ВАРНА́ВА

0 комментариев

ВАРНАВА - апостол. Считается основателем Кипрской Православной Церкви и ее первым архиепископом.

Варнава происходил из состоятельной еврейской семьи, жившей на Кипре. При рождении ему было дано имя Иосия (Деян. 4. 36), или Иосиф (Epiph. Adv. haer. I. 2. 30, 25). Апостолы нарекли его Варнава, что означает «сын утешения» или «сын пророчества» (Деян. 4. 36). Он принадлежал к колену Левитову, причем Александр Кипрский уточняет, что Варнава вел свой род от пророка Самуила (1.9). Согласно Александру Кипрскому, Варнава в юности был послан родителями в Иерусалим, где вместе с Савлом (будущим апостолом Павлом) обучался у известного законоучителя Гамалиила. Благодаря Варнаве, убедившему апостолов в искренности обращения Савла, прежний гонитель христиан вошел в общение с учениками Христа (Деян. 9.27). Семья Варнавы имела богатые владения не только на Кипре, но и в Иерусалиме. Сам он, продав земельный участок около города, передал деньги апостолам на нужды иерусалимской христианской общины (Деян. 4. 37).

В Деяниях апостолов не говорится об обстоятельствах обращения Варнавы. По свидетельству монаха Александра, в Иерусалиме Варнава стал очевидцем исцеления расслабленного у купальни Вифезда, а также других чудес, совершенных Христом в иерусалимском храме. Варнава пал к стопам Спасителя и испросил его благословения (1.12). Он обратил в христианство свою сестру Марию, мать апостола Иоанна Марка.

Апостольская деятельность Варнава началась после побиения камнями первомученика Стефана (34/5 г.). Спасаясь от гонений, начавшихся после смерти Стефана, члены иерусалимской общины «прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слова, кроме Иудеев. Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, пришедши в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса» (Деян. 11.19-20). Когда в Иерусалиме стало известно о распространении христианства в Антиохии, апостолы поручили Варнава отправиться туда (Деян. 11.22). Прибыв в Антиохию, он утвердил новообращенных и поддержал деятельность эллинистов (Деян. 11.23). Потом, отправившись в Тарс, он привел оттуда Савла (Деян. 11.25) и привлек его к проповеднической деятельности среди антиохийских язычников. Целый год они вместе проповедовали в Антиохии, многих обратив ко Христу. Их ученики впервые в истории стали называться христианами (Деян. 11.26). Среди обращенных иудеев-киприотов были исцеленный от проказы Аристоклиан (впоследствии епископ Амафунтский) и, вероятно, Мнасон (впоследствии епископ Тамасский) со своим другом Феоной (Хождения и мучение Апостола Варнавы, § 20).

Узнав о грядущем голоде (44 г.), антиохийские христиане собрали деньги и послали их через апостолов Варнава и Савла иерусалимской общине (Деян. 11.29-30). Варнава и Савл вскоре возвратились из Иерусалима в Антиохию, взяв с собой племянника Варнава Иоанна Марка (Деян. 12.25).

В Антиохии Варнава возглавил круг «пророков и учителей», куда входили Симеон Нигер, Луций Киринеянин, Манаил, воспитывавшийся вместе с Иродом Антипой, и Савл (Деян. 13. 1). На протяжении 11-й и 12-й глав и 1-12 стихов 13-й главы (до рассказа об обращении проконсула Сергия Павла) при описании их апостольской деятельности имя Варнава всегда стоит впереди имени Савла. Жители Листры сравнивали Варнава с Зевсом, а Савла с Гермесом (Деян. 14.12).

По Божественному внушению они отправились на проповедь, обратив ее как к эллинам, так и к иудеям. В этом путешествии их сопровождал племянник Варнава Иоанн Марк. Из Антиохии они прибыли на Кипр (весна 45 г.), проповедовали в Саламинских синагогах и прошли весь остров до Пафоса (Пафа) (Деян. 13.4-6). В Пафосе римский проконсул Сергий Павел, «призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие» (Деян. 13.7). Их оппонентом выступил иудейский маг и псевдопророк Вариисус (Елима). Савл совершил чудо, временно ослепив Вариисуса, в результате чего многих обратил в христианство, в том числе и самого проконсула (Деян. 13. 6-12). Таким образом, Кипр стал первой страной, где у власти был христианский правитель. С этого момента Савл стал именоваться Павлом. В Пафосе, согласно местному преданию, апостол Павел претерпел мучение «сорока без одного» ударами.

Маршрут апостолов не указывается в Деяниях, а в кипрских источниках существуют различные версии. Среди городов и местностей, в которых побывали апостолы, упоминаются Китий, Тамас, Палехори, Агрос, Лампадист, Солы, гора Олимп (современный Олимбос) и дркгие. Наиболее вероятно, что апостолы передвигались по острову, пользуясь системой римских дорог.

В Китии (современная Ларнака) они встретили правослваного Лазаря Четверодневного, который из-за преследования иудеев вынужден был покинуть Палестину и переселиться на Кипр. Варнава и Павел рукоположили его во епископа Кития (Χατζηϊωάννου. Τ. 1. Σ. 352-356).

В «Хождении апостола Варнавы» рассказывается, что они посетили г. Лампадист (по мнению одних исследователей, он располагался к востоку от современного села Какопетрия, по мнению других -  к юго-западу от села Мицеро, на вершине, где находятся развалины византийской церкви Панагии Ламподусы). Здесь они встретили Ираклия из Тамаса, с которым познакомились еще в Китии. Варнава крестил его с именем Ираклидий и рукоположил во епископа Тамаса (§ 16-17). Согласно житию святого Ираклидия, его крещение произошло в «реке Солейской» (то есть в реке Сетрах, протекающей по горной долине Марафаса и впадающей в море у горы Солы). Около места крещения Ираклидия сейчас находится монастырь святого Иоанна Лампадистиса (село Калопанайотис).

Из Пафоса оба апостола отплыли на корабле в Малую Азию, о чем упоминает Евсевий Кесарийский в «Церковной истории» (Euseb. Hist. eccl VII. 25, 15-16). Далее (без Иоанна Марка, который отделился от них и вернулся в Иерусалим) они отправились в Памфилию (Пергию и Атталию), Писидию (Антиохию Писидийскую) и Ликаонию (Иконию, Листру и Дервию), проповедуя как иудеям, так и язычникам. В этих городах они основывали христианской общины, сталкиваясь с сильным противодействием иудеев (Деян. 13.13-52; 14.1-26).

Возвратившись в Антиохию, оба апостола вступили в полемику с иудео-христианами относительно необходимости обрезания для христиан. Для решения этого вопроса они отправились в Иерусалим, где рассказали, «какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников» (Деян. 15.12). Иерусалимский Собор апостолов (48 г.) принял решение не обременять христиан из язычников исполнением закона Моисеева (Деян. 15.1-31 и Гал. 2.9). Павел и Варнава жили в Антиохии, «уча и благовествуя» (Деян. 15.35). Через некоторое время они решили посетить основанные ими христианской общины в Малой Азии. Однако между ними возникло разногласие из-за Иоанна Марка, которого Павел не хотел брать с собой, поскольку тот оставил их в Памфилии во время первого путешествия (Деян. 15.36-38). В конце концов Варнава отправился на Кипр с Марком, а Павел с апостолом Силой - в Малую Азию и далее во Фракию и Элладу (48 или 49 г.) (Деян. 15.39-41). На эпизоде расставания апостолов заканчивается повествование об апостоле Варнава в Новом Завете. Разногласие между апостолами не повлекло за собой вражды (Ioan. Chrysost. In Acta Apostolorum. 34.1): апостол Павел с уважением говорит о Варнава в своем послании (1 Кор. 9.6) (ок. 56). О более позднем сотрудничестве апостолов существует одно косвенное упоминание в Послании Колоссянам (Кол 4.10).

Ряд источников содержит разноречивые сведения об апостольской проповеди Варнава в Александрии, Риме и Медиолане (современный Милан). Климентовы «Встречи» (Recognitiones, IV век), находящиеся в составе Климентин и дошедшие в лат. переводе Руфина Аквилейского (V в.), говорят о деятельности Варнава в Риме еще во время земной жизни Спасителя. Климент встретил Варнава в Риме, где апостол проповедовал Евангелие (Recognitiones. I 6). Акты ап. Петра (§ 4) также упоминают о пребывании Варнава в Риме (NTApo. Tüb., 19242. S. 233). В Псевдо-Климентовых гомилиях рассказывается о том, как Климент Римский встретил Варнава, «одного из учеников Сына Божия», в Александрии (Hom. 1.9-16; Hom. 2.4) и спрятал его в своем доме, чтобы защитить от толпы философов, старавшихся опровергнуть проповедь Варнава с помощью силлогизмов. Варнава возвратился в Иудею, куда затем прибыл Климент. Они встретились у апостола Петра, и Варнава просил Климента сопровождать его в Рим (Hom. 1. 14-16. 5).

Александр Кипрский считает, что путешествие Варнава из Антиохии в Рим, а затем в Александрию и его возвращение в Антиохию состоялись позднее - вскоре после побиения камнями первомученика Стефана (2. 20-21).

Древнейшие источники не говорят о проповеди Варнава в Медиолане. Наиболее раннее упоминание об этом встречается в Апостольских списках Псевдо-Епифания (VI-VII века) и Псевдо-Дорофея (VIII-IX века). Подробно его деятельность в Медиолане описана в соч. «De adventu Barnabae Apostoli» в составе «Datiana Historia Ecclesiae Mediolanensis» или «De situ civitatis Mediolanensis» (IX век), где говорится, что Варнава отправился в Рим сразу после расставания с ап. Павлом, то есть прибыл туда ранее других апостолов и первым возвестил там евангельское учение. На Западе Варнава считается небесным защитником Милана и покровителем бондарей и ткачей.

После расставания с апостолом Павлом Варнава прибыл из Антиохии на остров в сопровождении Иоанна Марка (Деян. 15.35-39). Как рассказывается в «Хождении апостола Варнавы», они сели в Лаодикии на корабль, плывущий на Кипр, и ночью высадились на берег в Кроммиакити (совр. Кормакитис). Их приняли у себя Аристон и Тимон, слуги языческих жрецов (§ 14). На следующий день они отправились в Лапиф, однако не вошли в город, так как там совершался языческий праздник (§ 16). Оттуда они поднялись в горы в город Лампадист (здесь в «Хождении апостола Варнавы» помещается эпизод крещения Ираклидия, который большинство исследователей относят ко времени первого путешествия), взошли на гору Хионодес (современная Хионистра) в Троодосе и спустились в Палеа-Пафос (совр. Куклия) (§ 18). Здесь они остановились у Родона, бывшего рабом в храме Афродиты и ставшего христианином. В Палеа-Пафосе Варнава был узнан Вариисусом, который приложил все усилия, чтобы не допустить его прибытия в Пафос. Поэтому Варнава, Марк и Родон пошли в Курион (§ 18). Приближаясь к этому городу, они встретили процессию идолопоклонников, двигавшуюся к святилищу, в которой участвовало множество обнаженных мужчин и женщин. Варнава проклял это позорное шествие, и тотчас обрушилась западную часть городских стен, задавив и покалечив многих, остальные нашли прибежище в святилище Аполлона (§ 19). Вариисус, собрав иудеев у городских ворот, воспрепятствовал входу апостолов в город (§ 19). На следующий день апостолы пришли в селение около Амафунта, где их принял Аристоклиан, затем отправились в Амафунт, где совершались языческие торжества. Вариисус возмутил против них живших там иудеев и снова помешал войти в город (§ 20). Наконец, они достигли Кития, где их никто не принял (§ 21), и отплыли оттуда в Саламин (Констанцию) (§ 22).

Год смерти Варнавы (около 57 года) устанавливают, исходя из общей хронологии событий, изложенных в Деяниях святых апостолов. Ранее предпочтение отдавалось другой дате - 61-62 годы. В «Хождении» рассказывается, что по прибытии в Саламин Варнава стал проповедовать в синагоге (§ 22). Через 2 дня в город приехал Вариисус и поднял против Варнава иудеев. Они схватили апостола и хотели вести его на суд к правителю Саламина, но, узнав, что на Кипр приехал один благочестивый родственник императора Нерона, иудеи решили казнить Варнава тайно. Ночью, надев аркан на шею, апостола повлекли из синагоги к ипподрому и далее за городские стены, где предали сожжению (§ 23). Прах Варнава собрали в пелену и, запечатав ее свинцом, решили бросить в море (§ 23). Однако Марку вместе с Тимоном и Родоном удалось ночью похитить прах и похоронить его в одной из пещер около города, где прежде поселились иевусеи. Вместе с прахом апостола они положили Евангелие, которое тот получил от ап. Матфея (§ 24). Марк, Тимон и Родон 3 дня скрывались в пещере от иудеев, а затем отправились в Лимнит (§ 25). В Житии святого Авксивия говорится, что там Марк рукоположил Авксивия, только что прибывшего из Рима, епископа города Солы (§ 8). Оттуда Марк на египетском судне отплыл в Александрию.

Согласно Энкомию Александра Кипрского, Варнава был схвачен в Саламине во время проповеди в синагоге сирийскими иудеями и после долгих мучений был предан побиению камнями. Иудеи решили сжечь тело апостола, чтобы уничтожить его бесследно, но оно чудесным образом осталось невредимым в огне и было тайно погребено апостолом Марком и другими христианами (2.29).

Согласно Энкомию Александра Кипрского (4.40), гробница апостола, его мощи и Евангелие были обретены после явления Варнава Анфемию, архиеп. Саламина (около 488 года). Варнава трижды являлся Анфемию во сне и велел искать его мощи в 5 стадиях от города, в месте, называемом Игиас (в переводе с греческого «Место здравия», так как там часто совершались чудеса), в пещере под рожковым деревом. На груди апостола было обнаружено Евангелие от Матфея, переписанное рукой Варнава (4.40). Доски переплета были сделаны из туевого дерева (Suda. Θ. 541).

Это событие произошло в критический период для Кипрской Церкви, когда Антиохийская Церковь при патриархе-монофизите Петре Гнафевсе стремилась установить над островом свой контроль под предлогом, что Кипр получил христианство от Антиохии. Евангелие, найденное в гробу Варнава, было отвезено архиепископом Анфемием в Константинополь и предъявлено византийскому императору Зинону (474-491 годы). Обретение мощей апостола являлось важным аргументом в полемике с Антиохийским Патриархом, таким образом была доказана и окончательно признана автокефалия Кипрской Церкви как основанной апостолом. Архиепископ, избиравшийся Кипрскими епископами, получил 3 императорских привилегии: носить порфировую мантию, императорский скипетр (вместо посоха) и подписываться киноварью.

В «Церковной истории» Феодора Анагноста (I 2) говорится, что Евангелие было помещено императором Зиноном в церкви святого Стефана в Большом дворце и что оно выносилось для чтения в Великий четверг. Это Евангелие видел там будущий Патриарх Антиохийский Севир, посетивший византийскую столицу в 508 году, о чем он пишет в своем послании. Считается, что вместе с Евангелием в Константиполь была перенесена и часть мощей Варнава и положена в храме святого Стефана. Из латинского описания Константинополя («Аноним Меркати») известно, что в XII веке часть мощей Варнава хранилась в ц. Богородицы Перивлепты (Триаконтафиллос), построенной в 1034 году императором Романом III Аргиром (Описание святынь Константинополя. С. 452). Согласно Типикону Великой церкви X века, память Варнава в Константиполе совершалась в церкви апостола Петра, пристроенной к Святой Софии (Mateos. Typicon. Т. 1. P. 310).

Основная часть мощей апостола осталась на Кипре. Архиепископ Анфемий после возвращения из Константинополя основал на месте их обретения монастырь (смотрите статью Варнавы апостола монастырь) и построил большую трехнефную базилику. Рака с мощами апостола была перенесена из пещеры в новый храм и установлена, согласно Александру Кипрскому, справа от жертвенника, в апсиде южного нефа Игумен Даниил (1106-1107 годы), перечисляя кипрские святыни, называет мощи Варнава на втором месте вслед за упоминанием мощей святой Епифания Кипрского (ППС. 1885. Т. 1. С. 10-12). В 1629 году частица мощей Варнава была привезена в дар русскому царю Михаилу Феодоровичу кипрским посольством во главе с Иоасафом, архимандрита монастыря святого Николая (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. Д. 1629 г., № 11. Л. 3) (Белоброва О.А. Кипрский цикл в древнерусской литературе. Л., 1972 год, С. 18). После турецкой оккупации (1974 год) мощи Варнава были вывезены в южную часть острова и хранятся в монастырях Киккском и Махерас.

Согласно западной традиции, основная часть мощей Варнава была перенесена с Кипра в Милан, откуда глава святого попала в Тулузу, а другие частицы оказались в Падуе, Кремоне, Кёльне и Праге.

© Православная Энциклопедия

 

 

 

Литература
  • Cirillo L. Un nuovo Vangelo apocrifo: il Vangelo di Barnaba // Rivista di storia e letteratura religiosa. 1975. T. 11. P. 391-412
  • Wedderburn A. Paul and Barnabas: The Anatomy and Chronology of a parting of the ways // Fair play: Diversity and conflicts in early Christianity. Essays in honour of H. Räisänen. Leiden etc., 2002. P. 291-310
  • Öhler M. Barnabas. Tüb., 2003. (WUNT; 156).
Статью разместил(а)

Спаринский Артур Романович

редактор

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты