Престол у Загве крайне редко переходил от отца к сыну, как правило, от старшего брата к младшему или от дяди к племяннику, что дало повод африканисту В.М. Мисюгину увидеть в ней частный случай распространенной в архаических обществах системы возрастных классов. В каждом поколении правящего рода верховная власть последовательно передавалась 3 братьям, затем переходила к представителям следующего поколения. 4-й брат оказывался вне этой системы, но считался наделенным магической силой и нередко предпринимал походы для захвата и освоения новых территорий. По-видимому, можно говорить не об устоявшейся системе престолонаследия, а лишь о тенденции.

Единственный подлинный титул загвейского царя, сохранившийся в одной из жалованных грамот царя Лалибалы, напоминает аксумскую титулатуру с той разницей, что царь величался не с титулом негус, а с титулом хацани (первоначально, вероятно, аналог регента): «Я, хацани Лалибала, а мое царское имя - Габра Маскаль ... бээси ‘Азал, который непобедим для врага силою креста Иисуса Христа, сын Морара, сын Зансэйума, сын Асда…» Приведенная титулатура позволяет усмотреть в имени Тата Вадэм Цар Асгэд эпитет Цара Асгэд (    и интерпретировать его как «заставь врага преклониться».

Политическим центром эфиопского государства при Загве стала местность Бугна (Бугына), локализуемая на северо-западе Уолло, на территории области Ласта. Наиболее ранние сведения о подчинении этих земель Аксуму и об их христианизации восходят к правлению Калеба Элла Ацбэхи (см. ст. Елезвой). При Загве царская резиденция располагалась в Адафе. Это небольшое городище находится к северу от высеченных в скалах церквей, прежде именовавшихся Роха (Эдесса), а в настоящее время - Лалибэла (по имени царя, к-рому приписывается их создание); ничего подобного храмовому комплексу в Рохе в Эфиопии не возводилось вплоть до основания Гондара в XVII веке. Раскопки в Адафе не проводились, но косвенные данные указывают, что это был не город, который можно было бы сравнить по размеру и значению с Аксумом эпохи расцвета.

Хотя соломонидская историографическая традиция считала Загве узурпаторами, мн. представители этой династии были причислены к лику святых, причем их жития составлены как раз при Соломонидах. Помимо 4 упомянутых выше царей в качестве святых почитаются цари Габра Марьям и Харбе (Харбай), царица Маскаль Кэбра, супруга Лалибалы, и Ба-хайла Маскаль, сын Наакуто ла-Аба. Феномен массовой канонизации Загве представляется тем более странным, что из неск. десятков царей Соломоновой династии лишь единицы удостоились подобной чести. С.Б. Чернецов был склонен объяснять это особыми заслугами Загве перед Эфиопской Церковью, заключавшимися не столько в создании комплекса монолитных храмов в Рохе, сколько в щедрых даяниях и земельных пожалованиях церквам и монастырям и в поощрении их экспансии в южном направлении.

По мнению П. Маррассини, канонизация загвейских царей означала помимо прочего христианизацию традиционного африканского института «священного правителя», который должен был воздерживаться от войн и своим миролюбием обеспечивать процветание общества. Жития изображают царей Загве миротворцами, для которых даже охота не всегда была допустимым развлечением. Правда, эти образы во многом сформировались под влиянием Церкви и подчас противоречат эфиопской устной традиции, отраженной, напр., в живописи. В Национальном музее естествознания (Музей человека) в Париже хранится полотно неизвестного мастера конца XIX - начала XX веков с изображением битвы Лалибалы со старшим братом, тогда как, согласно Житию Лалибалы, его брат Харбай добровольно уступил ему власть.

Значительный интерес представляют сведения о стране эфиопов арабо-христианского автора из Египта Абу-ль-Макарима, современника Загве Согласно его «Истории» (составлена в 1177-1204 годы), все абиссинские цари (   ) были священниками, которые имели право служить литургию до тех пор, пока собственноручно не совершат убийство; свое происхождение они возводили к Моисею (ср.: Числ 12. 1). При этом Абу-ль-Макарим отождествил страну царицы Савской с Эфиопией и рассказал о хранящемся там ковчеге завета. Таким образом, он первым обратил внимание на основные моменты предания, положенного впосл. в основу династического мифа Соломонидов.

Упадок Загве связан с активной христианизацией обл. Шоа, расположенной к югу от Ласты, где сформировался альтернативный центр власти. О свержении Загве сохранилось несколько преданий. Согласно поздней (конец XVII века) церковной традиции, Загве по настоянию Такла Хайманота добровольно передали власть «истинному потомку Соломона» Йэкуно-Амлаку, а сами на некоторое время сохранили за собой наместничество в Ласте. По древней версии, дошедшей в описании одного из чудес в Житии Иареда Сладкопевца, последний загвейский царь Зена Петрос предпринял поход в обл. Дамот, расположенную к юго-западу от Ласты, но был разгромлен и убит ее правителем, язычником Маталоме (в действительности это не имя, а титул дохристианских правителей Дамота).

Наиболее достоверным кажется предание о походе Йэкуно-Амлака при поддержке шоанских мусульман на Ласту и отступлении последнего загвейского царя в обл. Бэгемдыр (Бегамедр), где он был разбит в решающей битве в местности Гайент. Царь пытался укрыться в церкви св. Кирика, но был убит Йэкуно-Амлаком перед алтарем. Вариант сказания сохранился в трактате «Богатство царей» (   ): в нем выделен фольклорный сюжет о петухе последнего загвейского царя Заэлмакнуна (отождествляемого с Йэтбараком), прокричавшем человеческим голосом, что царская власть перейдет навек к тому, кто съест его голову. По совету Такла Хайманота царь велел приготовить ему этого петуха, голова которого по ошибке досталась царскому слуге Йэкуно-Амлаку. Тогда Такла Хайманот, узнавший об этом от ангела, венчал Йэкуно-Амлака на царство и велел идти походом на Заэлмакнуна, который в итоге потерпел поражение и пал от руки соперника.

 

©Православная энциклопедия

Литература
  • Conti Rossini C. Appunti ed osservazioni sui re Zâguê e Takla Hâymânot: Nota // RRAL. 1895. Vol. 4. P. 341-359, 444-468
  • idem. Storia d'Etiopia. Mil., 1928. P. 303-321
  • Perruchon J. Notes pour l'histoire d'Éthiopie: Le Pays de Zâguê // Revue sémitique. 1897. Vol. 5. P. 275-284
  • ураев Б. А. «Богатство царей»: Трактат о династическом перевороте в Абиссинии в XIII в. // ЗВОРАО. 1901. Т. 13 (1900). С. 157-171
Статью разместил(а)

Попцов Александр Сергеевич

редактор

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты